Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 135 из 164)

Если говорить детальнее о процессах в душе рассудочной (как в инволюции, так и в эволюции), то как наиболее существенное в ней следует отметить насыщенность характерологической основы эфирной субстанцией. В инволюции она притекает как из эфирного тела, так и из сферы Жизнедуха (рис. 121), что ведет к претворению ее в душу инспирации.

С переходом от инволюции к эволюции понятийная основа приводит физическое тело в связь с Жизнедухом, в чем мы видим залог обретения сознанием бытия. В целом же простиранием действующих в душе рассудочной сил от физического тела до Духочеловека обусловлена ее, скажем, базисная роль в триединой душе. Душа рассудочная на микрокосмическом уровне повторяет позицию Христа в Божественном Триединстве, когда начинается наш эволюционный цикл. Подобно тому, как троичность первых эонов через Христа переходит в четверичность, а затем в семеричность эонов, так через восьмеричность (2x4) души рассудочной взаимно переходят друг в друга семеричности души ощущающей и души сознательной.

В конфигурации души рассудочной мы имеем, по сути, картину вочеловечения Христа: Его погружение, как Жизнедуха, в гробницу физического тела (в инволюции) Иисуса из Назарета, где четвертым членом является Само Христово Я, и действие Его силы воскресения в человеческой телесности, в эволюции, где четвертым членом является человеческое "я" (рис. 123).

Борение Иакова с Богом выражает принцип индивидуальной эволюции человека.

В душе сознательной характерологическую основу образует эфирно-физический поток, приходящий из физического тела. Это означает, что она в душе сознательной имеет наиболее законченную форму, в которую вливается эволютивный астральный поток, приходящий из сферы Самодуха. Понятийная основа души сознательной вся обусловлена прямым воздействием на нее (в эволюции) импульсов, приходящих из будущего. То, для чего душа рассудочная
создает лишь предпосылки: единство бытия и сознания, — в ней призвано стать реальностью. Ее эволюция простирается от физического тела до Духочеловека. Но, поскольку речь идет об индивидуальной эволюции, то какие-либо реальные результаты простирание дает лишь в случае прогресса самосознания.

Как в душе ощущающей преобладает связь всех действующих сил с астральным телом, в душе рассудочной — с эфирным, так в душе сознательной — с физическим (см. табл. 22 и 23). По этой причине ей в наибольшей мере угрожает искушение ариманическими силами, атакующими "я" на его пути к Самодуху. Эти искушения опаснее тех, которые выступают в душе ощущающей. Здесь речь идет о борьбе за одухотворяющуюся материю, и потому в душе сознательной ариманические духи приобретают азурический характер — действуют из иерархии ариманических архаев. Люциферические ангелы, действующие в абстрактном мышлении, опирающемся на физический мозг, проникают из души сознательной во всю понятийную основу (если человек ничего им не противопоставляет) и, действуя оттуда, приходят в связь, а не в противоречие с действующими в характерологической основе ариманическими архангелами. Силы тех и других соединяются и, как "высшее" (т.е. с обратным знаком) их единство, выступают азуры.

В духовном мире одни существа состоят из других. Так, азуры возникают из приходящих к единству люциферических ангелов и ариманических архангелов. Для человека их влияние означает погружение души сознательной в пучину эгоизма и вожделений души ощущающей. Так возникает "опрокинутый" микрокосм, символ которого — перевернутая пентаграмма, применяемая порой в политическом оккультизме и в черномагических ритуалах.

Но Христов импульс с особой силой противостоит супостатам в душе сознательной. Как сила Жизнедуха, Он пронизывает понятийную основу, рождает в ней представления, основанные на практическом опыте (включая нравственную жизнь). В конце концов, вся душа сознательная приобретает характер понятийной основы и действует в человеческом духе как практическое априори, практический разум. Человек тогда входит в сферу Самодуха и живет там индивидуально с помощью созерцающей силы суждения, неся в себе характерологическую основу как объект (см. табл. 5).

Таков самый краткий анализ полученной нами картины действия субстанциональных сил в двенадцатичленном человеке. Для наших целей этого анализа достаточно, и теперь, опираясь на него, мы рассмотрим более подробно отдельные ингредиенты душевной жизни.

6. Возникновение психического

Говлря о человеке как о существе, формирующемся на сопряжении сил, приходящих из прошлого и будущего, мы, естественно, и время рассматриваем как феномен двоякого рода. Рудольф Штайнер говорит об этом так: "Мы имеем время в двух потоках: эфирное (время), которое движется в будущее, и астральное, которое стремится назад, в прошлое... Понимание этого совершенно необходимо. Но в таком случае нужно отвыкнуть от того образа мыслей, который считается только с прошлым, когда говорит о причине и следствии (о законе причинности). Мы не должны считаться с прошлым; мы должны говорить о будущем как о чем-то реальном, о чем-то реально идущем нам навстречу, в то время как прошлое мы влачим за собой. Но пройдет много времени, прежде чем у нас появятся такие понятия. А до тех пор не будет никакой психологии" (124;7.ХI).

В правильности утверждения Рудольфа Штайнера мы будем убеждаться тем больше, чем детальнее станем вникать в картину того, что нам способно раскрыть полученное на рис. 116-121. То, что Рудольф Штайнер называет эфирным временем, движется из прошлого в будущее через ряд состояний жизни и формы. В этом процессе время становится трехмерным пространством через феноменологию живых существ, в которых правит ориентация свыше на индивидуальную эволюцию. Семичленная метаморфоза выступает здесь как выражение перехода космического двенадцатичленного пространства во время. В земных условиях двенадцатичленностъ времени выражает переход эмпирического времени в пространство высшего мира: в двух-, одномерное и нулевое (точечное). Этот, второй, процесс становится возможным лишь благодаря времени, текущему из будущего, которое есть чистая личность и сверхсознание.

Психическое в феномене человека есть место встречи одного времени с другим. Они текут навстречу друг другу, и их столкновение в каждом элементе человеческого существа требует соответствующего синтеза. Сталкиваются между собой эфирные потоки, поскольку в каждый член человеческого существа они приходят как снизу, от телесности, так и сверху — свыше. В инволютивном процессе становления человека разнохарактерные потоки сил и субстанций текут параллельно в теле и духе, а сталкиваются между собой в тройственной душе. В эволютивном процессе их столкновение происходит повсюду (ср.рис.116,119 и 118).

Имея перед собой общую картину всех этих процессов, мы получаем возможность глубже и систематичнее понять многие сообщения Рудольфа Штайнера, которые он в самых разных взаимосвязях делал в своих многочисленных лекциях и сам просил нас систематизировать и обдумать их. Рассмотрим на нескольких примерах, как можно это сделать.

В одной из лекций Рудольф Штайнер дает описание действия эфирно-астральных потоков в ритмической и головной системах человека. Он говорит, что от сердца к голове в человеке восходит поток эфиризованной крови, который, пронизав голову, уходит затем в космос. Этот поток сопровождается другим, астральным, который, однако, задерживается мозгом и не пронизывает его. С другой стороны, астральный поток обладает определенной притягательной силой для внешней астральной субъстанции. "Поэтому астральное тело человека, поскольку оно достигает области вблизи головы, состоит из двух видов астральности: из астральности, постоянно стремящейся из космоса, и из той, что в человеческом теле идет снизу вверх и притягивается внешней астральностью". Чем морально совершеннее человек, тем чище сияет это место в виде ореола вокруг человеческой головы. "Когда астральная материя, — продолжает Рудольф Штайнер, — удерживается мозгом, то она отражается назад, и то, что отражается, — это мысли человека, это ваше осознанное чувство, что вы обычно переживаете как вашу душевную жизнь". Знание внешнего мира оказывается возможным именно благодаря указанному соприкосновению двух астральностей (129; 26.VIII).

Если вспомнить, что душа сознательная особенно тесно связана с 2-лепестковым лотосом, находящимся в области нижней части лба, то вышеприведенное сообщение Рудольфа Штайнера можно привести в связь с рис. 119. Тогда поток эфиризованной крови предстанет нам идущим в потоке эфирных сил, восходящих из души ощущающей, опирающейся на 12-лепестковый лотос в области сердца, в сферу Самодуха, потом — в эфирном потоке, восходящем из души рассудочной в сферу Жизнедуха, и, наконец, в эфирном потоке, который из физического тела через душу сознательную восходит в сферу Духочеловека. Этот последний поток, как бы суммируя все три потока, уходит затем в будущее, в космос. Таким образом, поток эфиризованной крови охватывает всего человека, и благодаря связи низшего с наивысшим происходит дематериализация крови, ее эфиризация. А поскольку индивидуальное в человеке играет при этом существенную роль, то, как сама собой разумеющаяся, образуется следующая конфигурация сил: от низшего члена души эфирный поток идет в сферу Самодуха, а в душу сознательную приходит поток из физического тела, т.е. из физической крови. Второй из указанных потоков приходит в душу сознательную вместе с астральным потоком, дальнейший путь которого пролегает в сверхсознательное — к Жизнедуху. Но в душе сознательной он встречается с приходящим из будущего через сферу Самодуха потоком иной астралыюсти. Она приходит из космоса, а то, что идет снизу, — это, как мы уже говорили, иная астральность, которая замыкается в контур всего многочленного существа человека.