От иерархических существ человек получил, в форме инстинктивного влечения, способность размножения. Благодаря люциферическим
существам его душевные образы были направлены на чувственный мир. "Он стал существом, сознающим себя в чувственном мире. ...получил возможность в своих поступках изначально руководствоваться восприятиями чувственного мира. ...Теперь он начал следовать побуждениям и приманкам представлений. Вместе с этим в мир явился и человеческий произвол. Таково было начало добра и зла" (11; стр.92—93).
Навстречу Люциферу встают от земного плана вожделения Аримана, господствующего в материи покуда материя существует. Ариман надеется, действуя из материи, захватить космическую интеллигенцию, которая наполняет человеческое "я", и погрузить ее в подфизическое, в сферу физических энергий и распадающихся эфиров, создать из нее свое царство и стягивать туда, сферу за сферой, все Мироздание. Ариманические духи действуют через обмен веществ, овладевая природой инстинктов, делая человека умным и позитивистом. Они живут, как их описывает Рудольф Штайнер, под земной поверхностью, у них нет чувственно видимого тела, но они обитают в земном и водном элементах, а свои действия простирают в такие природные феномены, как землетрясения, наводнения, вулканическая деятельность. Ариманические духи имеют дело с тем, что выражается в человеческих инстинктах, потребностях, вожделениях, страстях, делая их настолько дикими и сильными, что они достаются им — как элементарные существа, порожденные человеком — после смерти человека (218; 16. XI).
Ныне все порождения низшей человеческой астральности часто переживаются во вспышках атавистического ясновидения, поскольку, в силу нравственного упадка всего человечества, ариманические существа приобрели немалую силу. Журналистика и оккультисты материализма преподносят их массовому сознанию как космических пришельцев, художники, находя к ним отношение в собственном подсознании, живописуют их ужасающие облики. Однако все эти существа являются воплощением творимого человеком зла, и у них нет материального тела. Они стремятся захватить все человечество, поскольку ариманическая сила ждет, "...что однажды благодаря своей карме люди сойдут в такую инкарнацию, что через инстинкты, страсти, вожделения им особенно понравятся такие существа; и в одной из земных жизней человек скажет: не хочу возвращаться в духовный мир, я хочу, покинув физическое тело ...воплотиться в такое подчувственное существо; поэтому я остаюсь связанным с Землей; я делаю выбор и остаюсь подчувственным существом ...Таким путем они (ариманические существа) хотят сделать Землю бессмертной, чтобы она не распалась в мировом пространстве", когда исполнит свою миссию (218; 16.XI).
Вопрос о таком выборе решается человеком в целом ряде инкарнаций, и для того, чтобы он не был сделан в пользу ариманических духов, в мир пришла Антропософия. В высшей мере актуально уже сейчас понять природу внутренней жизни человека, дабы иметь силу изменять ее в нужном направлении. Действие люциферических и ариманических существ не упразднить догматическим установлением. А кроме того, в эволюции они играют также и правомерную роль. Она проявляется в нас, начиная с физического тела, когда на его базе мы формируем душевную жизнь. Через действие восприятий чувств, говорит Рудольф Штайнер, мы потребляем не только душевную, но и физическую материю. В нас тогда действуют люциферические духи. Они разрушают физическое тело, образуя в нем некоего рода "дырки", когда в нас действует воля. Она уничтожает в нас земное бытие, когда мы воспринимаем луч света, слышим звук. "Но мы реагируем на это: мы заполняем пустоты земным бытием". И заполнение происходит с помощью Аримана. Люцифер хотел бы нас дематериализовать, но с ним борется Ариман и заполняет создаваемые им в материи пустоты. Человек же образует равновесие в их борьбе (205; 15.VII).
Убедиться в этом можно на основании внешнего опыта. Известно, например, что приезжающие в Италию туристы начинают интенсивно посещать музеи и порой теряют сознание, падают в обморок. Из-за перегруженности восприятиями они теряют слишком много материи, астральное тело теряет устойчивую связь с физическим и спонтанно выходит из него.
Итак, рис. 125, на котором мы изобразили конфигурацию сил, действующих в душе ощущающей, необходимо дополнить, а также показать ее пространственно-временную ориентацию (рис. 126). Так мы продвинемся на шаг вглубь душевного, которым создается телесное.
По сути говоря, два рода вожделений: ариманические и люциферические заполнили справа и слева фантом (чисто духовное) физического тела материей. Границу между ними, проходящую строго по оси симметрии тела, воздвигли истинные Боги. Люцифер и Ариман ведут постоянную борьбу друг с другом, оставаясь по обе стороны этой границы, и искусство жизни состоит в том, чтобы постоянно удерживать равновесие между ними. Где-то на самой границе сознания мы устанавливаем это равновесие в восприятии чувств, когда воспринятое левым ухом, левым глазом, левой рукой, соединяем с подобными же восприятиями, полученными справа. Мы производим соединение на плоскости, которая, фактически, не имеет толщины. Жизнь наших чувств, как ее характеризует Рудольф Штайнер, представляет собой некоего рода живопись, которой мы занимаемся на обеих сторонах этой плоскости (и тем "окрашиваем" жизнь мышления). Следовательно, жизнь наших чувств двухмерна.Положение человека, изображенного на рис. 126, обладает особым значением для понимания того, как вообще возникает феномен человека сознательного. Но рисунок нужно взять в раскрытии, к которому мы пришли на рис.104, 116 и др. Плоскость, делящая человека на две симметричные части, проходит, фактически, через все Мироздание. Она есть то мировое настоящее, в котором будущее переходит в прошлое, а прошлое — в будущее. Поэтому настоящего, как такового, нет, а есть только становление. Настоящее — это становление. Человек пребывает в постоянном становлении. И становление есть Христос — Жизнь вечная, образующая отношение между Отцом (Прошлым в каждый момент бытия) и Святым Духом (Будущим в каждый момент бытия). Жизнь во Христе есть Мировое Я — высшее единство бытия и сознания: Я-единство. В вечности единство восходит к Отцу, в творении — к Сыну. Ибо в творении Отец все отдал Сыну, "дал Ему власть над всякою плотью" (Ин.17;2).
Уже на древнем Сатурне Христово начало образует последовательность ступеней: Мудрость — Любовь — Личность (Духи Личности) (см. табл. 26). Таким образом, в личности и через личность Христос примиряет разошедшиеся в творении на две стороны Любовь и Мудрость. И примирение совершается в человеке. Человек образует отношение между Мудростью и Любовью, в чем выражается его подражание Христу. Но чтобы мочь совершать такую работу, человеку пришлось спуститься на самое дно материального бытия. Изображенное на рис. 104 явилось для него некоего рода "воронкой", затянувшей его в центр противостояния люциферических и ариманических сил. Но как бы глубоко в материю ни опустился человек, Христово начало всегда проходит через центр его бытия.
Фактически, на самом дне материальной Вселенной этот центр "обрастает" самобытием за счет выработки тройственного тела, души и духа. Этот процесс можно уподобить изготовлению свечи, когда нить то погружают в расплавленный воск, то вынимают, чтобы остудить. И когда на нити образуется достаточный слой воска, ее зажигают, она тогда горит своим собственным пламенем.
Срединное положение человека между действующими на него и в нем силами обязывает его постоянно восстанавливать равновесие между ними. И в той мере, в какой это равновесие удерживается, возникает субъект. Любой его состав: трех-, четырех-, семи-, девяти-
или двенадцатичленный, многообразие индивидуализированных психических, духовных проявлений — все является результатом синтеза противоположностей, которым формируется восхождение субъекта по вертикали: по вертикали духа в указанной плоскости становления. А если мы спросим, что движет становление по горизонтали (т.е. во времени)? — то ответом на этот вопрос будет: в горизонтальном направлении человек движется силой принципа семичленной метаморфозы на уровнях от органического до логического вне зависимости от того, определяется ли это движение объективно или субъект действует исходя из свободного целеполагания.
Плоскость становления пронизывает также и царства природы, а над человеком она обусловливает систему трехчленных отношений между существами Иерархий, участвующими в творении. Можно выявить ряд ее уровней (табл. 27).
Одна сторона полярности | Синтез | Другая сторона полярности |
минеральное царство тьма | цвет | свет |
растительное царство смерть | метаморфоза | жизнь |
животное царство голод | вожделение | насыщение |
антитезис | суждение | тезис |
шесть внутренних восприятий чувств | "я" | шесть внешний востприятий чувств |
душа ощущающая | душа рассуд. | душа сознат. |
диалектическая триада | созерцание | три последних элемента имапшат. логики |
мысль | чувство | воля |
воля | чувство | мысль |
Табл. 27