После открытия органов чувств вовне Ангел еще некоторое время оставался в человеческом астральном теле и действовал в нем наравне с люциферической деятельностью. Тогда имагинативные переживания в человеке существовали наравне с образным мышлением. Но с середины древнегреческой культуры Ангел начал покидать внутренний мир души человека, перестал обитать в ней как высшее Я. Он встал на пороге восприятий чувств.
Человек ныне, вожделея питания, дыхания, принимает предметы питания и воздух в себя. Вожделея восприятий, он должен покидать себя и своим астральным телом соединяться с объектами восприятия. И если бы человек был целиком предоставлен самому себе, то он просто "выдохнул" бы свое астральное тело через органы чувств и слился бы им с объектами восприятия, с лежащим в их основе миром элементарных существ. В некотором смысле он повторил бы что-то подобное тому, что совершили Серафимы на древнем Сатурне по отношению к Архангелам. Только в данном случае, не обладая могуществом высшего Я. человек оказал бы услугу Люциферу за счет погашения собственного сознания [* Это факт легко понять, исходя из общей связи вещей. Высшее повторяет себя в низшем; низшее возводит себя через подражание высшему. Одно отражается в другом. Но повсюду возникает своя нюансировка процессов.]. Ибо Люцифер, поселившись в человеческом астральном теле, даре Духов Движения, желает слиться в его оболочке с идеальным содержанием мира природы. Человек обособился от этого мира, отторгнул его от себя, объективировал, чтобы через отражение в объекте стать субъектом. Люцифер желает пойти обратным путем, став групповым Я всего человечества.
Некогда, чтобы поселиться в астральном теле человека, Люцифер обособил его от Божественного, от родового, консолидировал в себе, сделал эгоцентричным, что привело это тело в тесную связь с эфирным и физическим телами. Поэтому астральное тело, выходя из нас в акте восприятия, имеет неодолимое желание вернуться обратно: от восприятий мы устаем. Ему в его склонности помогает эфирное тело, ибо к органам чувств в акте восприятия приливает кровь.
Ариман, действуя в обмене веществ, испытывает отвращение к внешнему миру. Проникая с током крови в органы восприятия, он посылает оттуда в нерв антипатию к объектам восприятия. Но у него возникает симпатия к тому, что от восприятия через нерв действует на кровь, поскольку с помощью этого он надеется найти непосредственный доступ к человеческой крови — носителю индивидуального я. Ариман стремится восприятие слить в единство с жизненным процессом.
В таком противостоянии люциферических и ариманических сил человек получает то, что мы называем ощущением. Ощущение возникает как результирующая борьбы люциферических и ариманических сил в системе человеческих восприятий. Подобного рода результирующими являются в нас и четыре тела (включая душевное) на современной стадии их индивидуализации. Ощущение представляет собой ту форму индивидуального бытия, которая возникает в душе, но еще не является самой душевной жизнью. Ощущение есть форма присутствия Ангела в нашей душе. Подчеркнем: не бытия, а присутствия.
Все, что мы переживаем душевно-духовно, дано нам в ощущении; само же ощущение нам не дано. Нам даны его производные: симпатия и антипатия и суждения. Доступ к нам ощущение находит через вожделение. Субстанционально ощущение одной с ним природы и в то же время есть чистое вожделение — аналогично чистому понятию (без отношения к восприятию).
Собственно говоря, и к ощущению человек развивает вожделение. И оно, как высшее намерение, входит в индивидуальную душу. В результате этого душа, как плод "антипатии" космоса, поскольку она "выдохнута" им в индивидуальное бытие, развивает свою антипатию к миру восприятий [* Наслаждение восприятиями — это совсем другой процесс. Он разворачивается в сфере эстетического, т. е. индивидуально-осознанного; описываемое же нами остается на ступени подсознательного.]. А далее, оттолкнувшись от внешнего мира, душа повторяет этот процесс в себе, развивая антипатию к бессознательному, а значит — к прошлому, и симпатию к самосознанию, а значит — к будущему. Она начинает развиваться во времени. Но прежде должно завершиться развитие телесности как объекта антипатии космоса, и потому — в пространстве и времени.
Душа развивается во внутренней симпатии и антипатии; мировое противостояние она берет внутрь себя и тем снимает трехмерное пространство, переходит от противоречия к отношению: с высшим. Переходной ступенью тут является созерцание. В созерцании мы подражаем Богам, и потому оно доступно лишь индивидуальному духу. На доиндивидуальной ступени в наше время, когда Ангел уже не обитает в душе человека, а стоит у ее врат, созерцание превращается в грезу, в люциферизированную деятельность; и таковым является атавистическое ясновидение. В нем Люцифер похищает субстанцию человеческой души и творит из нее собственное люциферическое царство.
Процесс индивидуализации начинается с ощущения, возникающего в душе вследствие восприятий чувств. Откровение телесного через чувство жизни рождает первое ощущение в нашей душе. Последнее, высшее ощущение есть интуиция — переживание духовного откровения. Такое ощущение дано нашему Самодуху.
Впервые ощущение возникает в астральном теле благодаря его связи с эфирным и физическим, поскольку вожделения рождаются уже жизненными процессами. Через эфирное тело эти процессы-вожделения рождают свои противообразы в астральном теле, которые достигают нашего сознания как ощущения. Например, голод есть исходная форма вожделения, но переживаем мы не сам голод, как нарушение баланса эфирно-физических сил, а то, что через кровь достигает нерва и астрального тела — ощущение голода.
Достигая через Самодух интуиции, мы своим астральным телом полностью отождествляемся со сверхчувстенным объектом, т.е. собственным астральным телом, сами производим воздействие на объект. Объект же в обоих случаях (как в чувстве голода, так и в интуиции) один и тот же — Духочеловек. В чувстве жизни (благодаря которому ощущается голод) Духочеловек воздействует на эфирное тело и выжимает из него тело астральное. Эфирное тело при этом ведет беспрерывную борьбу с физическим: отторгая поступающие в организм средства питания и за счет отторжения строя из своих сил физическое, как оно это делало уже на древнем Солнце.
В гигантском противостоянии физического и эфирного на стороне эфирного тела, конечно, стоит Жизнедух, для которого материальные вещества питания служат лишь указателями — в каком "направлении", в какой форме, в каком составе творить физическое на данной ступени эволюции. В сдавливающем действии Духочеловека выражается высшее, Божественное намерение. Это оно, по сути, выражает себя во всех физических свойствах материи — в силе тяжести, плотности, во всех косвенно, через математические вычисления познанных свойствах атомных структур: плотности ядер, гипотетических сверхплотных состояниях материи, зависимости массы от движения со скоростью света и др.
Во всех подобных явлениях обнаруживается универсальное стремление Отчего начала претворить материю в дух, в сознание, одарить творение самосознанием.
Наше эфирное тело опосредует связь космического сознания с индивидуальным самосознанием. Малейшее нарушение весьма подвижного равновесия в противостоянии эфирного тела веществу выражается в нарушении гармонической связи эфирного тела с астральным, в нарушении связи астрального тела с космосом, что и обнаруживается через ощущение.
Физическое, будучи оплотневшим духом, вытолкнутым в инобытие, становится минералом, эфирное в инобытии рождает жизнь, астральное в инобытии рождает смерть и ощущение. Минеральное полярно противоположно бытию сущего, астральное в ощущении полярно противоположно космическому сознанию. Оттого возникает некоего рода "рычаг".
В нем чем сильнее давление Духочеловека, тем выше поднимается "плечо" ощущения, т. е. тем ближе человек к космическому сознанию. Некогда все вещественное будет "выдавлено" (через ряд метаморфоз) в сферу чистого бытия-сознания, на астральный план. Процесс этот уже идет, когда мыслящее сознание спиритуализируется, вбирает в себя духопознание. Периодическое сгущение и растворение материи в состояниях жизни, формы, в эонах создает лишь предпосылки для развития индивидуального духа, для инволюции.
Итак, все на Земле, начиная с атомных и кристаллических структур, устремлено к самосознанию. Вратами же к нему служит человек. Врат этих в человеке двое: у начала душевной жизни и на границе души и духа. И там, и там на пороге стоит существо Ангела, только у первых он является в сопровождении Люцифера и Аримана (это явление в оккультизме называется Малым Стражем Порога), у вторых через существо Ангела человеку является Сам Христос (Ве ликий Страж Порога). У врат духа человек переживает встречу со Христом.
У врат души переживание Христа сказывается косвенно, как Сила, помогающая облагораживать вожделения. Ангел же является вестником Бога-Отца, вернее, Духа Формы, даровавшего нам "дыхание жизни", и с первым ощущением вступает во врата души с дарованным нам Я. Некогда, в начале земного эона, Элоим Ягве привел три наших тела в такую взаимосвязь, что в них смогло возникнуть низшее "я", способное восходить до индивидуального тождества с Я высшим. (На древней Луне нашими непосредственными творцами были Духи Движения; они привели астральное тело в гармоническую связь с физическим и эфирным и т.д.)