Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 145 из 164)

Таким образом, ощущение формирует процесс внутреннего отражения эфирным телом натиска ариманически-люциферических вожделений, лишая их инстинктивного, животного характера. При этом оно само является как форма вожделения, т. е. родственным тому, что приходит из бессознательного, но ориентация его полярно противоположна инстинкту. Оно, как новая, индивидуализированная форма вожделения встречает идущий из души к вратам чувств древний поток деятельности суждения, той деятельности, которую прежде осуществлял Ангел. У врат чувств к этой деятельности примешивается люциферическое, поднимаясь из астрального тела. Сама же деятельность осуществляется в душе. Основа для нее была заложена еще Духами Движения на древней Луне.

На пути до врат чувств деятельность суждения остается бессознательной. Но если она там осознается, то вспыхивают люциферизированные имагинации. С ними борются ариманические духи. Деятельность суждения останавливается на границе органов чувств, и возникает восприятие — не ощущение! — ибо суждение здесь еще не входит в сознание, поскольку остается сверхчеловеческой деятельностью, приходящей из будущего.

Когда Ангел действовал внутри души, он создавал в ней ощущение субъекта, но на сверхсознательном уровне Самодуха. Теперь та деятельность выступила из души вверх, а в душе осознается суждение. Внизу, сталкиваясь с воздействием, приходящим извне, деятельность суждения впервые осознается как индивидуальная, возникающая в акте восприятия. Далее человек вырабатывает способность отвлечься от восприятия и осознать деятельность суждения внутри души; тогда он переживает ощущение. Оно рождено восприятием и представляет собой деятельность, идущую от души ощущающей к душе рассудочной, навстречу выходу Ангела из человеческой души.

А теперь на основе полученных результатов мы могли бы еще раз провести анализ всей системы восприятий чувств, которым мы занимались в третьей главе, и он, на этот раз, еще конкретнее показал бы нам процесс рождения индивидуального "я". Нам значительно подробнее раскрылось бы все то, что мы свели к единству на рис. 38. Если тот рисунок привести в связь со всем полученным на рис. 116-121, то наши исследования приобретут искомую полноту. Мы тогда увидим внутреннюю природу становления индивидуального духа в пространственно-временной эволюции. При этом, пожалуй, придется еще вспомнить рис. 71, на котором показан общий принцип того, как нам следует соединить полученные на указанных рисунках части в единое целое.

Представим себе изображенное на рис. 38 как своего рода проекцию на горизонтальную плоскость того, что изображено на рис. 116-121, и наоборот. Тогда пространство и время соединятся, а индивидуальный дух станет триединым человеком. Мы не станем давать полного графического выражения такой связи. Рисунок получился бы слишком громоздким, и нам все равно не удалось бы передать в нем главного — движения. А ведь все изображенное на рис. 116 или 118 постоянно в процессе духовно-душевной жизни человека пульсирует вверх-вниз по отношению к плоскости изображенного на рис. 38. Далее, если взятые под углом в 90° по отношению друг к другу плоскости рис. 118 и 38 соотнести с пространственным образом человека, данным на рис. 91, то тогда плоскость рис. 118 пришлось бы взять вращающейся вокруг вертикальной оси и тем выражающей состояния каждой из девяти сфер в тот или иной момент осознанной жизни "я".

Так пришлось бы нам поступить, если бы мы захотели дать полное и детальное графическое выражение полученным результатам исследования. Но можно поступить проще: понять лишь главную суть полученной взаимосвязи. Откуда бы мы ни начали ее рассматривать, ее центральной точкой всегда будет оставаться индивидуальное "я". Оно остается своего рода подвижным "шарниром", связывающим разные позиции движущихся плоскостей.

Возьмем физическое тело за исходную точку рассмотрения, и потом обе плоскости (и рис. 38, и рис. 116 или 118) приведем в соприкосновение так, как показано на рис. 127 (левая позиция). Мы получим соотношение, констелляцию рождения первого восприятия, чувства жизни в индивидуальном опыте души. При этом, что бы ни рождалось в системе двенадцати восприятий чувств, оно всегда останется в горизонтальной плоскости, будучи, в то же время, связанным со всем космосом, а то, что переходит в индивидуальную душу (благодаря ощущению), всегда останется в вертикальной плоскости, связанной с прошлым, настоящим и будущим.

Пройдя через все нюансы душевно-духовной жизни, вертикальная плоскость приходит в другую крайнюю связь с горизонтальной плоскостью (рис. 127: правая позиция) — в точке Духочеловека. При этом вертикальная плоскость проделывает еще поворот на 360 градусов. Все остальные аспекты индивидуальной жизни умещаются в пределах этих двух граничных состояний. Не станем пугаться обозначенных границ, хотя в горизонтальной плоскости они простираются до мира неподвижных звезд, а в вертикальной — от эона древней Луны до будущего Вулкана. Все же полезно иметь представление о человеке, как о существе, довольно определенно заключенном в указанные пределы, обусловленные эволюцией и инволюцией индивидуального я.

Горизонтальная плоскость, в которой возникают восприятия чувств, — инволютивна в онтогенезе души в пятой послеатлантической культурной эпохе. Действующая в ней тройственная душа выступает в своем космическом аспекте. Она еще не выработана человеком индивидуально и целиком. Присущие ей мышление, чувствование и воление проявляют субстанциональность Иерархий. Это, по сути, единая космическая воля, инволютивно вобранная в себя существом человека и метаморфизированная разделением эфиров и элементов.

Плоскость восприятий чувств в плане эволюции также простирается от первого до седьмого эона (см. рис. 16). Поэтому ее осевой вертикальный принцип, или, выражаясь в духе нашего исследования, ее динамическое настоящее стоит под знаком высшей деятельности Святого Духа. Как мы помним, троичность первых эонов образует законченное целое; оно по окончании эона древней Луны имело тенденцию оставить человека идеальным отражением высшего и по трем ступеням будущих эонов возвести его в духовные выси, не наделяя акциденцией свободного духа. Конечно, тенденция эта была скорее условной, чем реальной, хотя и условность была настолько высокого порядка, что в эволюции стала реальностью в том смысле, что постоянно присутствует, как альтернатива, в каждом акте свободного (а также и несвободного) выбора.

Процесс наделения человека я-сознанием в земном эоне породил в эволюции мира иное динамическое настоящее, стоящее под водительством Христа (см. рис. 16). Так возникает плоскость индивидуальной эволюции, где осевым принципом выступает Импульс Христа.

Ипостась Сына через человека приходит в отношение с Ипостасью Святого Духа. Приходят в отношение в ином Космическая Любовь и Космическая Мудрость. Их синтез — в Отце; однажды он был явлен в человеке — в Мистерии Голгофы. С тех пор задан путь индивидуальной душе к такому синтезу. Первая его ступень — индивидуальная жизнь души, зарождающаяся благодаря переживанию полярных противоположностей: желания и нежелания, симпатии и антипатии и т. д. Нужно постоянно иметь в виду, что величайший Праобраз стоит за каждым элементарным движением души. Лишь потому она и становится индивидуальной, безусловной, что Праобраз абсолютен. Поскольку Он ничем не обусловлен, кроме Самого Себя, то такой же характер получает и душа уже с первых шагов своей самореализации.

Деятельность Ангела, выступающего у врат органов чувств, вызывает феномен движения и взаимодействия плоскостей тела, души и духа. Но она не идет дальше ощущения. Все возникающее вслед за тем вызывается ныне индивидуальной деятельностью "я".

9. Ингредиенты душевной жизни. Нравственность

Выведенная нами взаимосвязь плоскости восприятий чувств с плоскостью двенаддатичленного человека [* Не забудем, что на рис. 116—121 душевное тело, "я" и Я не только возникают в процессе действия указанных там сил, но и воздействуют на их прохождение через девятичленного человека. Их место — в интервалах.] позволяет устранить одно недопонимание, которое могло возникнуть из сравнения рис. 126 с рис. 91. На втором из них показано, откуда человек получает приток сил, строящих его физическое тело: они приходят слева и в направлении с севера на юг. Согласно рис. 120, слева в нас входит поток астральных сил, текущих из будущего. Но здесь нет противоречия. Человек пространственный возникает как результат пересечения трех плоскостей. При этом физическое тело образуется в нем в плоскости восприятий чувств, т. е. в горизонтальной плоскости, которую мы имеем и на рис. 91, и на рис. 127. Своим первичным феноменом она, напомним, имеет зодиакальный круг, в котором правит Отчая воля.

В человека душевного слева притекает "материя" чувств, чувствований, заявляющих о себе в душе рассудочной. Что касается душевного тела и души ощущающей, то они образуют переход от плоскости восприятий чувств к плоскости души и духа. Поэтому они действуют в вертикальной плоскости, делящей человека на две симметричные части. Так это получается согласно рис. 91. Согласно же рис. 127 эту третью плоскость следует представлять себе вращающейся на 360°.