Смекни!
smekni.com

«Языковые представления Вильгельма фон Гумбольдта» (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Теоретическая и прикладная лингвистика»

Реферат на тему:

«Языковые представления Вильгельма фон Гумбольдта»

Выполнил:

Курочкина С. В.,

гр. 3-54-1

Проверил:

Баранов В.А.,

д. ф. н., профессор

Ижевск

2007


Содержание

Введение 3

Основные положения теории Вильгельма фон Гумбольдта 4

Неогумбольдтианство 17

Заключение 20

Литература 21


Введение

Одним из наиболее выдающихся языковедов XVIII – XIX вв. является Вильгельм фон Гумбольдт – выдающийся немецкий мыслитель-гуманист – создатель теоретических основ науки о языке.

Языковые представления Вильгельма фон Гумбольдта развивались как реакция на антиисторическую и механистическую концепцию языка XVII – XVIII веков, а также на логические и университетские концепции. Они опираются на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и «духа народа».

Вильгельму фон Гумбольдту необходимо выявить исторические закономерности развития языков мира. Поэтому он создаёт концепцию стадиального развития языков, отражающую становления языка во времени, в зависимости от культуры той или иной цивилизации.

Язык, согласно Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. Языковая форма далеко не сводится к внешней, звуковой форме. Наибольшее значение имеет внутренняя форма языка.

Гумбольдт утверждает, что, в силу самой природы человека, язык изначально связан с мышлением именно как общественное явление.

В связи с тем, что теория Гумбольдта разносторонняя и несколько противоречивая, она нашла развитие в современных лингвистических течениях американского и европейского неогумбольдтианства. Американское неогумбольдтианство развивает проблему языка и культуры. Европейское направление ставило своей целью возрождение «подлинного» сравнительного языкознания в духе идей Вильгельма фон Гумбольдта. Представители неогумбольдтианства разделяют субъективно-идеалистическую теорию познания в духе И. Канта, И. Г. Фихте, неокантианской философии, старого и современного позитивизма.

Основные положения теории Вильгельма фон Гумбольдта

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835) по праву считается основоположником теоретического языкознания. Создание общей теории языка стало возможным, прежде всего, в результате разрыва со сложившейся в логистической традиции взглядом на язык, его функции и природу, на оценку характера и значений языковых различий. Этот разрыв был подготовлен развитием сенсуалистической теории познания, в особенности трудами Локка и Кондильяка. Новому взгляду на язык способствовала научная атмосфера эпохи и в первую очередь расцвет философской мысли. Гумбольдт взял на вооружение и применил к анализу языка основные её достижения – диалектический метод, в соответствии с которым мир рассматривается в развитии как противоречивое единство противоположностей. [4, 22]

Лингвистическая концепция Вильгельма фон Гумбольдта возникла как реакция на антиисторическую и механистическую концепцию языка XVII – XVIII веков, а также на логические и университетские концепции. Она опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.-В. Шлегелей. Философские идеи Гумбольдта сформировались в свете идей немецкой классической философии. Идеи Гумбольдта явились одним из источников философской антропологии – течения западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века. [2, 123]

Отмежёвываясь от традиционного подхода и философски осмыслив (вслед за Гердером) проблему генеза языков, Вильгельм фон Гумбольдт переносит её на такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его рассмотрение ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на внутренний генезис, усматривающий в языковой способности не только уникальный дар человека, но и его сущностную характеристику. Разграничение этих двух видов генезисного рассмотрения – эмпирического и внутреннего – поднимает исследование языка на философско-антропологический уровень. Их смешение привело бы не только к элиминации общей теории, необходимой для рассмотрения данной проблематики, но значительно снизило бы эффективность конкретно-эмпирических изысканий. [3, 7]

Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта составляют:

1. синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека – язык трактуется им одновременно как организм духа и самодеятельность, или деятельность духа;

2. диалектический подход;

3. системно-целостный взгляд на язык;

4. приоритет динамического процессуально-генетического подхода над структурно-статическим планом описания языка;

5. трактовка языка как порождающего себя организма;

6. приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческим анализом движения языка в конкретно-исторический период времени;

7. приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

8. сочетание интереса к разнообразию реально существующих языков и языку как общему достоянию человечества;

9. отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека;

10. сочетание отвлечённо-философского взгляда на язык со скрупулёзно-научным подходом к его изучению. [2, 123]

В докладе «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» («Ueber das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung, 1820) Гумбольдт выделяет три этапа развития языков.

Первый этап – период происхождения языков. «Язык не может возникнуть иначе, как сразу и вдруг, то есть происхождение языка – скачкообразный переход из одного состояния в другое. На первом этапе происходит первичное, но не полное образование органического строения языка».

Второй этап связан со становлением языка, формированием его структуры. Становление языка продолжается вплоть до «состояния стабильности», после которого принципиальное изменение языкового строя уже невозможно. Согласно Гумбольдту языки проходят принципиально единый «путь развития», но «состояние стабильности» может достигаться на разных этапах.

Гумбольдт выделяет четыре ступени (стадии) развития языка: «На низшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи оборотов речи, фраз, предложений… На второй ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи устойчивого порядка слов и при помощи слов с неустойчивым вещественным и формальным значением… На третьей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи аналогов форм… На высшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи подлинных форм, флексий и чисто грамматических форм». И на последней стадии развития, согласно Гумбольдту, находятся санскрит, семитские языки и классические языки Европы с греческим на вершине.

Третий этап начинается с момента, когда язык достиг предела законченности организации. Язык уже не развивается, но и не деградирует, однако в органическом строении языка и в его структуре может происходить более тонкое изменение, совершенствование. На этом этапе находились современные Гумбольдту языки Европы. Здесь изучение языка составляет собственно предмет исторической лингвистики. Совершенствование языка тесно связано с историческим развитием соответствующего народа.

Уже в этой сравнительно ранней работе Гумбольдт заявляет: «Мышление не просто зависит от языка вообще, потому что в известной степени оно определяется каждым отдельным языком». Здесь уже сформулирована так называемая теория лингвистической относительности.

Здесь же Гумбольдт описывает, что такое язык, указывает на его коллективный характер: «Язык не является произвольным творением одного человека, а принадлежит всему целому народу; позднейшее поколение получает его от поколений минувших… Языки являются не только средством выражения уже познанной действительности, но, более того, и средством познавания и ранее неизвестной. Их различие не только различие звуков и знаков, но и различие самих мировоззрений (мировидений). В этом и заключается конечная цель всех исследований языка». [1, 73]

Механизм взаимодействия языка и мировидения следующий: «слово, вызывая представление о предмете, затрагивает (в соответствии с особенностями своей природы и вместе с тем особенностями объекта, хотя часто и не заметно) соответствующее своей природе и объекту ощущение, следовательно, непрерывный ход мыслей человека сопровождается такой же непрерывной последовательностью восприятий, которые по степени и по оттенку определяются, прежде всего, представляемыми объектами, согласно природе слов и языка. Объект, появлению которого в сознании всякий раз сопутствует такое постоянно повторяющееся впечатление, индивидуализированное языком, тем самым представляется в модифицированном виде». [4, 33]

Итак, если сравнение языков на этапе их становления – это типология, то сравнение языков на этапе их совершенствования – это, прежде всего, сопоставление «мировидений», картин мира, создаваемых с помощью языков.

Главный лингвистический труд Гумбольдта «О развитии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества» (1830 – 1835). Здесь он выделяет три взаимосвязанных понятия (явления): «человеческая духовная сила», «действие человеческой духовной силы», которая и влияет на «разделение человечества на народы и племена, и различие их языков и наречий». Как язык вообще неразрывно связан с «человеческой духовной силой», так каждый конкретный язык связан с «духом народа». Язык, в отличие от диалекта, с одной стороны, и языковой семьи, с другой, есть достояние отдельного народа, а народ – это множество людей, говорящих на одном языке.