Смекни!
smekni.com

Гражданская война. 2005г. Источник (стр. 3 из 5)

Советская республика оказалась в кольце фронтов. В Прибалтике, Белоруссии и на Украине находились герман­ские войска; на Дону и Северном Кавказе — войска Красно­ва и Деникина; в Закавказье — германо-турецкие войска и местные националисты; Север, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток — в руках Белой гвардии и войск Антан­ты. Туркестан был отрезан от Советской России. Во второй половине августа 1918 г. войска Восточного фронта (командующий С. С. Каменев) с трудом остановили наступление противника, а с 5 сентября перешли в наступ­ление, которое продолжалось до февраля 1919 г., когда был освобожден Оренбург и восстановлена связь с советскими войсками Туркестана. Противник, захватив в Казани золо­той запас республики, отступил за Урал, где столкнулся с партизанскими армиями И. Кожевникова и В. К. Блюхера.

В ноябре 1918 г. в Омске бывший командующий Черно­морским флотом адмирал А. В. Колчак отстранил от влас­ти Уфимскую директорию, членом которой он был, устано­вил в Сибири военную диктатуру («колчаковщину»). Он провозгласил себя «верховным правителем российского го­сударства» и верховным главнокомандующим русской ар­мии. В качестве такового он был признан как руководством стран Антанты, так и другими вождями белого движения. Колчак стал готовить новые силы для похода на Москву, включив в их состав остатки чехословацкого легиона.

В октябре 1918 г. главным фронтом республики стал Южный фронт (командующий П. П. Сытин). На юге России Добровольческая армия генерала А. И. Деникина захвати­ла Кубань, а Донская казачья армия атамана П. Н. Красно­ва, овладев Донской областью, несколько раз пыталась взять Царицын и перерезать Волгу. Войска Южного фронта тер­пели неудачи. Положение обсуждалось в ЦК РКП (б), кото­рый в ноябре 1918 г. принял специальное постановление «Об укреплении Южного фронта». ЦК призвал военное коман­дование «железною рукою, красным террором» заставить личный состав выполнять боевые приказы любой ценой, «не останавливаясь ни перед какими жертвами». Под руковод­ством новых командующих (с ноября — П. А. Славен, с ян­варя 1919 г. — В. М. Гиттис) войска Южного фронта отбро­сили от Волги и разбили казаков Краснова. Их остатки вли­лись в состав образованных Деникиным Вооруженных сил юга России (ВСЮР).

На втором этапе гражданской войны Советская респуб­лика оказалась в двойственном положении. С одной сторо­ны, поражение Германии в мировой войне привело к уходу ее войск почти со всех оккупированных областей. Их заняли войска Красной армии. Советская власть была восстанов­лена на Украине, в Белоруссии, на большей части Прибал­тики. В ноябре-декабре 1918 г. были образованы новые со­ветские республики: Эстонская («Эстляндская трудовая коммуна»), Литовская, Латвийская. 1 января 1919 г. боль­шевики создали Белорусскую советскую социалистическую республику. В феврале 1919 г. Литва и Белоруссия объеди­нились в единую Литовско-Белорусскую ССР (Литбел). Объединенное правительство возглавил лидер литовских коммунистов В. С. Мицкявичус-Капсукас.

С другой стороны, положение Советского государства с военной точки зрения обострилось. Победив в мировой вой­не, страны Антанты освободили значительные силы. В Лон­доне и Париже возобладали намерения собственными сила­ми задушить русскую революцию в колыбели, отодвинув силы русской контрреволюции на второй план. Представи­тели русской политической эмиграции во главе с бароном . В. В. Меллер-Закомельским, собравшись в ноябре 1918 г. в Яссах (Румыния) на объединенное совещание, поддержали намерения стран Антанты. Более того, они призвали союз­ные вооруженные силы немедленно прийти на Юг России, подавить советскую власть, восстановить «единую и неде­лимую Россию» в границах до 1914 г., но без Польши.

Военное командование Антанты разработало план нане­сения по советским республикам одновременных ударов с севера, востока и юга. Для этой цели были созданы военные соединения общей численностью более 300 тыс. чел. Глав­ный удар намечался по Крыму и Украине силами 12-15 ди­визий союзников. Однако совместный поход сорвался. Во­енный министр Великобритании У. Черчилль, ссылаясь на антивоенные настроения в стране и войсках, заявил, что английские войска смогут на русском Севере лишь удержи­вать Мурманск и Архангельск, а на юге (Кавказ) — Баку и Батум. На большее Великобритания не была готова, но обе­щала помочь материально.

В Сибири и на Дальнем Востоке войска стран Антанты объединились под командованием французского генерала М. Жаннена, но в наступление также не пошли. Колчак же, став верховным главнокомандующим, только овладевал ситуацией, копил силы, разрабатывал планы. Японцы и американцы в остром соперничестве за зоны влияния огра­ничились борьбой с дальневосточными партизанами.

Наиболее воинственной оказалась Франция, но и она смогла высадить на юге России и Украины лишь 2 француз­ских и 1,5 греческих дивизии и небольшие подразделения сербов, румын, поляков общей численностью около 60 тыс. чел. В ноябре-декабре 1918 г. эти войска заняли Новорос­сийск, Севастополь, Одессу, Николаев, Феодосию, Херсон. Силами Украинского фронта (командующий В. А. Антонов-Овсеенко) интервенты к апрелю 1919 г. были отброшены с Украины к морю. 19-27 апреля в Крыму во французской эскадре началось восстание моряков, подготовленное груп­пой революционных матросов во главе А. Марти. Моряки требовали прекратить интервенцию и вернуть их на роди­ну. Черноморское восстание во французском флоте в апре­ле 1919 г. — самое значительное революционное выступле­ние в войсках интервентов, яркое свидетельство солидар­ности французских моряков с русской революцией. Фран­цузское командование было вынуждено эвакуировать свои войска, которые уносили из России «бациллу большевиз­ма». «Мы у нее отняли ее солдат», — так охарактеризовал Ленин события во французском флоте, называя их «самой главной победой» над Антантой.

На третьем этапе, в 1919 г. на долю РСФСР и братс­ких с ней республик выпали наиболее серьезные военные испытания в борьбе против войск Колчака, Деникина, Юде­нича.

Военный опыт 1918 г. заставил руководство партии большевиков отказаться от дооктябрьского программного положения о замене постоянной армии всеобщим вооруже­нием народа (милиционной армией). Оно убедилось в необ­ходимости иметь регулярную, кадровую, хорошо обучен­ную, строго дисциплинированную армию с централизован­ным управлением и партийным руководством. Сторонники прежнего курса организовали «военную оппозицию» (А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Ф. И. Голощекин, А. Ф. Мясников, Г. Л. Пятаков, В. М. Смирнов, Г. И. Сафа-ров, Е. М. Ярославский и др.). Опираясь на собственный военный опыт, они выступили против кадровой, жестко дис­циплинированной армии, смертной казни, военспецов, за партизанские методы войны, выборность командного соста­ва и др.

В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) «военная оппози­ция» потерпела поражение. В частности, в докладе ЦК партии по военному вопросу, с которым по заданию Ленина выступил Г. Я. Сокольников, требование оппозиции не при­влекать в Красную армию бывших офицеров сравнивалось с требованием «левых коммунистов» в 1918 г. не привлекать инженеров на фабрики и заводы.

Летом 1919 г. было окончательно централизовано не только управление РККА РСФСР, но и командование воо­руженных сил всех советских республик. 1 июня в кабине­те нового председателя ВЦИК М. И. Калинина (избран пос­ле смерти Свердлова в марте 1919 г.) руководители пяти со­ветских республик приняли решение объединить республи­канские армии в единую РККА. Согласно декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. о военном союзе России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии (в Эстонии советская власть к тому вре­мени пала) создавалось единое военное командование и еди­ное управление важнейшими отраслями народного хозяй­ства (транспорт, военная промышленность и др.). Декрет оформил военно-политический союз советских республик. Это произошло в разгар боев с Колчаком, который в марте развернул поход многотысячной армии на Москву.

В апреле 1919 г. военное командование Антанты поста­вило перед Колчаком и Деникиным задачу объединиться для совместного похода на Москву. Вожди белого движения задачу не решили. Первым в марте из Сибири выступил А. В. Колчак. К концу апреля его войска отрезали Туркес­тан, подошли к Самаре, Симбирску, Казани. Слабость по­хода заключалась в том, что большая часть войск висела на тонкой нитке Сибирской железной дороги.

Для РСФСР Восточный фронт снова, как и в 1918 г., стал главным. Для его усиления были проведены партийная, комсомольская, профсоюзная мобилизации, организованы коммунистические субботники в помощь фронту. Бесплат­ный труд на благо республики Ленин назвал «великим по­чином».

В конце апреля 1919 г. южная группа войск Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе нанесла первое поражение противнику и перешла в наступление, которое в июне развернулось по всему фронту. Оно прошло в два эта­па. На первом (июнь-август) были освобождены Поволжье и Урал, на втором (август 1919 г. — январь 1920 г.) — Сибирь.

В июле 1919 г. главком вооруженных сил И. И. Вацетис за попытку остановить наступление Восточного фронта был снят с должности. На нее был назначен С. С. Каменев. Ко­мандовать фронтом поручили М. В. Фрунзе (июль-август), затем — В. А. Ольдерогге (август 1919 г. — январь 1920 г.). Под их командованием войска Восточного фронта заверши­ли разгром войск адмирала А. В. Колчака. Сам адмирал в конце 1919 г. бежал из Омска, но был задержан белочехами. Вчерашние подручные выдали его меньшевикам, те — большевикам. По постановлению большевистского Иркут­ского ревкома 7 февраля 1920 г. 47-летний Колчак был рас­стрелян. Из организаторов и вождей белого движения Кол­чак стал четвертым (после Каледина, Корнилова, Алексее­ва), сгоревшим в огне гражданской войны. Полномочия вер­ховного главнокомандующего он снял с себя 4 января 1920 г. в пользу генерала А. Й. Деникина.

В июле 1919 г. главным стал Южный фронт. К этому времени войска Деникина захватили Северный Кавказ, Украину, юг России, перерезали Волгу в районе Царицы­на, однако с войсками Колчака соединиться не успели. 3 июля Деникин издал «московскую директиву», назвав ко­нечной целью наступления взятие Москвы. Удар наносил­ся по кратчайшему направлению — через Курск, Орел, Тулу. Деникин шел под знаменем восстановления «единой и неделимой России». Это оттолкнуло от него потенциаль­ных союзников, националистов бывших окраин России — Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, украинс­ких националистов во главе с С. В. Петлюрой. В тылу дени-кинских войск развернулось партизанское движение. Выс­шим достижением Деникина стало взятие 13 октября Орла.