Содержание
Введение............................................................................................................................................................................................. 3
Причины гражданской войны........................................................................................................................................ 5
Этапы гражданской войны........................................................................................................................................... 11
Заключение....................................................................................................................................................................................... 21
Литература.................................................................................................................................................................................... 24
Гражданская война в России – это время, когда кипели необузданные страсти и миллионы людей готовы были жертвовать своими жизнями ради торжества своих идей и принципов. Это было характерно и для красных, и для белых, и для крестьян повстанцев. Их всех, яростно враждующих между собой, парадоксальным образом сближали эмоциональный порыв, избыток биологической энергии, и непримиримость. Такое время вызывало не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления. Нараставшее взаимное ожесточение сторон вело к быстрому разложению традиционной народной нравственности. Крупнейшая драма XX столетия - гражданская война в России - привлекает внимание ученых, политиков, писателей и по сей день. Однако и поныне нет однозначных ответов на вопросы о том, что же это за исторический феномен — гражданская война в России, когда она началась и когда закончилась. На этот счет в обширной литературе (отечественной и зарубежной) существует множество точек зрения, порой явно противоречащих друг другу. Не со всеми из них можно соглашаться, но всем, кто интересуется историей гражданской войны в России, это полезно знать.
Отметим, прежде всего, что зарубежная историография справедливо считает гражданскую войну в России наиболее значительной из всех гражданских войн XX в. Но выводы из правильного заключения делаются далеко не однозначные. Одни авторы стремятся затушевать тесную политическую связь гражданской войны, военной интервенции и Октябрьской революции. Другие — не считают гражданскую войну наиболее острой формой классовой борьбы. Третьи — связывают все аспекты гражданской войны и военной интервенции (политические, военные, социально-экономические) с событиями первой мировой войны. Они пытаются доказать, что союзники по интервенции в России не преследовали антибольшевистских целей, а руководствовались лишь интересами вооруженной борьбы с государствами — противниками Антанты.
Одной из важных, но практически не исследованных проблем истории гражданской войны в России является ее периодизация. Справедливости ради отметим, что из существующих ныне периодизаций истории гражданской войны наиболее утвердившимся стал период с середины 1918 и до 1920 г. В этой связи, не касаясь общей периодизации истории гражданской войны и рассматривая лишь политические аспекты. Следует отметить, что начало и конец гражданской войны никем не объявлялись и тем более не декларировались. Далее, при определении периодизации политической истории необходимо иметь в виду, что гражданская война — это не только ведение боевых действий на многочисленных фронтах. Критерием периодизации политической истории гражданской войны являются коренные изменения соотношения и расстановки классовых сил и социальных слоев населения на конкретных этапах исторического процесса. В этом отношении политическая история гражданской войны как общественно-политическое и историческое явление, всеобъемлющее политическое понятие особо острой и своеобразной формы классовой борьбы имела место с февраля 1917 по октябрь 1922 г . В самом деле, после свержения царизма Россия в политическом отношении сразу же стала самой передовой и свободной страной мира. Это выражалось в остром росте политического самосознания всех классов и социальных слоев российского общества, что в свою очередь способствовало более четкому проявлению классового самосознания, размежеванию и консолидации классовых сил. Таким образом, гражданская война как общественно-политическое и историческое явление, всеобъемлющее политическое понятие, особая форма классовой борьбы, проявлявшаяся в специфических условиях различных российских регионов (в центре, в провинциях, на национальных окраинах), по существу началась сразу после свержения царизма.
Первым актом гражданской войны была, несомненно, Октябрьская революция. Но отнюдь не она повлекла за собой полномасштабную гражданскую войну. Советская власть относительно быстро установилась на всей огромной территории России и утвердилась примерно к февралю-марту 1918 года.
То вооруженное сопротивление, с которым сталкивалась Советская власть, имело ограниченный, локальный характер. Поход Керенского-Краснова, в котором участвовали несколько казачьих сотен, окончился поражением. Выступление контрреволюции в Москве также не имело успеха. Без особого труда была ликвидирована ставка в Могилеве, где жертвой солдатского самосуда пал верховный главнокомандующий генерал Н. Духонин. Не представляли собой серьезной угрозы существованию советской власти и некоторые "мятежи" (А. Каледина на Дону, А. Дутова на Южном Урале и т. д.), подавленные в первые послереволюционные месяцы.
Что же в таком случае означал переход от отдельных вспышек гражданской войны, вызванных Октябрьским вооруженным восстанием, к той гражданской войне, которая по крайней мере на три года разделила страну на противоборствующие лагери, втянула в нее внешние, иностранные силы? Каковы ее причины, истоки? В злой воле кучки фанатиков, взявших власть в октябре, как утверждают иные авторы? Отнюдь нет. Корни происходящего - в строе социальной несправедливости, существовавшем веками, в колоссальном имущественном неравенстве, в укоренившемся психологическом противостоянии бедных и богатых, господствующих и подчиненных, в насильственном подавлении одних другими. Взрыв был объективно неизбежен - классовая ненависть должна была выплеснуться. Ведь если всякая революция, как мы говорим, закономерное явление, то точно так же нужно сказать и о контрреволюции, которая имеет свои глубокие социальные корни.
Очень скоро всем стало ясно, что расчеты на быстрое крушение революции не оправдались. Переговоры о создании многопартийного правительства, которые начались в конце ноября 1917 года между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками и эсерами - с другой (под эгидой Викжеля - Всероссийского исполнительного комитета железнодорожников, в составе которого преобладали эсеры, меньшевики, народные социалисты), закончились безрезультатно. Грозя всеобщей забастовкой железнодорожников, Викжель предъявил ультиматум с предложением создать "однородное социалистическое правительство" из представителей всех советских партий. В ультиматуме Викжеля от 29 октября 1917 года (по старому стилю), в частности, говорилось: "В стране нет власти, и идет ожесточенная борьба за власть. Образовавшийся в Петрограде Совет народных комиссаров, как опирающийся только на одну партию, не может встретить признания и опоры во всей стране. Необходимо создать новое правительство, которое пользовалось бы доверием всей демократии и обладало бы моральной силой удержать эту власть в своих руках до созыва Учредительного собрания. Такую власть можно создать только путем разумного соглашения всей демократии, но никоим образом - силою оружия. В видах сохранения страны и спасения революции ЦИК Всероссийского железнодорожного союза... объявил, что единственным средством достижения мира внутри страны он признает однородное социалистическое правительство, в создании которого должны принять участие все социалистические партии от большевиков до народных социалистов включительно"[1].
Но власть уже находилась у большевиков, и на ход переговоров скорее всего отрицательно повлияли и провал "похода" Керенского-Краснова, о чем мы уже говорили, и некоторые ультимативные требования меньшевиков и эсеров.
Сказались давние разногласия, тяжесть новых наслоений, озлобление эсеров и меньшевиков и максимализм большевиков. В результате взаимное неприятие нарастало. Ненависть соглашателей к большевикам усугублялась твердостью и решительностью, с которой те осуществляли диктатуру. Меньшевики и эсеры хотели стать "третьей силой" (эсеро-меньшевистские лидеры заявляли, что они выступают против открытой контрреволюции и против большевистской диктатуры - за третий путь)[2]. Большевики хотели остаться единственной силой. Они отвергли соглашательство меньшевиков и эсеров, те отвергали большевистскую непримиримость. Трагическая логика политической борьбы, перераставшей в гражданскую войну! Большевики одержали победу, но она очень скоро обернулась и негативными последствиями. Выделим здесь наиболее крупные вехи.
1. Зимой 1918 года, как пишет профессор Г. Иоффе, "надежды всех разномастных антисоветских и антибольшевистских сил в той или иной степени сконцентрировались на Учредительное собрание. Им казалось, что правоэсеровское Учредительное собрание сумеет продиктовать свою волю и отстранить их от власти"[3]. Чем же закончилась эта попытка правых эсеров и меньшевиков? Учредительное собрание было распущено, что явилось вынужденным актом защиты власти Советов. 3аметим, что вопрос этот породил тогда и кризисное положение в большевистском руководстве. Видные большевики (Каменев, Рыков, Милютин, Ногин) по вопросу об Учредительном собрании расходились во мнениях с большинством членов ЦК РСДРП, ибо его признание означало бы ликвидацию Советов, что противоречило интересам, настроениям трудящихся масс, оказавших им явное предпочтение. "Учредительное собрание, - пишет член-корреспондент АН СССР Ю. Поляков, - могло дать демократию (и без того завоеванную народом), но оно не способно было дать мир и землю. Это неизбежно вело к новому революционному взрыву, с одной стороны, и мощному контрреволюционному напору - с другой"[4].