Особенностью современного изучения личности является широкое использование экспериментов. Хотя они и не охватывают столь широкой области, как психоанализ, зато позволяют оперировать значительно более достоверной информацией. В любом языке имеется по несколько тысяч слов, которые выражают связь с определенными чертами личности. Внедрение в практику шкалированных опросников позволило выявлять личностные особенности в широких пределах. Даже простое самоописание с использованием слов, имеющих значение личностных характеристик, оказывается чрезвычайно информативным. Используя статистический и семантический анализ можно представить индивидуальные результаты обследуемого в унифицированном виде. Накопление информации позволяет в свою очередь формировать группы, идентифицировать личностные типы, выявлять особенности, характерные для определенного круга психических расстройств. Первоначально это вылилось в довольно ограниченные классификации, оперировавшие небольшим набором личностных характеристик, например, Г. Айзенк выделил лишь три группы факторов (интроверсия-экстроверсия, нейротизм и психотизм).
В 1960-е годы Walter Mischel и Albert Bandura вновь заговорили о формировании личности под непосредственным давлением ситуаций, провоцирующих определенные типы поведенческой активности. С их точки зрения индивидуальные черты формируют две группы - группу "непротиворечивых", гармоничных личности черт, которые составляют ядро личности и проявляются в ситуациях, к которым личность адаптирована, и группу дискордантных черт, реализующихся как несбалансированный ответ на кризисную ситуацию. Роль воспитания они видели именно в формировании универсальных ответов, адаптирующих личность к ситуации. В этой связи ими особенно остро был поставлен вопрос о социопатиях, т.е. патологических состояниях, проявляющихся нарушением адаптации личности к социальной среде. По предположению ряда исследователей в процессе формирования вышеописанных механизмов лежат процессы взаимодействия индивидуума с себе подобными - копирование, научение, приводящие к формированию стереотипов, соответствующих принятым в обществе. В то же время S. Asch показал, что на восприятие обществом индивидуума также влияют многочисленные, порой посторонние предпосылки. "Первые впечатления практически не смываются, а все последующие имеют тенденцию интегрироваться в общую характеристику, спроектированную ими, как несущими наибольшую эмоциональную нагрузку и новизну". Вновь всплывающие факты (как положительного, так и отрицательного свойства) рассматриваются обществом сквозь призму первого впечатления. Для психопатических личностей, напротив, важно именно впечатление, которое они производят на окружающих, но игнорирование обществом их индивидуально значимых черт вызывает закономерную реакцию протеста, реализующуюся вне контекста ситуации, что ведет к их отторжению от общества, формирует порочный круг, исходный паттерн которого заложен в органически присущих им личностных установках. Итак, психопатические личности это – (по выражению Балля) постоянные обитатели области, пограничной между душевным здоровьем и душевными болезнями, как неудачные биологические вариации, как чрезмерно далеко зашедшие в сторону от определенного среднего уровня или нормального типа" .
Шнейдер: "Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество".
Крепелин о психопатических личностях говорит как об инфантильных: "Впечатление чего-то недоразвитого, детского, например, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…".
Хотя большинство исследователей не подвергали сомнению этнокультуральный аспект формирования личностных особенностей, все-таки многими социальными психологами владело искушение выявить и охарактеризовать "общечеловеческие", видовые личностные черты. Не случайно внимание исследователей вновь привлекли межполовые поведенческие различия, однако особенности, связанные с полоролевым поведением должны были отступить здесь на второй план, поскольку они в значительной мере обусловлены культурой.
В то время как социальная психология разрабатывала свои теории, накапливались наблюдения, которые приписывались генетическим различиям. Методы, изучающие близнецов и приемных детей, показали, что до 50% всех различий в этих группах наследуемы. Так, ряд личностных качеств, таких, как общительность, альтруизм, агрессия, импульсивность и т.д. бесспорно наследуются.
Еще одна особенность личности - "принимать желаемое за действительное". Эта склонность - некритичное восприятие эмоционально окрашенных стимулов - часто встречается при расстройствах личности.
Расстройства личности составляют очень значительный слой психической патологии. Отсутствие гибкости в реагировании, заострение отдельных личностных черт - приносят вред социальному и профессиональному функционированию индивидуума. В большинстве подобных случаев лица, страдающие от своих личных особенностей, не ищут лечения и не считают себя психически больными.
Типов расстройств личности чрезвычайно много. Различные авторы выделяют их различные типы. В то же время американские исследователи склонны к большим обобщениям, чем их европейские коллеги. Так, в частности, ими выделена общая группа социопатий, объединяющая лиц, вся биография которых представляет последовательность антиобщественных поступков. Кроме постоянных антиобщественных поступков, преступлений, вся деятельность подобных лиц прямо или косвенно нарушает права других лиц. Кроме криминального поведения в поведении этих лиц преобладают промискуитет, злоупотребление алкоголем и наркотиками, сексуальная агрессия. Хотя интеллектуально эти люди сохранны, и не обнаруживают никаких признаков психотического ранга, психофармакологическое воздействие влияет на их поведение, изменяя его в лучшую сторону. Психотерапевтическая коррекция, в том числе - в рамках психоаналитической терапии, также оказывается порой эффективна.
Современные исследования склонны рассматривать в качестве главной причины психопатий биохимические нарушения на уровне обмена нейромедиаторов. Одним из направлений изучения расстройств личности является разрабатываемая в последнее время S. A. Spence теория, согласно которой ключевым звеном, вокруг которого группируются феномены, складывающиеся в картину расстройства личности, является расстройство волевого компонента. Это особенно актуально при рассмотрении психопатии в качестве причины совершения противоправных действий, в том числе - при рассмотрении вопроса об их способности отвечать за свои противоправные поступки.
В работе L. Fields приводятся 4 определения расстройства личности, в основу которых их авторы заложили критерий "социальной дезадаптации". Автор сравнивает личностные характеристики "психопатов" и "преступников", и приходит к выводу, что первые в большей степени обделены "общечеловеческими чертами", такими, как любовь, сострадание, более эгоистичны, зато менее жестоки, склонны совершать проступки импульсивно, в порыве чувств. Психопатические личности, которые, как правило, несут ответственность за свои преступления, до глубины души возмущены подобной несправедливостью, поскольку не признают за собой вины, склонны к внешнеобвиняющим реакциям, самооправданию.
Многие теории генеза расстройств личности практически не оправдали себя, поскольку лечебное воздействие в данной группе пациентов чересчур ограниченно. Большинству из пациентов стоит большого мужества начать лечение, но лишь малая доля из них выдерживают до конца психотерапевтический, арттерапевтический или коррекционный курс.
Особенностью психопатических личностей является также их способность вовлекать в свое поведение посторонних, случайных знакомых, и тем более - родственников и детей. Но если истинные случаи индукции наблюдаются лишь в рамках психозов, то для психопатических лиц более характерно внушение, уговоры, личный пример. Особенно к подобным действиям склонны параноидные и истерические личности. Это еще один социально агрессивный фактор.
С начала 70-х годов определение "психопатии" в психиатрической литературе постепенно заменяется понятием "расстройства личности". Этот термин точнее отражает сущность имеющихся у пациентов нарушений и лишен социально отрицательного звучания, которое было свойственно представлениям о психопатиях со времени их выделения в отдельную группу психических расстройств.
Современная психиатрия дает следующее определение расстройствам личности. Расстройства личности - патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни.
Личностные девиации могут видоизменяться, т. е. усиливаться или, напротив, становиться в определенном возрасте (чаще в среднем) менее явными. В отличие от невротических нарушений, расстройства личности эгосинтонны (индивидуально приемлемы) и не воспринимаются как чуждые, требующие психиатрической помощи. Расстройства личности констатируются в тех случаях, когда патологические изменения выражены столь значительно, что препятствуют полноценной адаптации в обществе, т. е. в их диагностике имеют значение социальные критерии.