Смекни!
smekni.com

1. Личностно ориентированное обучение (стр. 15 из 31)

Смысл групповой работы заключается в том, что опыт, полученный в специально организованной среде, может быть перенесен в реальную практику. Поэтому преподавателю целесообразно продумать процесс формирования различных групп. Группой может быть весь контингент, присутствующих в аудитории (мы будем называть такую группу «большой»), а может быть и небольшое число участников (как правило, от 4 до 6 человек). Во втором случае мы будем использовать термин «малая группа».

Для организации работы групп важно разработать правила совместной деятельности. Правила работы не предлагаются преподавателем, а составляются самими учащимися

Принятие правил группой проводится на первом занятии. Правила записываются и вывешиваются на видном месте в аудитории. Все члены группы придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и при необходимости изменить. К правилам обращаются ежедневно, а иногда и на каждом занятии. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника.

Список примерных правил: приходить вовремя; быть позитивным; не критиковать друг друга; не перебивать других, говорить по очереди, говорить недолго и нечасто; соблюдать во всем добровольность; конфиденциальность.

Правила о правилах

Правила должны:

· быть реальными для осуществления;

· быть понятными;

· не противоречить друг другу;

· быть написанными доступным языком;

· предусматривать разумное наказание за нарушение;

· быть известными для тех, кому они предназначены;

· быть доступными для исполнения.

Е. Коротаева, кандидат педагогических наук,

завуч школы № 32 г. Екатеринбурга,

доцент Уральского государственного

педагогического университета

Погружение в общение

В последние полтора десятка лет понятийное простран­ство педагогики стало интегрироваться с социальным и психологическим направлением. В процессе поиска оп­ределения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактив­ное обучение.

Понятие интерактивности заимствовано из «символического интеракционизма» (работы Г. Блумберга, Дж. Г. Мида, Р. Сирса и др.), рассматривающего взаимодействия между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюда­ют, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».[1] Такой непосредственный диалог обретает в наши дни особое значение. Интерактивными называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Появились ин­терактивные опросы, программы на радио и телевидении, сце­нарий которых предполагает «живые», открытые беседы со зрителями и слушателями. Кстати, подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога: ве­дущие иногда стремятся в разговоре показать себя, а не на­строиться на собеседника; а «позвонивший в студию», настро­енный на свою просьбу (роль), оказывается не готов к свобод­ному обмену мнениями. Все это подтверждает мысль о том, что умению строить интересный диалог на равных нужно учить, и образовательная ситуация в этом смысле обладает ог­ромными возможностями.

Смысл групповой работы

Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не озна­чает «замещенное» общением. Интерактивное обучение сохраня­ет конечную цель и основное со­держание образовательного про­цесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодей­ствии.

Истоки интерактивного обучения можно найти в методах и приемах работы психотерапевтических групп (Т-группы, гештальт-группы, группы встреч, телесной тера­пии, арт-терапии, психодрамы, ТЦВ (темоцентрированного взаи­модействия) и др.). Главная осо­бенность данной технологии зак­лючается в том, что процесс науче­ния происходит в групповой со­вместной деятельности. А группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (об­ществом в миниатюре), отражаю­щим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в спе­циально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог пе­ренести во внешний мир и успеш­но использовать его. Однако для организаторов интерактивного обучения, помимо чисто учебных целей, важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимо­действий осознавалась ценность других людей и формировалась по­требность в общении с ними, в их поддержке. Поэтому в группе интерактивного обучения обязатель­но должны осуществляться две ос­новные функции, необходимые для успешной деятельности: реше­ние поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.), оказание под­держки членам группы в ходе совме­стной работы.

Следовательно, учебное взаимо­действие будет результативным и эффективным в том случае, если оно в равной степени реализует обе функции, а не смещено (децентрировано) в сторону той или другой. Обычно педагог нацелен в основном на решение учебной за­дачи. Такая децентрация учебно­го взаимодействия оправдана при традиционном (передаточном) способе обучения, поскольку дан­ная технология обучения методи­чески отработана и привычна пе­дагогу.

Практики часто сталкиваются с эпизодами, когда учителя останав­ливаются только на внешних про­явлениях такого обучения: раско­ванное общение с учащимися, сво­бодный обмен мнениями, повы­шенные отметки и т.д. Это дискре­дитирует саму идею диалогового метода познания, превращая его в вариант облегченного обучения (когда процесс дается легко и сво­бодно, а результаты на «выходе» ча­сто оказываются неудовлетвори­тельными).

Попробуем уточнить некоторые аспекты организации учебного процесса в интерактивном режи­ме. Прежде всего обратим внима­ние на учебное пространство ка­бинета. Диалог предполагает общение лицом к лицу. Поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впереди сидящих и только одно лицо (учителя) здесь неуместна. При интерактивном обучении необходимо варьировать перестановку учебных мест, создавая зоны группового общения, в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе (три, четыре, семь и т.д. человек).

Изменение привычного учебного пространства, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают учащихся к нетрадиционным формам обучения. При входе в такой класс у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации. Еще Л.С. Выготский подметил, что «ожидание облегчает поведение при наступлении конкретного события».[2] Внутренняя готовность учащихся позволяет на каждом следующем занятии сокращать время, необходимое для «погружения» в форму и содержание интерактивного обучения.

Учителю следует продумать процесс формирования учебных групп. Помня о том, что учащиеся в группе должны не только решить учебную задачу, но и проявить и закрепить коммуникативные навыки, с самого начала стоит позаботиться об эмоциональном климате микрогруппы, который отражается в желании и готовности поддержать начинания друг друга.

Некоторые педагоги предлагают учащимся объединиться в группы по желанию. Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных симпатий школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные друг другу по силе, поэтому результат совместной деятельности может сильно разниться. Кроме того, внутри группы может сложиться дружественная, но попустительская атмосфера, когда интерес к общению вытесняет процесс решения учебной задачи. Поэтому Г.А. Цукерман предлагает объединять школьников в группы «с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем… Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы».[3]

При формировании групп стоит принимать во внимание и содержание поставленной задачи. Учитель, например, может в каждую группу поместить учеников с противоположными точками зрения на проблему, для того чтобы обсуждение было живым и заинтересованным. Или, напротив, можно создавать гомогенные группы, члены которой характеризуются общностью инте­ресов в одной области: по музы­кальным пристрастиям (любители классической музыки, рок-фанаты, приверженцы отечественной эстра­ды), по увлечению литературой, спортом и т.д.

Вырабатываем навыки сотрудничества

Непосредственная работа в микро­группах начинается с усвоения учебной задачи. Содержание зада­ния для группы должно носить иной, нежели при традиционных формах обучения, характер. Нужно ли, к примеру, предлагать группе составить конспект параграфа из учебника, когда каждый может это сделать самостоятельно? Нет, прак­тика показывает, что только нестан­дартная постановка проблемы вы­нуждает школьников искать помо­щи друг у друга, обмениваться точ­ками зрения, кристаллизуя общее мнение группы.

Например, на уроках гуманитарно­го цикла учащимся предлагают выбрать из предложенных 20—25 качеств личности пятерку тех, ко­торые, по мнению группы, наибо­лее полно характеризуют истори­ческое лицо (правителя, писателя, полководца), литературного героя и т.д., и выстроить эти качества по значимости, начиная с самого ярко­го. Полученные сравнительные портреты послужат основанием для разговора о вечных и преходящих ценностях в нашей жизни. При организации обсуждения не­обходимо уделять внимание выра­ботке навыков общения и сотрудничества. В процессе обсуждения происходит столкновение различ­ных точек зрения. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность од­ноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, инициатор может выд­вигать любые, самые фантастичес­кие идеи, при этом остальные чле­ны группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Другой случай: роль контролера законо­мерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструк­тивную. При этом и сам «критик», и его оппонент должны чувство­вать границы диалога и не перено­сить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межлично­стный план.