Государственное участие в социальном регулировании процессов информатизации находит выражение в следующих направлениях:
· в законодательных инициативах;
· определении и регулировании позиций информационной индустрии в социальной структуре;
· в формировании информационной культуры населения, «информационном» просвещении;
· в финансовой поддержке и координации усилий по информатизации базовых социальных институтов, функционирующих в некоммерческом секторе экономики.
Информационное общество влечет за собой не только прогрессивные начала, но и порождает ряд социальных проблем. Наиболее сложными из них являются проблемы сохранения электронной информации и информационного неравенства людей, отдельных регионов и целых стран в новой телекоммуникационной среде и проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества. Угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.
Информатизация принесла как прогрессивные социальные трансформации, так и сопутствующие им негативные и деструктивные последствия неготовности общества к интенсивным изменениям. Это обусловило необходимость целенаправленного влияния на данный процесс, получения прогнозируемых социальных результатов, поиск более эффективных и актуальных методов освоения социального пространства. Большинство государств вывели управление информатизации на уровень приоритетных национальных проектов, аккумулирующих административные, финансовые и кадровые ресурсы. Круг причин, стимулирующих эти решения весьма широк:
1. уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из главных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности государства на мировой экономической и политической арене;
2. информатизация обуславливает эффективность социально-экономического и политического развития государства, создает новые форматы взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса; содействует социальной интеграции и мирному сосуществованию различных социальных институтов и групп внутри государства;
3. стихийная информатизация чревата непредсказуемыми следствиями и неконтролируемыми негативными эффектами (например, цифровым неравенством и его следствиями) и способные нанести весомый ущерб гуманистическому развитию общества. Современные достижения в сфере информационного оперирования амбивалентны и могут быть использованы как во благо цивилизованному прогрессу общества, так и во вред, что заметно на примере бурного количественного роста сетевых ресурсов экстремистской направленности; трансформации представлений об информационной безопасности и т.д.
4. в условиях российских реформ, трансформации стратификационных систем российского общества, становления нового российского среднего класса цифровое неравенство на уровне как отдельных социальных групп, так и отдельных регионов внутри государства выступают фактором усложнения социального диалога, усиления различий в качестве жизни и благосостоянии граждан России. Это создает новые барьеры для развития эффективного рынка и бизнеса в России.
Проблемы цифрового неравенства как проблемы распространенности достижений информатизации во все слои общества в разной степени характерны большинству стран, однако, в российских условиях она приобретает специфическую окраску. В данном контексте следует говорить о неравномерности экономического развития регионов и его отражении на региональной информатизации; о пауперизме российской интеллигенции (в том числе пенсионеров, имеющих высшее образование), совпавшем с начальными этапами информатизации и, как следствие, их деактивации как участников информатизации и т. д.
Социологическое исследование «Общественные предпосылки становления информационного общества в России» (2003)[1] демонстрирует неравномерность распространения информационных технологий как в географическом плане (региональный срез и различные типы поселений), так и по основным социально-демографическим группам. «Значительная часть общества лишена возможности даже «заочного знакомства» с большинством информационных технологий, не говоря уже о непосредственном использовании их в работе и частной жизни», отмечается в результатах данного исследования. При этом выход России из социально-экономического кризиса 1990-х гг., экономическая и социальная адаптация отдельных групп населения к реалиям трансформационных процессов не оцениваются авторами данного исследования как факторы, снимающие рассматриваемые проблемы, в силу комплекса психологических проблем, ментальности и стереотипов поведения, противоречивых социальных настроений. В частности, в минимальной степени охвачены компьютеризацией занятые в сельском хозяйстве (16%) и пенсионеры (6%); при этом в сельском хозяйстве высока доля потенциальных пользователей (51%), среди пенсионеров лишь 4% продемонстрировало намерение освоить компьютер.
Осознание приоритетов информатизации на уровне государственного управления доказывает подписание Россией Окинавской хартии глобального информационного сообщества, сформированная в последнее десятилетие и эффективно функционирующая правовая база информационного развития России, разработанные и реализующиеся комплексные национальные программы и проекты информационного развития. Срелди таких проектов следует выделить Федеральную национальную программу «Электронная Россия», рассчитанную на период с 2002 по 2010 гг. Реализация должна происходить поэтапно: первый этап (2002 год) — формирование «институциональных предпосылок к реализации мероприятий программы»; второй (2003-2004 гг.) — «организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами», формирование «единой телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям»; третий (2005-2010 гг.) — «создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий». Основные направления деятельности в рамках программы сформулированы в семи позициях:
· совершенствование регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
· обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ;
· модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ;
· взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор;
· образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;
· содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;
· развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Базовые принципы информационной политики России (открытости, равенства интересов, системности, социальной ориентации, государственной поддержки, приоритетности права) отражают ориентиры государственного управления информатизацией.
Помимо этого, в настоящее время в России действуют несколько некоммерческих организаций, инициативно и независимо реализующих задачу перехода к глобальному информационному обществу. Из их числа следует выделить:
· Фонд «Центр развития информационного общества» (РИО-Центр);
· Общество «МИР» (Молодежное информационное равенство);
· Институт развития информационного общества (ИРИО);
· Партнерство для развития информационного общества (ПРИОР);
· Фонд Развития Информационной Политики (ФРИП) и др.
Эти организации и общества объединяют и координирует усилия специалистов, работающих над проблематикой информационного общества; инициируют и стимулируют научные исследования, выполняют задания и заказы государственных органов и частных корпораций, способствующих становлению информационного общества в России; пропагандируют идеи развития информационного общества, распространяет научные знания в этой области.
Для России особую актуальность представляет региональная информатизация. Формирование крепкой региональной информационной инфраструктуры является действительно фундаментальной и приоритетной задачей регионального экономического строительства. В развитых странах создание информационной инфраструктуры являлось не столько предпосылкой и условием, сколько следствием процессов информатизации в экономике, преобразования традиционных ее отраслей и интенсивного развития ее информационного сектора (создание наукоемких компьютеризированных производств, высокотехнологичных отраслей, рост производства информационной техники, технологий, продуктов и услуг, интеллектуализация и виртуализация труда современного специалиста, экономия материальных, энергетических, людских ресурсов за счет эксплуатации информационных и т.п.). Российская модель предполагает обратную причинно-следственную связь, а, учитывая традиционную сырьевую ориентированность российской экономики, информатизация России и ее регионов данные процессы могут занять весьма длительный период, что может стать негативным фактором. В то же время именно информационная экономика может стать катализатором всех сфер современной экономики, несмотря на непопулярность этой стратегии в России, именно она является, на наш взгляд, наиболее соответствующей целям и специфике российской информатизации.