теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройстваТак, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"1. Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.
Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.
Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. Так, в Преамбуле Африканской хартии прав человека и народов подчеркивается неотделимость гражданских и политических прав от экономических, социальных и культурных прав. При этом пользование экономическими, социальными и культурными правами рассматривается как гарантия осуществления гражданских и политических прав.
Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.
Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это, лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.
Конституция РФ (ст. 2) объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства. Впервые в истории России в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Права человека и их защита - обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для российской правовой системы признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты, прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования.
Таким образом, теоретические исследования защиты прав человека приобретают повышенную значимость и актуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работах Т.Д. Матвеевой, А.Я. Азарова, Л.Б. Алексеева, Т.М. Калининой, А.С. Мордовца, А.В. Стремоухова, Д.С. Варданяна и других 1. Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия "права и свободы человека" указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту 2.
Рассмотрение основных направлений исследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяет сделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая во внимание своеобразие исторического периода, переживаемого Российской Федерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельного человека, можно согласиться с П.В. Анисимовым в том, что в практической плоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличается наибольшим социально-политическим и правовым напряжением, в котором прослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека в России 1.
1.2 Права и свободы человека и гражданина
Следует отличать понятия «права» и «свободы», а также «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».
Категория «права» (человека и (или) гражданина) понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяет свое отношение к использованию имеющихся у него прав: в каких формах и объемах он готов реализовать эту допустимую меру.
Под «свободами» следует понимать облеченное в правовую форму состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений, ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут быть введены государством или обществом в силу различных причин и в различных объемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использования человеком и (или) гражданином своих прав.
Таким образом, состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер, а «свобода» (человека и (или) гражданина) в ее категориальном измерении может включать в себя несколько юридически закрепленных «прав» (человека и (или) гражданина). Например, свобода вероисповедания подразумевает, что человек имеет право исповедовать ту или иную религию или же не исповедовать никакой. В данном случае в составе одной «свободы» находятся два «права».
«Права человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные, общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Права человека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (вне зависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер (они, например, не могут быть изъяты), признаются высшей социальной ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права человека — это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личности и позволяющий ей реализовывать свои интересы.
«Права гражданина» могут быть охарактеризованы как охраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегося в устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащими ему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительный набор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либо государства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современном демократическом государстве оказывается большим по сравнению с объемом прав человека.
Современное Российское государство на международном уровне взяло на себя обязательства, связанные с признанием, гарантированием, обеспечением и защитой прав и свобод человека, что нашло непосредственное отражение в нормах Основного Закона. В основах конституционного строя Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Это показывает их чрезвычайную значимость и одновременно приоритетность перед интересами общества и государства.
Права и свободы человека и гражданина являют собой важнейший институт российского конституционного права. Им посвящена II глава федеральной Конституции, которая, подобно первой главе, защищена особым образом и фактически не подлежит изменению; по отношению к изменению конституционных положений, заключенных в данной главе, применяется термин «пересмотр».