Старец Паисий Святогорец
Слова. Том I.
С болью и любовью о современном человеке
© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта
© Москва. 2008
Содержание
В нашу эпоху не хватает живых примеров
Легко найти "сладкую горку" и покатиться по ней вниз
Бог не бросает нас на произвол судьбы
Часть первая. О грехе и диаволе
Глава первая. О том, что грех вошел в моду
Отходя от Бога, человек испытывает адскую муку
Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает
Глава вторая. О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку
Своим грехом мы даем диаволу права над собой
Исповедь лишает диавола прав над человеком
К чистому созданию Божию диавол не приближается
Не будем заводить с тангалашкой бесед
Зачем Бог попускает диаволу нас искушать
От смирения диавол рассыпается в прах
Предпочтение должно быть отдано красоте души
Мирские радости — это радости вещественные
Глава четвертая. О великом грехе несправедливости
Несправедливость собирает гнев Божий
Неправедный человек испытывает страдания
Неправда причиняет страдания и потомкам
Тот, кто поступает с нами несправедливо, благодетельствует нам
Если человек справедлив, то Бог на его стороне
Праведный человек приемлет воздаяние еще в сей жизни
Глава пятая. "Благословите, а не кляните..."
Болезни и несчастные случаи, происходящие от проклятия
Родительское проклятие действует очень сильно
Исходящее от сердца благословение есть благословение божественное
Глава шестая. О том, что грех приносит несчастья
Человеколюбиво все, что попускает Бог
Сегодня Бога отодвигают на последнее место
Да пожалеет Бог мир и пошлет нам дождь
Будем просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние
Часть вторая. О современной культуре
Глава первая. О Божией Премудрости и окружающей среде
Чего сегодня удалось достичь людям
Всю атмосферу загадили — так ничего, а кости им помешали
Загрязнение и разрушение окружающей среды
Глава вторая. О том, что эпоха многих удобств равняется эпохе множества проблем
Сердца людей тоже стали железными
Из-за машин люди посходили с ума
Телевидение нанесло людям огромный вред
Монах и современные технические достижения
Множество удобств делает человека ни на что не годным
Глава третья. О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги
Мирской успех приносит душе мирскую тревогу
Нынешняя жизнь, с ее безостановочной гонкой — это адская мука
Душевная тревога происходит от диавола
Безыскусность очень помогает в монашеской жизни
Глава четвертая. О внешнем шуме и внутреннем безмолвии
Люди изменили умиротворенную природу
Люди разрушили даже святые пустынные места
Безмолвие это таинственная молитва
Слышать или не слышать шум — зависит от самого человека
Будем уважать безмолвие других
Противоядие от шума: добрые помыслы
Нам надо стяжать внутреннее безмолвие
Глава пятая. О том, что многое попечение удаляет человека от Бога
Не надо отдавать своего сердца материальному
Делание, совершаемое с умиротворением и молитвой, освящается
От многопопечительности человек забывает Бога
Много работы и попечений обмирщвляют монаха
Там, где много хлопот, — много духовных "радиопомех"
Нам надо стяжать доброе попечение
Часть третья. О Духе Божием и духе мира сего
Глава первая. О мирском образовании и знании
Умный человек — это человек очистившийся
Знание без божественного просвещения является катастрофой
Наука должна быть использована в жизни духовной
Святый Дух снисходит не с помощью техники
Будем правильно работать головой
Глава вторая. О рационализме нашего времени
Здравый смысл в духовной жизни
Мирская рассудочность мучает человека
Мирской здравый смысл искажает орган духовного чувства
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными
Темные силы направляют молодежь ко злу
Юным нужно сдать экзамены на целомудрие
Истинная любовь извещает о себе молодых
Глава четвертая. О бесстыдстве и неуважении
Вольное обращение изгоняет благоговение
Люди дошли уже до того, что судят Бога
Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
"Чти́ отца́ твоего́ и ма́терь твою́"
Глава пятая. О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде
Несчастные мирские люди одеваются соответственно своему внутреннему состоянию
Сегодня не отличить мужчину от женщины
"Да́ не́ бу́дет у́тварь му́жеска на́ жене́ ни́ да́ облачи́тся му́ж в ри́зу же́нску"
Косметика — пятна на образе Божием
Часть четвертая. О церкви в нашу эпоху
Глава вторая. О духовенстве и Церкви
Священник несет великую ответственность
"Кто́ облича́ет мя́ о собла́зне?"
Правильное отношение к церковным проблемам
О высоких санах и славе человеческой
Глава третья. О праздниках и нерабочих днях
"Пра́зднуим ве́рнии пра́здник духо́вный"
"Лу́чше ма́лое пра́веднику..."
Если мы, монахи, не будем как должно относиться к праздникам, то что останется делать людям мирским?
Люди работают по воскресеньям и праздникам, и на них сыпятся беды
Глава четвертая. О Православном Предании
"Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки"
Будем хранить в монашестве то, что проверено опытом
После себя мы должны оставить доброе Предание
Блаженный Старец Паисий (мирское имя Арсений Эзнепи́дис) родился 25 июля 1924 года (по старому стилю) в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). При Обмене населением[1] грудным ребенком был привезен в Грецию. Его родители поселились в небольшом городке Коница, где будущий Старец вырос и получил начальное образование.
Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и, одновременно с этим, старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа. Когда в Греции началась Гражданская война (1944–1948)[2], Арсений Эзнепи́дис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. В армии он продолжал подвижническую жить, отличался отвагой, самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными дарованиями.