Всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства.
Ни одно общество не может непрерывно производить, т.е. воспроизводить, не превращая непрерывно известной части своего продукта в средства производства, или элементы нового производства.
Простое воспроизводство есть простое повторение процесса производства в неизменном масштабе. Исходным пунктом процесса производства является купля рабочей силы на определенное время.
Простое повторение производственного процесса, или простое воспроизводство, неизбежно превышает по истечении более или менее продолжительного периода всякий капитал в накопленный капитал, или капитализированную прибавочную стоимость. Капиталистический процесс производства, рассматриваемы как процесс воспроизводства, производит и воспроизводит само капиталистическое отношение.
Накопление — воспроизводство в расширенном масштабе. Первоначальное превращение суммы стоимости в капитал совершалось в полном согласии с законами обмена. Один контрагент продает свою рабочую силу, другой покупает ее. Первый получает стоимость своего товара и тем самым отчуждает его потребительную стоимость. Затем второй превращает средства производства при помощи принадлежащего ему труда в новый продукт, который принадлежит ему по праву. Стоимость этого продукта заключает в себе стоимость потребленных средств производства. Полезный труд не может потребить эти средства производства, не перенося в то же время их стоимости на продукт; но рабочая сила могла быть предметом продажи лишь в том, что если она способна доставить полезный труд той отрасли промышленности, где имеется в виду ее применить.
Стоимость нового продукта заключает в себе эквивалент стоимости рабочей силы и прибавочную стоимость. И это как раз потому, что рабочая сила, проданная на определенный срок, обладает меньшей стоимостью, чем та стоимость, которая создает ее потребление в течение этого срока. Но рабочему выплачена меновая стоимость его рабочей силы, и тем самым от него отчуждена ее потребительная стоимость, как это имеет место при каждой купли-продажи.
Смит ввел в моду изображать накопление как простое потребление прибавочного продукта производительным рабочим. По мнения Маркса, не может выть большего заблуждения, чем утверждать, что та часть дохода, о котором говорится, что она присоединилась к капиталу, потребляется производительным рабочим.
Прибавочная стоимость есть не только индивидуальный потребительный фонд капиталиста и не только фонд накопления, а то и другое вместе. Часто прибавочные стоимости потребляется капиталистом как доход, другая часть ее применяется как капитал, или накопляется.
Теория воздержания: капиталист предоставляет свои орудия производства рабочему, вместо того, чтобы обратить их стоимость на свое личное потребление, превратив ее в предметы потребления или роскоши.
В определении величины накопления участвуют не обстоятельства, которые определяют массу прибавочной стоимости:
1) норма прибавочной стоимости зависит, прежде всего, от степени эксплуатации рабочей силы.
2) уровень производительности общественного труда. С ростом производительности труда растет та стоимость, которая при этом переносится на продукт.
С ростом эффективности, размеров и стоимости средств производства, т.е. с ростом накопления, труд сохраняет и увековечивает все в новых формах постоянно увеличивающуюся капиталистическую стоимость. С ростом капитала растет разница между применяемым капиталом и потребляемым капиталом. Чем больше растет капитал благодаря последовательному накоплению, тем сильнее возрастает и та сумма стоимости, которая распадается на фонд потребления и фонд накопления.
Увеличение производительности труда проявляется в уменьшении массы труда по отношению к массе средств производства, приводимой этим трудом в движение, или в уменьшении величины субъективного фактора труда по сравнению с его объективными факторами. С увеличением производительности труда понижается стоимость их по сравнению с их объемом. Разность между постоянным и переменным капиталом возрастает много медленнее, чем разность между той массой средств производства, в которую превращается постоянный капитал, и той массой рабочей силы, в которую превращается переменный капитал. С накопленным капиталом возрастает и число капиталов.
Рост концентрации общественных средств производства в руках индивидуальных капиталов, при прочих равных условиях, ограничен степенью возрастания общественного богатства.
Часть общественного капитала, вложенная в каждую отдельную сферу производства, делится между многими капиталами.
Тогда накопление, его концентрация не только делится на многочисленные пункты, но и возрастание функционирующих капиталов перекрещивается с образованием новых и расширением старых капиталов. Поэтому, если, с одной стороны, накопление представляется как возрастающая концентрация средств производства и командования над трудом, то с другой стороны, оно представляется как взаимное отталкивание многих капиталов.
Накопление капитала осуществляется в качественном непрерывном изменении его строения, в увеличение его постоянной составной части за счет переменной. С возрастанием капитала увеличивается и его переменная составная часть, но увеличивается она в постоянно убывающей пропорции. Накопление всего капитала требуется для того, чтобы поглотить определенное добавочное число рабочих, и даже – в виду постоянных изменений в старом капитале – для одного того, чтобы дать работу уже функционирующим рабочим. Это накопление и централизация, в сою очередь, сами превращаются в источник нового изменения строения капитала или нового ускоренного уменьшения его переменной части по сравнению с постоянной. Это относительное уменьшение переменной части капитала, ускоряющееся с возрастанием всего капитала представляется в таком виде, как будто, наоборот, абсолютное возрастание рабочего населения совершается быстрее, чем возрастание переменного капитала, или средств занятости этого населения. Напротив, капиталистическое накопление постоянно производит и притом пропорционально своей энергии и своим размерам, относительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребностью капитала в возрастании, а потому излишнее или добавочное рабочее население.
Абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления: чем больше промышленная резервная армия по сравнению с активной рабочей силой, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета прямо пропорциональна мукам труда активной рабочей армии. Чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше функциональная бедность рабочих.
Маркс приводит следующие примеры, иллюстрирующие всеобщий закон первоначального накопления капитала:
1) Англия 1846-1866 года.
С одной стороны увеличение и уменьшение численности пауперов является отражением периодической смены фаз промышленного цикла. С другой стороны официальная статистика все больше искажает действительные размеры пауперизма по мере развития классовой борьбы.
2) Плохо оплачиваемые слои британского промышленного рабочего класса.
Чем быстрее накопляется капитал, тем быстрее прилив доступного эксплуатации числового материала
3) Бродячее население.
4) Влияние кризисов на наиболее высоко оплачиваемую часть рабочего класса.
5) Британский сельскохозяйственный пролетариат:
а) понижение заработной платы ниже ее минимума;
б) процентное отношение.
Чрезмерный труд детей и подростков.
6) Ирландия.
Много земли осталось без обработки. Но вместе с увеличением численности населения все время возрастала земельная рента и фермерская прибыль. Хотя масса средств производства, применяемых в земледелии и уменьшалась вместе с уменьшением количества населения, тем не менее, масса капитала, применяемого в земледелии, увеличилась, потому что часть распыленных прежде средств производства была превращена в капитал.
Маркс считает, что и не из экономности и бережливости одних и не из расточительности других. Подобную версию зарождения капитализма он сравнивает с мифом о первородном грехе. Капитализм предполагает отчуждение производителя от средств производства: и это условие является единственной причиной, которая заставляет человека, лишенного необходимых средств для приложения своей рабочей силы, продавать ее на рынке. Эта экспроприация у большинства производителей начинается с распадом феодальной системы.
Масса поставленных вне закона пролетариев была выброшена на рынок труда в результате роспуска феодальных дружин. Разграбление церквей, государственных земель, расхищение общинной собственности, осуществляемое узурпаторскими методами и с беспощадным терроризмом, превращение феодальной собственности и собственности кланов в современную частную собственность – методы накопления капитала.
Переход к капитализму осуществляется при помощи силы, насилия – по отношению к колониям, к рабам, к детям, работающим в промышленности. Капитализм покоится не на индивидуальной собственности, а на экспроприации ее у большего числа людей, имевших собственность благодаря личному труду. Навязывается капиталистическая частная собственность, и она основывается именно на эксплуатации труда ближнего. Концентрация и централизация капитала ведут к уничтожению огромного числа мелких капиталистов, проповедовавших в свою очередь саму логику капиталистической системы. Таким образом, капитализм уже в зародыше несет свою собственную гибель.