Смекни!
smekni.com

по литературе (стр. 1 из 3)

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

. Артеева,

Учащаяся 10 «А» класса

«Тема праведничества в русской литературе»

(по произведениям Н.С. Лескова «Очарованный странник» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Руководитель:

Учитель литературы

С.В. Машурова

Кострома

2010 г.

Содержание

1. Вступление. ……………………………………………………………..3

2. Основная часть:

a) Кто такие праведники? …………………………………………….4

b) Н.С. Лесков. «Очарованный странник»:

«Мне за народ очень помереть хочется». ………………………...6

c) А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»:

«Не стоит село без праведника». ………………………………….8

3. Заключение:

«Нужны ли праведники сегодня?». …………………………………10

4. Список используемой литературы. …………………………………12

5. Комментарии. ………………………………………………………...13

Вступление.

Праведность. Многие ли знают значение этого слова? Готова поспорить, некоторые даже не слышали его никогда. Вообще этот термин имеет несколько значений.

Обратимся к толковым словарям. С.И. Ожегов трактует праведность как благочестивость, безгрешность, соответствие религиозным правилам, справедливость.

Определение интересующего нас понятия у Ф.Ф. Ушакова синонимично: праведность - жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение требований нравственности.

На самом деле сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. За идеал чаще почитается не образованный воспитанный человек, а наглец, обладающий деньгами и славой.

Что касается религии, она практически утратила свою значимость к нашему времени. Большинство молодёжи именует себя атеистами, а то и сатанистами.. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, покорность, то теперь, когда церковь потеряла своё влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать.

Я выбрала тему праведничества для своего реферата, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать мнение разных людей о, том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях разных писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо. И чем же тогда он будет отличаться от животного?

Кто такие праведники?

«Праведник – это не звание,

это смысл жизни человека»

Е. Есечко1

Слово «праведник» образовано от слова «правда», то есть, если рассуждать логически, праведник – это человек, который знает правду, живёт по правде.

Мне кажется, каждый человек по-своему представляет себе праведника. Для того чтобы узнать мнения различных людей, я воспользовалась Интернет-ресурсами. Мною был проведён опрос среди посетителей популярного сайта «ВКОНТАКТЕ».

Вот несколько сообщений, оставленных в ответ на мой вопрос «Кто такой, по вашему мнению, праведник?».

Ответчик 1: «Мое, атеиста, мнение, праведник - это такой человек, который делает мир лучше. Возможны варианты образа праведника: от волонтера Красного креста до физика на коллайдере, от воспитавшей пятерых детей матери до сапера, который обезвредил сотню минных полей».

Ответчик 2: «Есть нормы морали, которым можно как следовать, так и не следовать. В одном случае ты праведник (соблюдаешь определенные правила и традиции), в другом нет. Поскольку вариантов норм морали может быть несколько, то и праведники могут быть разными».

Ответчик 3: «Для меня, пожалуй, нет таких понятий - праведник и неправедник. Есть люди умные и глупые, а еще честные и нечестные. Все остальное каждый решает для себя сам».

Ответчик 4: «По существу праведник - это тот, кто творит исключительно добро. Я ответил на вопрос? Нет. Всегда радовали такие попытки формализовать что-то вечное: любовь, счастье, добро, зло. Некоторые термины не просто неопределимы, но еще и относительны, поэтому я вообще сомневаюсь в возможности однозначного ответа на вопрос».

Я думаю, каждый из высказавшихся по-своему прав, хоть и их мнения настолько различны. Лично мне ближе высказывание первого ответчика, где праведником назван человек, делающий что-либо на благо окружающих.

Итак, я узнала мнение светских людей. Интересно: что же думает о праведниках человек, посвятивший свою жизнь служению Богу? Побеседовав со студентом Духовной Семинарии, я получила ответ на свой вопрос.

В узком смысле праведник – святой, великомученик, который претерпел гонения за свою веру, но не отрёкся от Христа. Однако чаще так называют мирян, почитаемых за праведную жизнь, угождение Богу и исполнение христианских заповедей. Праведник небезгрешен, но он осознаёт свои грехи и раскаивается, несёт в себе смирение и любовь.

Со словами этого человека нельзя не согласиться. Однако мне кажется, что праведником не обязательно является человеком, преданный Богу. Для меня праведник – это тот, кто с уважением относится к окружающим людям, соблюдает нормы морали и нравственности. Несомненно, праведник обладает определёнными личностными качествами, такими как открытость, честность.

Вот мы и выяснили, что праведником может быть человек, творящий добро на благо окружающий, человек, соблюдающий религиозные нормы, да и просто добрый высоконравственный человек. Теперь можно приступать к изучению темы праведничества в литературе.

Н.С. Лесков. «Очарованный странник»:

«Мне за народ очень помереть хочется».

«..всеми зависящими от нас средствами

увеличивать сумму добра

в себе и вокруг себя

Н.С. Лесков 2

Николай Семенович Лесков - самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями.

Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-то иное, нежели его предшественники и современники. “Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из “нутра”3, - так говорил Л. А. Аннинский, и с его высказыванием не поспоришь.

Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть “Очарованный странник”. В ней автор создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чистыми мыслями и душой.

Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с поистине необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Сначала он простой крепостной, форейтор графа К., потом — нянька в барском доме, затем — пленник в татарской степи, помощник князя, отбирающий ему лошадей для покупки, солдат, актер в балагане, послушник в монастыре.

Герой очарован сказкой жизни, воспринимает мир как чудо. У него нет никакой конкретной цели путешествия, лишь неуёмная энергия, которая «так живчиком и переливается»4, толкает его на безрассудные поступки. Флягин не жалуется на жизнь, он просто открывает ей своё сердце и плывёт по её течению. По предсказанию старца, Ивану суждено посвятить себя Богу, и, в конце концов, герой смиряется с этим, принимает свою судьбу. Нельзя не согласиться с М.П. Чередниковой, которая говорит о том, что рассказчик «свято верит в незыблемую силу предопределения»5.

Также хочется упомянуть об отношении Флягина к религии. Вера для русского человека всегда имела большое значение, и Иван, попав по своему безрассудству в плен к татарам, очень тоскует по своей Родине и в первую очередь обращается к Богу. Среди ночи он «выползал тихонько на ставку.. и начинал молиться» .6 «Так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слёзы падали – утром травку увидишь»7, - повествует герой своим слушателям. Флягин – действительно горячо верующий человек, и, возможно, этим объясняется наличие у него таких личностных качеств, как доброта, смирение, любовь к людям, справедливость, хоть и порой жестокая.

Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником»8, которого «ни земля, ни вода принимать не хочет», его «искушают бесы»9. Но ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение.