В «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет
погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком»:
* «кто скорее из нас обежит около моря».
* «кто далее палку бросит».
* « кто кобылу поднимет и дальше пронесет»
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта. Не зря испугались черти Балды.
С таким же страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком( 3 раза) сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
«С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.» [9]
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
2. 3 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»
Сразу же в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…».
Кроме того, читая дальше, мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей сказке, создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
«Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…» [9]
2.4 Числа в «Сказке о царе Салтане…»
Свою сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она написана почти сразу после женитьбы как своеобразное величание невесты-красавицы.
Уже в первой строчке мы встречаемся с числом 3:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком». [9]
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц .
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки.
Входя в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон».
При первой встречи царевича с лебедью, он освободил ее от коршуна-чародея, потеряв свою стрелу в море. Лебедь утешает царевича:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня». [9]
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.
Сначала он становится комаром:
«Хочешь в море полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром». [9]
Затем мухой:
«В муху князь оборотился, полетел…» [9]
Потом он превращается в шмеля:
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился». [9]
В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему эти чудеса. Сначала в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.» [9]
Второе чудо:
«И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря». [9]
(Число 33 содержит в себе значение множества.)
Третье чудо: «Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…» [9]
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель». [9]
(т.е.очень далеко.)
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
2.5 Числа в «Сказке о мертвой царевне…»
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».
Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.
* Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» [9]
* Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:
1. к красному солнцу:
«К красну солнцу наконец
Обратился молодец». [9]
2. к месяцу ясному:
«Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался». [9]
3. к ветру буйному:
«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая…» [9]
И только от ветра он узнает, где царевна.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она
не восстала ото сна». [9]
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое: в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и т. д.
В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов
да сто сорок теремов». [9]
Как уже было сказано выше, в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.
После смерти царевны богатыри
« гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили». [9]
5. Числа в «Сказке о золотом петушке»
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке».
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
« Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.» [9]
Число «8» является чётным. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
Заключение
Итак, в начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности.[2]
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.
Числа 33,39,30, 7 содержат в себе значение множества.
Числа «8», «6» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.
Вывод:
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можем смело утверждать , что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные- символы.
Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.
.
Информационные ресурсы:
1. Азадовский И.К. Источники сказок Пушкина.[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm
2. Зуева, Т. Сказки А.С. Пушкина/ Т.Зуева. – М., 1989.
3. Изучение фольклора в школе. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e 825304b
4. Картинки по теме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http://images.google.ru/images?hl=ru&q=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&lr=&um=1&ie=UTF-8&sa=N&tab=wi