Содержание
Введение…………………………………………………………………… | 3 |
1. Русская дуэль. Феномен русской дуэли…………………………… | 5 |
2. Дуэль в произведениях русской классической литературы……… | 9 |
2.1 Дуэль Онегина и Ленского в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.)……………………… | 9 |
2.2 Дуэль Печорина с Грушницким: анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840 г.)……………………………… | 13 |
2.3 Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.)... | 16 |
2.4 Дуэль Долохова с Пьером Безуховым: роль эпизода в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869гг.)..... | 19 |
Заключение…………………………………………………………………. | 21 |
Список использованной литературы…………………………………… | 26 |
Введение
Дуэль…. Честь… Достоинство…. Любовь…. В моем понимании эти четыре слова связаны друг с другом. Многие произведения русской классической литературы в своих сюжетах используют сцены дуэли, во-первых, потому, что дуэль помогает лучше раскрыть характер того или иного героя произведения, а, во-вторых, история XIX века немыслима без дуэлей – одного из основных способов разрешения конфликтов, споров, выяснения отношений в те времена. Недопустимыми считались ложь, трусость, неверность присяге или данному слову. Дворянин призван уважать равных и защищать слабых. Человек чести должен признавать честь других, иначе и его собственная будет немного стоить. Везде, где чести и достоинству угрожает подлость, дворянин обязан встать на их защиту.
Мы живем в XXI век, но от этого тема дуэлей не стала для нас менее интересной. Конечно, в наше время никто уже не пытается защитить свою честь с помощью оружия – это противозаконно. В наше время есть другие способы – переговоры, споры в суде и т.п. Но романтизм той эпохи очень привлекателен для нас.
Об актуальности нашей темы говорит хотя бы дискуссия, возникшая на страницах одного сайта на форуме: «Дуэль. Как вы относитесь к поединкам?»[1] всего полгода назад. Я полностью согласен с высказыванием незнакомого мне посетителя этого форума: «Наверное, я не за дуэль, а за честь, которую эта дуэль защищает. За существование чести, не раздутой и напыщенной, а за честь, которая не позволяет оскорблять человека, обливать его грязью «за просто так». За существование совести, разума и чести. Просто за то, чтобы человек думал о том, что он делает и зачем, и какие последствия могут последовать за его поступком».
Я же считаю, что не дуэли должны заставлять человека думать, что он делает, а воспитание. Дуэли – это крайнее средство. В человеке, прежде всего, должно быть воспитано внутреннее благородство.
Предмет нашего исследования: произведения русской классической литературы.
Объект исследования: дуэль в русской литературе.
Целью нашей работы является изучение и рассмотрение дуэли на примерах классической литературы.
Достижению поставленной цели должно способствовать решение следующих задач:
- перечитать сцены дуэли в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир»;
- ознакомиться с историей появления дуэли в России;
- показать дуэль глазами разных писателей;
- рассмотреть на литературных примерах, как менялось отношение к дуэли на протяжении XIX века.
[1] Дуэль. Как вы относитесь к поединкам?//[Электронный ресурс] – http://forum.lki.ru/