Смекни!
smekni.com

Рекомендации по совершенствованию защиты личного состава от информационного воздействия противника 20 заключение 24 (стр. 2 из 5)

Кратковременные или узконаправленные информационно-психологические акции, осуществляемые как в мирное, так и в военное время, во многих странах мира обозначаются устоявшимся термином психологические операции (ПсО).

В настоящее время в нашей военной науке по критерию направленности информационно-психологического воздействия выделяются:

а) противодействие и защита войск от психологических операций противника;

б) психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т.е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции). И, хотя такое деление терминологически не совсем корректно, оно в целом отражает необходимые направления сосредоточения усилий командиров, штабов, органов воспитательной работы в рамках информационно-психологического противоборства с противником.

Опыт осуществления успешных информационных и психологических акций в военных событиях последнего времени (при проведении военной операции США в Гренаде (1983 г.), во время войны в Персидском заливе (1990-1991гг.), при вторжении на Гаити (1994 г.), в ходе выполнения миротворческих задач в Боснии и Герцеговине (1996 г.) и др.) свидетельствует о том, что их эффективность высока лишь тогда, когда они увязываются в целостную систему информационно-психологического воздействия, осуществляются по единому плану, на уровнях, объективно востребуемых обстановкой[3]. Поэтому, по данным специалистов, армии наиболее развитых в экономическом и военном отношении государств готовятся к ведению войны одновременно по нескольким направлениям: радиоэлектронная борьба, активная разведка, дезорганизация систем управления войсками и оружием, психологические операции, специальное программно-техническое воздействие на информационный ресурс противника.

Таким образом, информационно-психологическое противоборство представляет собой борьбу между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в области получения, обработки, сохранения и доведения до пользователей необходимой военной, политической, технической и иной информации, а также в сфере моральных и психологических возможностей нации, ее армии и флота в интересах достижения политических и военных целей.

1.2 Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе — применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.

Общим признаком объекта, который можно рассматривать как объект информационного противоборства, является любая форма использования информации в его функционировании[4].

Родовые объекты информационного противоборства:

· система социальных отношений информационного общества;

· система политических отношений информационного общества;

· система психологических отношений информационного общества.

Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды:

· массовое и индивидуальное сознание граждан;

· социально-политические системы и процессы;

· информационная инфраструктура;

· информационные и психологические ресурсы.

Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:

· система ценностей общества;

· психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

· индивидуальное и массовое сознание граждан;

· психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

· психическое здоровье граждан;

· толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

· Субъекты информационного противоборства:

· государства, их союзы и коалиции;

· международные организации;

· негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;

· транснациональные корпорации;

· виртуальные социальные сообщества;

· медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации — СМИ и МК);

· виртуальные коалиции.

Признаки субъекта информационного противоборства:

· наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;

· наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;

· обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;

· под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);

· существование в официальной идеологии положений, допускающих участие субъекта в информационном противоборстве.

1.3 Сравнительная характеристика взглядов отечественных и зарубежных исследователей на проблему информационного противоборства

Новое научное направление, связанное со всем комплексом проблем информационной безопасности, рождается на стыке двух хорошо разработанных направлений научной мысли. Первое направление – комплекс теорий в рамках концепции информационного общества. Второе направление – работы, посвященные проблемам эволюции систем национальной и международной безопасности.

Анализу проблем политической коммуникации, использования инфокоммуникационных технологий (ИКТ), в области государственного управления, проблемам электронного правительства, электронной демократии посвящены работы зарубежных ученых Т.Беккера и К.Слэйтона, К.Хакера и Дж. Ван Дейка, Н.Орнштейна и Э.Шенкенберга, Р.Дэвиса, отечественных исследователей В.И.Василенко и Л.А.Василенко, М.С.Вершинина, А.А.Чеснакова, Е.Горного, В.Дрожжинова.

Проблемы формирования и функционирования «новой экономики», использования ИКТ в экономической сфере являются одним из центральных направлений современной зарубежной и отечественной экономической науки. Среди российских исследователей в этой области можно назвать, например, работы С.А.Дятлова и С.И.Паринова.

Социально-психологические последствия глобальной информатизации анализируются представителями так называемой «критической школы новых инфокоммуникационных средств и технологий» французскими философами и социологами Д.Волтоном, Ф.Бреттоном, П.Вирилио, голландским исследователем П.Треанором и канадским ученым Ж. Дюфреном. Среди отечественных исследователей данной проблематики можно выделить работы Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунского, Е.П.Белинской[5].

Проблемы информационной культуры рассматриваются, например, в работах Л.В.Скворцова.

Одной из наименее разработанных областей является правовая, в том числе международно-правовая база процесса глобальной информатизации. Анализу правовых аспектов и обоснованию возможностей регулирования информационного пространства посвящены работы М.Прайса, Р.Олдрича, Л.Т.Гринберга, С.Е.Гудмена и К.Дж.Су Ху

Отечественных специалистов этой области немного, среди них можно выделить В.Б.Наумова.

Большой вклад в изучение проблем политической коммуникации внесен специалистами в области социологии коммуникации, например, Ж.Жерстлем М.М.Назаровым, В.П.Териным, М.Н.Грачевым, а также специалистами в области журналистики, в том числе Я.И.Засурским и Е.Л. Вартановой.

Вторым важным теоретическим источником исследования проблем информационной безопасности является комплекс работ, посвященных проблемам национальной и международной безопасности. Традиционно специалисты в области безопасности уделяли основное внимание ее военным аспектам и проблемам разоружения. В связи с этим особую важность для проводимого исследования приобретают работы, в которых безопасность рассматривается как многофакторное, «структурное» явление, несводимое только к военно-политическому и военно-техническому компонентам, в которых социальное измерение приобретает все большее значение. Этого подхода к проблемам безопасности придерживаются, например, такие представители неолиберального направления