Смекни!
smekni.com

Рекомендации по совершенствованию защиты личного состава от информационного воздействия противника 20 заключение 24 (стр. 3 из 5)

Среди отечественных исследователей в области социальных аспектов безопасности можно выделить работы П.А.Цыганкова международно-политической теории как Дж. Розенау, Э. Тикнер, Р.Ульман, Б.Бузан, теоретики школы взаимозависимости Р.О.Кохэн и Дж.С. Най-мл., французские социологи Б.Бади и М.-К.Смутц, М.И.Рыхтик.

Как и большинство работ по проблемам безопасности, основная масса исследований по информационной безопасности посвящена ее военно-политическим и техническим аспектам. Известными западными специалистами в этой области, давшими рабочие определения «информационной безопасности», выделившими основные направления информационного противоборства, являются У.Швартау и М.Либики. Среди российских специалистов в области военно-политических аспектов информационной безопасности можно отметить В.П.Шерстюка, Цыгичко В.Н., Г.Л.Смоляна и Д.С.Черешкина

Г.В.Емельянова и А.А.Стрельцова, И.Н.Панарина, Ю.К. Меньшакова. Одной из наиболее комплексных работ, посвященных проблемам информационной безопасности, является работа отечественных исследователей «Информационные вызовы национальной и международной безопасности».

В последнее время все большее научное внимание начинают привлекать организационные и психологические аспекты информационного противоборства, которые рассматриваются, например, в работах французских исследователей Ф.Жере и Л.Франкара, а также российский ученых В.Г.Почепцова и В.Е.Лепского.

Новым направлением исследования является анализ влияния информационной революции на характер традиционного международно-политического конфликта и методы ведения военных действий. Здесь можно отметить работы Д.Г.Балуева. Роли СМИ в конфликтах (так называемому «эффекту CNN») посвящены работы Н.Говинга, С.Ливингстона. Анализ новых концепций военного противоборства, в том числе концепций «сетевых» и «асимметричных» конфликтов, проводится в статьях французской исследовательницы М. Бишара, российского исследователя С. Гриняева. В ближайшее время можно ожидать повышение научного внимания к этим концепциям, а также к проблемам информационного терроризма и информационного криминала, которые пока недостаточно научно разработаны.

Постепенно в научном сообществе складывается понимание необходимости комплексного подхода к проблемам информационной безопасности. Характерной чертой последних работ российских обществоведов, посвященных исследованию философских и социально-политических проблем информационной революции, является попытка рассмотрения указанных проблем в контексте информационной безопасности. Такой научный подход приобретает большую актуальность в связи с необходимостью концептуального обоснования и реализации на практике информационной политики Российской Федерации[6]. Большая часть работ отечественных исследователей посвящена государственной информационной политике России, в том числе анализу уже принятых федеральных документов, прежде всего «Концепции формирования информационного общества в России», «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», федеральной целевой программы «Электронная Россия». Не отрицая правомерность такого институционального подхода к процессу российской информатизации, ряд исследователей, например, Д.М.Фельдман, Е.Ю.Митрохина, подчеркивают необходимость его дополнения социологическим подходом, предполагающим более тщательное изучение интересов и возможностей общества, связанных с реализацией информационной политики.

2. МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОТИВНИКА

2.1 Пути противодействия психологическим операциям противника

Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций в современной войне позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально-психологического состояния наших войск, дезинформацию и деморализацию личного состава, дезорганизацию его боевой деятельности.

Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. Иными словами, результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи учтут закономерности функционирования психики в боевой обстановке.

В работе по осуществлению противодействия психологическим операциям можно условно выделить три направления:

1) прогнозирование;

2) профилактика;

3) срыв психологических акций противника.

Осуществляя прогнозирование психологических операций командиры, их заместители, военные психологи должны оценить какие силы и средства психологического воздействия могут быть применены противником против части (соединения).

Районы сосредоточения, пути выдвижения, боевые позиции будут подвергаться радиовоздействию, на них будут сбрасываться листовки, а войска, находящиеся в обороне, попадут в зону активного звуковещания.

Кроме того, как показал опыт боевых действий в Корее, Вьетнаме и Афганистане, в населенных пунктах, на маршрутных движениях войск возможно разбрасывание мини-радиоприемников в противоударной упаковке, настроенных на частоту станций органов психологических операций, авторучек, зажигалок и т.п. с соответствующей информацией[7].

Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Так, по мнению военных психологов США наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как ощущение близкой опасности, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих.

Необходимо заранее степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени поддаются деморализации.

В интересах профилактики психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления психологических операций.

Как показывает опыт, хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях психологических операций. Например, развития негативных реакций и поведения военнослужащих можно избежать, заранее предупредив их о возможности применения противником так называемых «зараженных», «радиоактивных» листовок, психотронных средств и т.п.

Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав.

Здесь важно держать под постоянным контролем тех людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и т.п.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники.

Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, в частях — специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Зарубежные специалисты считают листовки наиболее эффективным средством психологического воздействия на людей. Поэтому закрытие этого канала влияния на воинов позволит снизить действенность психологических операций[8].

Особое внимание командиры и военные психологи должны уделить военнослужащим, наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, с высокой тревожностью, с психосоматической внушаемостью, так как в сложных ситуациях именно они становятся индукторами паники.

Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:

1) назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально податливым психологическому воздействию противника;

2) включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, выделенные для решения конкретных задач;

3) проведение с ними индивидуальной работы, обучение приемам психической саморегуляции.

Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и других), командиры и психологи должны упреждать противника в информировании своих подчиненных о боевых и политических, изменениях обстановки; активно привлекать для этого свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий;) своевременно разъяснять причины неудач и просчетов[9].