Наконец, результаты и выводы, являющиеся итогом исследований в гл. 2, 3 и 4, будут суммированы в последней гл. 5, в которой они сравниваются с принципами либерализма и коммунизма, а также с теми принципами западного капитализма и восточного «реально существующего социализма», которые действовали до недавних перемен в Восточной Европе.
3. Практическое применение рекомендаций общественных организаций совета Европы в некоторых странах
3.1 Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности
В странах Запада выработано несколько подходов к решению вопроса об антидискриминационной защите личности. Они основаны на различных представлениях о социальной справедливости, равенстве людей и связанных с этим задачах, стоящих перед правом. Вместе с тем их объединяет основополагающий принцип права – принцип формального равенства. Человек, признанный субъектом права, ставится в формально (равное положение с другими людьми, хотя в реальной жизни они фактически неравны.
Содержание и объем принципа формального равенства исторически менялись; в своем современном варианте этот принцип 'получил конституционное закрепление.
Так, Конституция Франции 1958 г. в преамбуле провозглашает приверженность Франции правам человека, провозглашенным Декларацией 1789 г. и Конституцией 1946 г., где, в частности, устанавливалось, что «всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами»1. Конституция Италии 1947 г. в первом разделе «Основные принципы» устанавливает, что «все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и общественного положения»2. Статья 14 Конституции Испании гласит: «Все испанцы равны перед законом, они не могут подвергнуться дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, изъявления своего мнения или по каким-либо условиям или обстоятельствам личного или социального характера»3.
Из приведенных формулировок принципа формального равенства видно, что законодатель не ограничивается простой его констатацией, а дополнительно указывает на то, что не должно влиять на равноправное положение личности, – вероисповедание, происхождение, пол, раса. Очевидно, что есть иные характеристики (квалификация, в некоторых случаях – физические данные), которые могут влиять на реальный объем прав конкретного человека. Ограничение в правах по признаку расы, пола, религии означает дискриминацию и требует правовой защиты личности и восстановления принципа равноправия. Под расовой дискриминацией Международная конвенция по запрещению всех форм расовой дискриминации понимает « «установление различий, исключений, ограничений или предпочтений, которые основаны на расовой принадлежности, цвете кожи, происхождении, национальной или этнической принадлежности и которые имеют цель аннулировать или ограничить пользование на равных основаниях правами и свободами человека».
Если лицу, к примеру, отказывают в приеме на работу или, наоборот, увольняют потому, что оно принадлежит к какой-то этнической группе, то такие действия по отношению к нему называются «прямой дискриминацией»1. Лицо, обвиняемое в совершении прямых дискриминационных действий, должно иметь прямой умысел в совершении таких действий. Применение к нему санкций возможно лишь в случае доказанности умысла.
Концепция «прямой дискриминации», получившая широкое распространение в странах Запада, – наиболее логичное следствие нарушения принципа формального равенства. Вместе с тем ее применение на практике выявило один существенный недостаток: доказать намерение лица совершить дискриминационные действия чрезвычайно сложно. Работодатель всегда имеет возможность сказать, что данный работник уволен не по признаку отношения к определенной этнической группе, а в связи с его недостаточной
квалификацией.
Стремление исправить такой недостаток и обеспечить равноправие личности способствовало возникновению концепции «косвенной дискриминации». При таком подходе необязательно было доказывать прямой умысел лица совершить антидискриминационные действия. При разрешении конфликта оценивалась вся практика лица, обвиняемого в совершении дискриминационных действий, в отношении к представителям различных этнических групп. Примером такого подхода может служить известный американский прецедент, установленный Верховным судом по делу. Со в 1971 т. Одна компания приняла решение, что для поступления на работу лицо должно предъявить документ о законченном школьном образовании и пройти два теста. Вскоре оказалось, что «цветные» рабочие не проходили тест, так как не справлялись с ним и, следовательно, не принимались на работу. Они принесли коллективный иск (особая форма иска, практикуемая в американских судах) против действий работодателя. При рассмотрении дела в Верховном суде было установлено, что, поскольку для «белых» рабочих такие проверки не сказались на приеме на работу, налицо дискриминационные действия со стороны работодателя, и они должны быть признаны незаконными. То что работодатель, вводя систему проверочных тестов при приеме на работу, вовсе не имел в виду дискриминировать представителей отдельных этнических групп, не повлияло на оценку его действий судом.
Концепция «косвенной дискриминации» расширила возможность человека защищаться от дискриминационных действий. Тем не менее западное общество ощущало необходимость поиска новых подходов к решению задачи социальной справедливости, исключающей дискриминацию по расовому признаку. С конца 60-х годов стала подвергаться критике исходная позиция концепции «прямой дискриминации», состоящая в том, что люди изначально обладают разными способностями и не могут быть равны; закон может обеспечить лишь их равноправие. Была поставлена цель достижения реального равенства людей, вне зависимости от национальной принадлежности. Поскольку в развитых странах в неблагоприятном социальном положении оказывались представители некоторых этнических групп, новый подход был призван реально изменить их положение, создать более льготные условия. Такой подход получил название «позитивной дискриминации» (в Соединенных Штатах ему соответствует понятие «позитивные действия»). Переход на позиции «позитивной дискриминации» связан с утверждением в западном обществе идеи государства всеобщего благоденствия. Согласно последней, государство должно гарантировать гражданину некий минимальный уровень жизни, устраняя препятствия на пути утверждения принципа равенства. Общество должно оказывать наибольшую помощь той социальной группе, которая находится в наиболее неблагоприятном положении.
Практическое воплощение идей «позитивной дискриминации» выразилось в установлении разного рода квот для представителей различных этнических групп. Хотя при «позитивной дискриминации» праву отводилась важная роль, тем не менее здесь оно подошло к границе своих возможностей. Ведь право представляет собой равную меру, масштаб, применяемый к неравным в социальном положении людям. Реальное неравенство, по существу, представляет собой условие существования права. Стремление правовыми средствами ликвидировать социальное неравенство показало ограниченность правовых возможностей. Трудности реализации программ, основанных на идее «позитивной дискриминации», показывают, что (подобные цели могут быть достигнуты не столько правовыми, сколько более широкими социальными средствами.
При исследовании эволюции подходов к антидискриминационной защите личности в западном обществе следует сравнить их с развитием и практическим воплощением этих идей в нашей стране. Ведь то, к чему западное общество реально подошло к 60-м годам, – необходимость обеспечения реального равенства – у нас стало претворяться значительно раньше1. Более того, эта цель стала доминирующей, и ей было подчинено все, включая государственный и общественный механизмы. Практиковалась и «позитивная дискриминация», хотя, конечно, само понятие не было известно. И если нам пришлось отказаться от идей уравниловки, то идеи «позитивной дискриминации» мы все же должны проводить в жизнь, учитывая, в частности, положение прежде всего малочисленных народностей.
В западном обществе идеи реального равенства не стали доминирующими и принцип формального равенства сохранил свое верховенство в общественной жизни.
Концепции «прямой», «косвенной» и «позитивной» дискриминации определили развитие и содержание антидискриминационного законодательства.
Первые шаги по принятию антидискриминационного законодательства были предприняты в США в середине прошлого века. Именно в это время были приняты 13, 14, 15-я поправки к Конституции, запрещающие рабство, гарантирующие равную защиту законов для всех граждан, равное право на участие в голосовании вне зависимости от расы, цвета кожи и положения. В 1875 г. американские законодатели приняли Закон о гражданских правах, запрещающий дискриминацию лиц на основании расовой принадлежности в общественных местах. Однако Верховный суд признал этот закон недействительным. Впоследствии он установил принцип «раздельного, но равного» существования различных расовых групп.
Современная антидискриминационная концепция была закреплена в Законе о гражданских правах 1964 г. Именно при толковании статьи данного закона Верховный суд в вышеизложенном деле установил «косвенную дискриминацию». Эта концепция повлияла на развитие правовой мысли в других странах, прежде всего в Великобритании.