С середины 60-х годов в этой стране шел поиск наиболее эффективного антидискриминационного законодательства. Было принято несколько законов, направленных на выравнивание положения «цветного населения». Эти законы подвергались критике со стороны тех, кто считал, что подобные законы ставят эмигрантов в более выгодное положение. В 1976 г. в Великобритании был принят ныне действующий Закон о расовых отношениях, основывающийся на концепции «прямой» и «косвенной» дискриминации и расширяющий защиту личности в случае дискриминации.
В Австралии сначала в штатах, а в 1975 г. и на федеральном уровне были приняты законы о расовых отношениях, которые запрещали расовую дискриминацию при обслуживании в отелях, в магазинах, при приеме и увольнении с работы, обеспечении жильем.
Следует заметить, что антидискриминационное законодательство широко толкует понятие «национальная принадлежность», предоставляя защиту в случаях дискриминации по признаку цвета кожи, расовой, этнической, национальной принадлежности.
Примером широкого толкования понятия «национальная группа» является дело, рассмотренное английской палатой лордов в 1983 г. Суть дела заключалась в том, что сикхскому мальчику в школе запретили носить тюрбан на голове, поскольку, по мнению школьной дирекции, такое поведение устанавливало религиозное различие в школе. Палата лордов признала, что действия школьной администрации были незаконными и носили дискриминационный характер, так как сикхи представляют собой расово-этническую группу.
В большинстве стран антидискриминационные законы предусматривают уголовную ответственность за дискриминационные действия. Уголовные кодексы ряда стран Запада содержат статьи, предусматривающие уголовно-правовые санкции за действия, направленные на разжигание национальной розни, расовой ненависти. Так, ст. 318 Уголовного кодекса Канады устанавливает, что каждый, кто защищает или обеспечивает геноцид, признается виновным в совершении преступления и приговаривается к лишению свободы сроком до пяти лет. Под геноцидом понимаются любые действия, совершенные с целью нанесения вреда группе людей, объединяемых отношением к религии, национальным происхождением, цветом кожи, расой. Кодекс также предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до двух лет за подстрекательство к расовой ненависти, если оно имело место в общественном месте.
Уголовно-правовая ответственность была исторически первым видом ответственности за антидискриминационные правонарушения. Первые антидискриминационные законы, принятые в Австралии, предусматривали уголовную ответственность за то, что лицу препятствовали войти в общественное помещение, магазин, отказывались продать продукты или напитки, за ограничения в покупке земли, в аренде помещения на основании его принадлежности к этнической группе.
В некоторых странах уголовно-правовая ответственность сохранилась, и лишь немногие страны стали вводить правовосстано-вительную ответственность. Правовоестановительная ответственность направлена прежде всего на то, чтобы повлиять на поведение лица или органа, совершивших дискриминационные действия, заставить правовыми средствами изменить поведение и политику и исправить сложившуюся ситуацию. Цель такого подхода – найти компромиссное решение конфликта. К сожалению, правовос-становительная ответственность редко применяется в практике стран Запада. Тем интереснее анализ данного вида ответственности в тех странах, где он применяется (например, в Великобритании, США, Австралии). Если Соединенные Штаты являются инициатором многих правовых 'конструкций, которые большей частью содержатся в прецедентах толкования, то в Великобритании действует один из самых 'интересных антидискриминационных законов – Закон о расовых отношениях 1976 г.
Прежде всего законодательство данных стран предусматривает создание специальных органов, призванных устранить дискриминацию.
В Великобритании таким органом является комиссия по расовому равенству, которая была создана вместо ранее действовавших органов (департамента по расовым отношениям, комиссии по общественным отношениям)1. В комиссию входят от 8 до 15 членов, назначаемых государственным секретарем. Задача комиссии – не только обеспечение реальных равных прав и нормализация социальных отношений, но и контроль за соблюдением Закона о расовых отношениях 1976 г.
Лицо, пострадавшее от дискриминационных действий, вправе обратиться в комиссию, которая должна оказывать ему различную помощь в получении доказательств, оформлении документов для обращения в суд, в финансовой поддержке для ведения дела в суде. Комиссия также может осуществлять представительство в суде.
Как показывает статистика, в большинстве случаев (40%) обратившимся оказывается помощь в виде оформления документов, составления иска. Одна шестая часть обратившихся получает правовую консультацию. После обращения гражданина в комиссию она в течение двух месяцев должна дать ответ об оказании помощи.
По закону комиссия имеет право самостоятельно переводить расследование фактов дискриминационных действий. С этой целью она наделена полномочиями опрашивать свидетелей, истребовать документы. Приступая к расследованию, комиссия должна предупредить орган или лицо, чью деятельность она намерена изучать. Лицо вправе обратиться к адвокату, который будет представлять его во всех слушаниях.
В результате расследования комиссия издает предупреждение о том, что имеет место дискриминационная практика. Решение комиссии не подлежит принудительному исполнению. Однако если в течение пяти лет из какого-либо источника поступят сведения о невыполнении решения, комиссия вправе обратиться в трибунал, который должен подтвердить факт имеющих место дискриминационных действий. После этого комиссия имеет право обратиться в суд графства, с тем чтобы он издал специальный приказ, приостанавливающий незаконные действия.
В США комиссия по равным возможностям была создана законом о гражданских правах 1964 т. В отличие от комиссии, действующей в Великобритании, американская комиссия имеет более узкую сферу деятельности, так как рассматривает только дела о занятости. Комиссия принимает к ведению дела на основании заявлений пострадавших. Она уделяет также большое внимание информационному обслуживанию населения, разъяснению прав национальных меньшинств и механизма защиты от дискриминации. Комиссии действуют как автономные, политически независимые органы. В то же время решение национальных проблем в комиссии зачастую приобретает политическую окраску; в таких случаях она подвергается критике как со стороны левых, так и правых сил.
В Великобритании основным органом, рассматривающим дела о дискриминации, является промышленный трибунал, входящий в систему административной юстиции. В свое время в стране обсуждалась возможность создания трибунала, специализирующегося только на делах о дискриминации, однако такое предложение не прошло и решено было использовать в этих целях промышленный трибунал, решения которого обжалуются в апелляционный трибунал по занятости и в апелляционный суд.
Трибуналы имеют ряд преимуществ по сравнению с судами. Они быстрее рассматривают дела; их процедуры менее формализованы. Срок исковой давности для обращения в трибунал по факту дискриминации от 3 до 6 месяцев.
Дела о дискриминации сложны для разбирательства. Многие истцы, не веря в успех, забирают заявления обратно. В 1985 г. в промышленный трибунал поступило 69 дел о дискриминации на основании национальной принадлежности лица, а было рассмотрено только 37.
Самая главная проблема, возникающая в ходе разбирательства, заключается в системе доказательств, так как практика пошла по пути особых видов доказательств. Например, если дело касается увольнения и лицо считает, что оно уволено по национальной принадлежности, работодателю предлагается заполнить определенные формы и ответить на вопросы, разработанные департаментом по занятости. Такие ответы признаются в (качестве доказательства. Отказ работодателя от ответов трактуется как признание его вины. Несомненно, объективность такого доказательства весьма спорна, кроме того, подобная процедура не может применяться через несколько недель после увольнения, поскольку предполагается, что работодатель может забыть ситуацию и его ответы на вопросы будут неточны.
Другой вид доказательств был предусмотрен законом о профсоюзах и отношениях в промышленности 1974 г. В законе было установлено, что если уволенное с работы лицо заявит, что его увольнение носило дискриминационный характер, то бремя доказывания обратного лежит на работодателе. Для континентальной доктрины права такое положение не соответствует принципу презумпции невиновности. Однако в состязательном процессе, где предполагается обмен сторон доказательствами, оно лишь предполагает, что работодатель предъявит свое объяснение ситуации. Суд в таком процессе лишь взвешивает аргументацию сторон.
Стремление со стороны государства к компромиссному решению конфликтов в области дискриминации характерно для социальных сфер. Так, в Соединенных Штатах до сих пор очень остро стоит проблема получения «цветным населением» жилья в определенных районах. «Цветным» под разным предлогом отказывают в предоставлении жилья вне зависимости от того, способны ли они оплачивать данное жилье. Агенты могут отказать афро-американцам показать дом, мотивируя это тем, что им будет некомфортно жить в районе, где нет соседей из их среды. Вряд ли подобная практика может быть исправлена введением суровых карательных мер для лиц, явно совершающих дискриминационные действия.