Смекни!
smekni.com

Механизмы совета Европы по защите прав человека (стр. 8 из 15)

2. Средства их достижения

«Создание общего рынка» и «постепенное сближение экономических политик» являются средствами достижения желаемых целей. Ст. 3 договора, содержащая более конкретное описание «деятельности Сообщества» (Прил. 1), дает основания для вывода о том, что в ДЕЭС свободная рыночная экономика рассматривается, насколько это возможно, как соответствующая образцам, широко распространенным в индустриальных государствах западного мира. Этот вывод подтверждается «Правилами конкуренции» ДЕЭС, которые должны составлять часть «политики Сообщества». В договоре перечислены другие направления политики: «экономическая политика», «социальная политика», «Европейский инвестиционный банк», «экономическое и социальное единство», «исследование и технологическое развитие» и «окружающая среда».

В соответствии с ДЕЭС все положения о конкуренции, гарантирующие свободный рынок, обязательны по отношению ко всем направлениям политики Сообщества, и в частности к социальной политике. Согласно ст. 5 ДЕЭС, государства-члены «принимают все надлежащие меры общего или специального характера для гарантирования выполнения обязательств, вытекающих из настоящего договора или являющихся результатом действий, предпринятых институтами Сообщества. Они способствуют выполнению задач Сообщества.

Они воздерживаются от любой меры, которая может поставить под угрозу достижение целей настоящего договора».

Положения Договора об учреждении Европейского экономического сообщества, относящиеся к социальным стандартам и социальной политике

Статья 2 ДЕЭС провозглашает задачей сообщества «ускоренное повышение уровня жизни», и это можно понимать как ссылку на социальную политику. Однако данная статья оговаривает, что заявленная цель должна достигаться путем создания общего рынка и сближения экономических политик государств-членов, и в ней отсутствует специальная ссылка на социальную политику в качестве дополнения к экономической политике или в ином качестве. Этот вопрос не регулируется и ст. 3 ДЕЭС, которая является не более чем дополнением ст. 2. Также следует здесь упомянуть ст. 3. Она предусматривает сближение законодательства государств-членов, в том числе, очевидно, и законов, связанных с юридическим положением трудящихся. Сближение, однако, должно происходить только в той степени, в какой это необходимо для надлежащего функционирования общего рынка.

В разделе III«Социальная политика» вновь формулируется задача улучшения положения рабочих. В соответствии с п. 1 ст. 117 ДЕЭС государства-члены договорились о необходимости «содействовать улучшению условий труда и уровня жизни трудящихся таким образом, чтобы сделать возможным их гармонизацию». Согласно п. 2 ст. 117 ДЕЭС, члены ЕЭС предполагают, что такое развитие явится результатом 'функционирования общего рынка», «процедур, предусмотренных» договором, и «сблиения положений, установленных законом, постановлением или административным актом». В соответствии с п. 1 ст. 118 ДЕЭС «тесное сотрудничество между государствами-членами» в социальной сфере, особенно по перечисленным вопросам, должно обеспечиваться при помощи специальных процедур.

Статья 118а ДЕЭС, которая, подобно ст. 1186. была включена в результате принятия Единого европейского акта, предусматривает улучшения, особенно в условиях производства, в обеспечении здоровья и безопасности трудящихся. В этой области должны быть установлены минимальные требования директивами Совета. Ст. 1186 ДЕЭС устанавливает, что Комиссии ЕЭС следует стремиться развивать «диалог между администрацией и трудящимися на европейском уровне».

Хартия Сообщества о фундаментальных социальных правах трудящихся, которая была подписана Советом европейских сообществ в Страсбурге 8/9 декабря 1989 г., содержит положения о свободе ассоциаций, коллективных соглашениях и правах трудящихся на информацию в ЕС, которые в силу своих качеств объявляются основными правами и свободами. Хартия Сообщества также содержит минимальные социальные положения, нацеленные на обеспечение как можно более высокого стандарта здоровья их условий работы в промышленности и защиты труда. Профсоюзы и Европейский парламент желали, чтобы в Хартии были сформулированы права, обеспеченные исковой защитой. Федерация Профсоюзов Германии выступала за «неотчуждаемые права трудящихся» во всех государствах-членах. Несмотря на аргументы данных органов, окончательный вариант Хартии Сообщества, который неоднократно изменялся в ходе обсуждений, основан на принципе субсидиарности. Это означает фактически, что Хартия возлагает социально-политическую ответственность почти по всем вопросам на правительства государств-членов. Она не закрепляет права, подлежащие юридической защите в Европейском суде. Такое решение, по-видимому, в значительной мере определялось серьезным сопротивлением британского правительства предложениям о принятии Хартии. Великобритания даже не согласилась с Хартией в ее окончательном варианте. Министр Британского министерства иностранных дел Фрэнсис Моди использовал следующие аргументы в поддержку позиции Великобритании в отношении Хартии: она пагубна для обеспечения занятости; наносит ущерб индивидуальной свободе и индивидуальным возможностям; несовместима с национальными обычаями и традициями.

Для повышения эффективности Хартии, ослабления дискуссионное ее положений и придания ей больше притягательности для государств-членов, а также принимая во внимание оппозиционную позицию Великобритании, Комиссия ЕС разработала «Программу действий по имплементации Хартии фундаментальных социальных прав», цель которой – усовершенствование Хартии путем детализации ее содержания.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что недостаток ДЕ-ЭС и поправок к нему состоит в том, что они не предполагают какую-либо юридико-нормативную базу, на которой может быть сформулирована социальная политика, когда таковая должна быть согласована. Гл. V«Экономическое и социальное единство», которая была включена в ч. III«Политика Сообщества», не дополняет договор такой юридико-нормативной базой. То же самое относится и к п. 3 ст. 1 ЕЕА, которая посвящена европейскому политическому сотрудничеству.

2.2 Права человека как возможная политико-правовая основа

Для того чтобы исправить недостатки юридико-нормативной базы социальной политики, должны быть приняты во внимание права человека. Следует напомнить, что бывший президент Рейган при переговорах с Генеральным секретарем ЦК СССР М. Горбачевым предложил, чтобы ямплементация прав человека стала фундаментом взаимопонимания между США и СССР, и он упомянул в этой связи свободу передвижения, свободу вероисповедания, свободу мнений и свободу прессы. М. Горбачев со своей стороны заявил, что должны быть приняты во внимание социальные права, например право на труд. Можно обоснованно утверждать, что эта часть корпуса прав человека до сих пор не учитывалась в достаточной степени на практике в западных индустриальных государствах.

Изучение, которое неизбежно должно быть кратким, конституций некоторых государств – членов ЕС свидетельствует о том, что имеются серьезные причины для рассмотрения прав человека в качестве базы для исследования основ социальной политики постольку, поскольку они затрагивают правовое положение трудящихся[9].

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. начинается с Преамбулы, за которой следует разд. 1 «Основные права» П. 1 ст. 1, провозглашает, что достоинство человека нерушимо. Немецкий народ, таким образом, признает в п. 2 ст. 1 «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу любого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». П. 3 ст. 1 гласит: «Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право».

В Преамбуле Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 г. с изменениями, внесенными 18 июня 1976 г., социальное единство французского народа, объявленное в Декларации прав человека 1789 г., подтверждается и дополняется Преамбулой Конституции 1946 г. Свобода, равенство и братство, провозглашенные в ст. 1–4 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., образуют ее сердцевину.

Кроме того, «социальные принципы» для трудящегося формулируются в Преамбуле к Конституции от 27 октября 1946 г.; некоторые из них воспроизводятся в Приложении.

Конституция Республики Италия базируется на идее о том, что Италия является «демократической Республикой, основывающейся на труде». В соответствии со ст. 2 неотъемлемые права человека признаются и гарантируются. Свобода и равенство специально обеспечиваются согласно ст. 3, ст. 4 признает право на труд.

Что касается Нидерландов, то здесь уместна ст. 19 Конституции страны от 17 февраля 1983 г. Государство обязуется обеспечить достаточную занятость. Далее, специально указывается на то, что правила соучастия в принятии решений устанавливаются законом.

Некоторые положения Конституции Республики Португалия от 2 апреля 1976 г. с дополнениями и изменениями, внесенными 30 декабря 1982 г., могут быть упомянуты в этом контексте. Ст. 1 подчеркивает, что Республика основывается на уважении человеческой личности, выражает волю народа и ставит своей целью преобразование в бесклассовое общество. Ст. 2 указывает, что демократическое государство основывается на «гарантировании фундаментальных прав и свобод, и его целью является обеспечение перехода к социализму». В ст. 9 (б) описываются основные задачи государства: «гарантия фундаментальных прав и свобод и уважение принципов демократического государства, основывающегося на праве». Согласно ст. 9 (г), государство должно способствовать «народному благосостоянию и качеству жизни, реальному равенству португальцев в реализации экономических, социальных и культурных прав путем преобразования экономических и социальных структур в форме обобществления основных средств производства; уничтожения эксплуатации и угнетения человека человеком». В соответствии со ст. 53 гарантируется обеспечение работой. Ст. 54 указывает на право создавать комитеты трудящихся для защиты их интересов и участия в управлении делами предприятия на демократических началах. Ст. 58 гарантирует право на забастовку. Локауты запрещаются. Ст. 59 обеспечивает право на труд; ст. 61 признает частные предприятия, кооперативы и самоуправление трудящихся. В соответствии со ст. 80 (а) экономическая власть подчинена демократической политической власти. Разрешается демократическое участие трудящихся ст. 80 (е). Более того, государство отдает приоритет «исправлению в случае необходимости неравенства в распределении богатства и дохода» – ст. 81 (б).