Следует отметить, что число террористических организаций увеличивается с каждым годом, укрепляется их мощь, техническое оснащение и финансирование. Многие государства мира ведут недостаточно эффективную борьбу с терроризмом, делая основной акцент на использование силовых методов, ведение боевых действий, контртеррористические операции, а также меры уголовного и уголовно-процессуального, т.е. репрессивного, карательного характера, направленные на осуждение к длительным срокам заключения лиц, виновных в терроризме. Указанные меры, как показывает практика многих государств мира, в том числе России, приводят к разрастанию и укреплению терроризма, многократному увеличению численности террористических организаций, привлечению ими в свою структуру все большего количества людей, включая молодежь. Во многом указанные обстоятельства вызваны несовершенством законодательства, связанного с осуществлением мер борьбы с терроризмом.[18]
Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне законодательства, так была ратифицирована Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, которая была подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 17 ноября 2005 года, а закон о ее ратификации содержит два заявления, носящие толковательный характер и не изменяющие юридического действия положений Конвенции. Цель Конвенции заключается в активизации усилий государств-участников, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека посредством мер, принимаемых на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества.
Для реализации декларированной цели в Конвенции четко определены обязанности сторон по предотвращению терроризма, в частности, по подготовке сотрудников правоохранительных органов, а также в области образования, культуры, информации, СМИ и просвещения общественности.
В Конвенции предусматриваются меры, направленные на развитие терпимости и предупреждение напряженности в обществе путем поощрения межрелигиозного и межкультурного диалога, охватывающего, в том числе неправительственные организации и другие элементы гражданского общества.
Основная новация Конвенции – криминализация ряда деяний. То есть признание в качестве уголовных преступлений в рамках внутреннего законодательства государств-участников трех ключевых составов: публичное подстрекательство к совершению террористических преступлений, вербовка террористов, подготовка террористов, а также сопутствующих преступлений.
В соответствии с требованиями Конвенции государства-участники обязаны осуществлять международное сотрудничество, обеспечивающее совместные мероприятия превентивного характера, например, обмен информацией или подготовка кадров, и неотвратимость ответственности в связи с террористическими преступлениями (оказание помощи в связи с уголовными расследованиями, следственными действиями или процедурами выдачи). В Конвенции предусмотрены четкие процедуры разрешения споров по вопросу ее применения и толкования, внесения и принятия поправок, проведения консультационных совещаний. Ратификация Конвенции потребует внесения изменений и дополнений в действующее российское законодательство. Конвенция открывает для России эффективные возможности по взаимодействию с другими государствами Европы в интересах предотвращения террористических преступлений, а так же аккумулирует опыт многих стран, в том числе Российской Федерации, и делает акцент на тех вопросах, которые являются вопиющими после уроков Беслана и Норд-Оста.
Содержащаяся в ней проекция на нашу действительность позволила внести в этот документ, равный по значению межгосударственному договору, свежие, новые идеи. В частности конвенция очень точно определяет криминальность действий отдельных лиц и групп, которые стоят за террористами и направляют их. Повышается и правовой уровень сотрудничества между государствами в целях выдачи преступников. Кроме роли самих государственных учреждений, Конвенция «раскрывает правовую и моральную возможности гражданского общества, неправительственных организаций «в интересах профилактики терроризма и борьбы с его апологетами, а также содержит целый ряд других вещей, которых нет в нашем законодательстве». Поэтому, Совет Федерации и Государственная Дума должны взять на себя обязанность оперативно «выправить наше национальное законодательство», в частности внести необходимые изменения в Уголовный кодекс, другие законы, сообразно Конвенции. При этом, следует особое внимание уделить понятиям пособничества терроризму, рекрутирования и обучения террористов. Очень важно, чтобы Конвенция «не стала принадлежностью только политического класса». Учитывая особую опасность характера террористических преступлений, нужно провести широкую разъяснительную работу среди населения. «Граждане должны четко понимать и то, что будет делать государство для предупреждения терроризма и борьбы с ним, и в чем заключается их собственная роль», – заметил сенатор.[19]
Так же говоря о борьбе с терроризмом на законодательном уровне, необходимо отметить, что 26 февраля 2006 года Государственной Думой РФ был принят и одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года ФЗ «О противодействии терроризму», а Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3808) утратил силу с 1 января 2007 года.
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно которому правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.[20]
Подводя итог по данному вопросу, хотелось бы отметить, что крайне необходимо и важно определить полномочия правоохранительных и государственных органов в сфере борьбы с терроризмом. Структуры, выполняющие эти задачи, должны иметь поддержку государства и общества. Но они должны быть легитимны, их работа должна быть уважаема обществом и проводиться дозволенными методами. Не следует допускать использования неконституционных структур для борьбы с терроризмом. В настоящее время, когда терроризм развивается и приобретает международный характер, просто необходимо принимать меры по борьбе с ним.Важным условием в работе по профилактике и предупреждению террористических актов явилось налаженное взаимодействие с правоохранительными органами, которое помогает структурным подразделениям Управления повысить качество и эффективность своей работы, решать поставленные задачи с меньшими затратами сил и средств, позволяет избегать случаев чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Так, например, с 2005 года по инициативе Управления разрабатывается План организации взаимодействия Управления Федеральной службы безопасности России по Ростовской области, Главного управления внутренних дел Ростовской области, Управления Судебного департамента в Ростовской области по обеспечению мер антитеррористической защищённости судов, обеспечению безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей. С 2006 года к работе по профилактике и предупреждению террористических актов подключился Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области. В каждом структурном подразделении Управления ежегодно разрабатываются планы организации взаимодействия с территориальными отделами внутренних дел, подразделениями милиции по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда. Аналогичные планы организации взаимодействия разрабатываются с объединенными диспетчерскими службами администраций и городскими (районными) судами области. Основными целями организационно-методической работы Управления по данному направлению деятельности являются:
- предупреждение терроризма, выявление и устранение причин и условий способствующих совершению террористических актов, разработка совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактической работы;