Реферат
Тема: Психологические взгляды Абая Кунанбаева
Вторая половина XIX века, а также начало XX века ознаменовалась в России крупными достижениями в области естественных наук, среди которых почетное место занимает учение великих русских ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова, заложивших научные основы физиологии и обогативших материалистическую науку учением о физиологии высшей нервной деятельности. Их учение явилось ценным вкладом для научного понимания механизмов психической деятельности, а также в борьбе материалистов против идеалистической психологии и философии. <...>
Высказывания Абая по вопросам психологии говорят о некоторой его осведомленности о материалистической психологии в современной ему России. Именно русская материалистическая психологии И.М.Сеченова, а также психологические взгляды К.Д.Ушинского, а не эмпирическая и позитивистская психологии Милля и Спенсера, которые также изучались Абаем, оказали влияние на формирование его психологических взглядов.
Абай Кунанбаев не был ученым-психологом в прямом научном смысле этого слова. Однако его бессмертные поэтические и прозаические произведения свидетельствуют о том, что их автор был тонким знатоком человеческой души. В большинстве своих стихотворений и назиданий Абай исключительным мастерством вскрывает характерные особенности психологии людей, принадлежащих к определенной эпохе, классу, возрасту и т. п. Психология людей вскрывается Абаем в их конкретно-исторической трудовой и бытовой жизни. Это и определило глубокий реализм его произведений, их доходчивость до широких масс, их огромную воспитательную силу.
Наряду с кропотливым изучением психологии людей в их практической жизни Абай с помощью своих русских друзей изучал также труды русских и зарубежных психологов, критически перерабатывая их и отбирая лишь то, что соответствовало его мировоззрению. Абай первый среди казахов формулировал свои взгляды на психологию. Изучение Абаем психологии преследовало троякую цель, в чем он видел, как нам представляется, и предмет психологии как науки.
Во-первых, в понимании Абая стих и песня должны проникнуть в тайники человеческой души, будить сокровенные чувства. Они призваны играть важную роль в феодально-патриархальных пережитках в сознании людей. Отражая думы и чаяния народа, поэзия должна вести его к свободной и радостной жизни. Стих должен иметь золотое содержание и серебряную оправу! Вот так Абай определяет силу художественного слова:
«Не вывесть живых
Узоров твоих
Алмазом, не вышить иглою.
Ценней жемчугов,
В глазах знатоков -
Ты прах перед темной толпою.
Для низких невежд - бессердечных, глухих!»
В своих стихотворениях «Не для забавы я слагаю стих» (1889), «Птица мысли повсюду стремит крылья» (1896), «Красивой песней под струнный звон» (1897), «Грубый крик» (1897) и других Абай подчеркивает, что красивая песня и сладкая мелодия охватывают все чувства человека, будят его мысль. Песня имеет большое значение в жизни людей: она радостно приветствует рождение человека и печально сопровождает его в могилу. И в шильдехане по случаю рождения младенца, и при встрече жениха с невестой, и при свадьбе, в труде и при смерти - везде и всегда — песня. При помощи песни сохраняется мудрость народа, его традиции и обычаи передаются от поколения к поколению
Слушая проникновенную песню, говорит Абай, человек впадает в какое-то забытье, у него возникают возвышенные думы, сердце согревает все тело, и человек находится во власти своих чувств. В этот момент он «глух» ко всем внешним раздражениям; они как бы не существуют для него. Песня воскрешает печаль и радость, заставляет перебирать в памяти все пережитое до мельчайших подробностей. То кажется, что ты слышишь чей-то шепот, обращенный к тебе, то начинаешь верить словам бессовестных лжецов и принимать их ложь за чистую монету. Отрава пройденной жизни, говорит поэт, вспоминая коварные интриги и козни своих врагов, снова волнуют его, но он не сходит лишь с ума потому, что нет яда, который бы он не испробовал.
Говоря о воздействии песни на психическую деятельность человека, Абай указывает на то, что переживания человека являются отражением его глубоких дум, а песня являегся тенью, отбивающей такт этих переживаний:
«Льется и реет песнь, паря,
Сердце баюкая, ум бодря...
Бренного мира вся сладость в ней,
Лишь тугоухий к ней влекся б зря!
Песнь и в спящее сердце влетит,
Все исцелует и истомит...
То счастьем, то грустью звенит напев,
То раны зажившие бередит».
Песня окрыляет человека, будоражит его чувства и одухотворяет его. Песня-блаженство, но ее может уловить не всякое ухо, а только «мыслящее ухо» («ойлы кулак»)- Песня может разбудить дремлющие чувства, оживить радость и печаль, встряхнуть человека, отражать думы и настроения его.
«Но, песнь заслыша, постичь сумей:
Мудрость ли дышит, иль глупость в ней?
Вздорная песня лишь ранит слух,
Мудрой упьешься - я стал мудрей...».
Песню может понять только тот, кто имеет чуткий слух, отзывчивое сердце и прозорливый ум. Из подобных высказываний Абая напрашивается вывод; поэзия является мощным фактором воздействия на психологию людей. Следовательно, каждый, кто занимается поэзией, должен изучить и хорошо знать особенности психической деятельности человека, закономерности ее развития.
Во-вторых, путь избавления казахского народа от политического бесправия, экономической и культурной отсталости, от невежества и нищеты Абай видит в просвещении и нравственном воспитании народа, прежде всего подрастающего поколения. Он требует, чтобы казахская молодежь изучала русскую культуру и русский язык, чтобы она перенимала у русских все прогрессивное.
Обучение, согласно Абаю, должно быть действенным и успешным развивающим ум детей. Для этого надо построить обучение и воспитание детей так, чтобы они не только учитывали особенности детской психологии, но и были бы направлены на ее всемерное развитие.
В-третьих, из многих высказываний и стихов Абая можно заключить, что он высоко ценил значение психологии в приложении к повседневной жизни и установление правильных взаимоотношений в общественно-трудовой деятельности и в быту, и дружбу и товарищество, и распознание врагов и отношение к ним - все это требует, в понимании Абая, знание особенностей характера и психологии людей. Абай в своей творческой деятельности широко пользовался методом наблюдения: как великий поэт, он отличался исключительной способностью наблюдать, подмечать до мельчайших подробностей характерные особенности наблюдаемого объекта.<...>
В целом ряде стихотворений поэт сумел метко передать свои сокровенные думы и волнующие эмоциональные переживания. Он дает яркую психологическую характеристику людям различных сословий, профессиий и возрастов.
При рассмотрении вопросов психологии Абай принимает установившиеся в его время трехчленное деление психической деятельности человека (ум, чувства и воля) и пытается раскрыть содержание последней (см. Стих «Разум льду подобен», «17-е слово», «27-е слово», «43-е слово» и др.)- К умственным явлениям он относит ощущения и восприятие, представление, память, воображение, мышление и разум (или сознание). Уму приписываются черты хладнокровности, ясности и остроты. К чувствам относятся «теплота» психические переживания, радость и и гнев, страсть и любовь и т. п. Характер рассмаривается вместе с волей. Выносливость, стремления, уменье управлять своими страстями считаются волевыми процессами.
«Разум льду подобен: он ясен, остер,
Сердце жарко пылает, словно костер.
Коль терпенье и страсть подвластны тебе,
Волей ты победил их, настиг в упор».
Ум, чувства и воля, по Абаю, должны находиться в единстве, в полном сочетании и гармонии, ибо они друг без друга обойтись не могут; их разобщение может привести человека к нежелательным последствиям, выбить из колеи нормальной жизни. Поэтому задача науки заключается в том, чтобы эти стороны психической деятельности человека и обеспечить их единство.
«Чувство, волю и разум сведи в одно.
Лишь тогда величье тебе суждено.
Друг без друга они цены лишены,
И безвольное сердце, поверь, смешно!
Нет ни гнева, ни радости, ни ума,
Ноет сердце, постыла ему тюрьма.
Разноречье трех сочетать умей,
Этой мудрости учит нас жизнь сама».
Воля, ум и разум (что одно и тоже в понимании Абая) и чувства должны быть объединены. Но если между ними будет разлад, человек должен слушаться «сердца», т. е. веления чувства, за которыми всегда должна оставаться главенствующая и руководящая роль. Оно должно вести разум по правильному пути и правильно использовать силу воли. В другом месте Абай говорит о том, что ум и воля являются ведущими в жизни человека. Но они будут бесполезными и не выполнят своего назначения, если не будет справедливости, которая исходит от сердца.
«Если воля есть, ум живет,
доброты же и правды нет,
впереди огонь, сзади лед,
и никак не уйти от бед».
Как мы видим, в этих высказываниях Абая Кунанбаева ярко выражены его сенсуалистические взгляды, приближающиеся к взглядам великого русского педагога и психолога К.Д.Ушинского. Ушинский рассматривал чувства не только как связующее звено между явлениями сознания и воли, но и как «первую причину человеческой деятельности, в области сознания и воли, в них же окончательную цель этой деятельности». В конечном счете, сознание сводится им к одному из чувств, и, таким образом, тройственное Деление душевных явлений сводится к двойственному делению, т. е. чувствам и воле.
В «Семнадцатом слове» своих «Назиданий» Абай более подробно описывает свою мысль о природе воли, «сердца» и ума и их единстве. Поэтому содержание «17 слова» мы приводим полностью:
Воля, Сердце и Ум спорили, кто из них важнее. Они пришли к Науке, чтобы она решила этот спор. Воля сказала: «Послушай, Наука, ты ведь сама знаешь, что без меня никто не может достигнуть своей цели. Ведь только благодаря мне люди отстраняют лень и упорно, настойчиво стремятся познать тебя.