Смекни!
smekni.com

Шеллинг Ф. В. Й. Ш44 Сочинения в 2 т.: Пер с нем. Т. 2/Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова (стр. 139 из 146)

Об отношении изобразительных искусств к природе

Uber das Verhalthis der bildenden Kunste zu ber Natur

Речь Шеллинга, прочитанная 12 октября 1807 г., в том же году вышла отдельным изданием в Мюнхене. Примечания добавлены автором позже, при переиздании речи в первом томе философских трудов Шеллинга (Schellings philosophische Schriften. Landshut, 1809). Значение этого текста чрезвычайно велико: в нем обобщен эстетический опыт немецкой культуры, складывавшийся во вторую половину XVIII в. и на рубеже веков во все более интенсивном общении с античным, прежде всего греческим, искусством и видением мира. Постижение искусства у Шеллинга по духу своему — неогуманистическое; романтические импульсы мысли с характерным для них дуализмом входят в классически уравновешенно понятую форму и как бы гасятся в ней. Для своей эпохи этот текст Шеллинга был тем более значителен, что он отказывался публиковать свою систематическую «Философию искусства».

1 Речь была произнесена в Мюнхенской Академии наук в день
тезоименитства баварского короля 12 октября 1807 г. — 52.

2 Плутарх. De gloria Athen. 3. — 53.

3Гаман И. Г. (1730—1788) своими многочисленными небольшими
текстами (приведенный текст — из работы, помещенной в сборнике
«Kreuzzuge des Philologen» (Крестовые походы филолога). [Konigsberg],
1762), написанными в нарочито «темной» манере, оплодотворил интел
лектуальную жизнь Германии 2-й пол. XVIII в. Первое собрание сочи
нений Гамана было впервые осуществлено Ф. Роуом: Hamann's Schriften.
Berlin, 1821-1825. —54.

4Винкелъман И. И. (1717 — 1768) — выдающийся немецкий исто
рик античного искусства, основоположник эстетики немецкого класси
цизма — неогуманизма («История искусства древности» 1764). — 57.

575


5 Lessings Gedanken und Meinungen aus dessen Schriften... von
F. Schlegel. Th. 1. Leipzig, 1804. S. 292. — 57.

6 Monumenti antichi inediti... . Vol. 1—2. Roma, 1767, содержит
ранее не изданные памятники античного искусства. — 58.

7 «Winkelmanns Briefe an seine Freunde» (Собрание писем
Винкельмана)/Н^. von К. W. Dafidorf. T. 1-2. Dresden, 1777-1780.

8 См.: Гомер. Илиада II 212—242. Терсит как имя нарицательное
употребляется для обозначения безобразного, подлого и склочного чело
века. — 67.

9Творец Ниобы — Шеллинг имеет в виду скульптурную группу
Ниобы (римская копия греческого оригинала, Флоренция), которая
вместе с некоторыми другими произведениями (Аполлон Бельведер-
ский — см. прим. 12; в эпоху Лессинга — позднеантичная группа
Лаокоон) причислялась к абсолютным шедеврам искусства. — 72.

10 Ниоба похвалялась своими детьми, и в наказание Артемида и
Аполлон поразили ее детей стрелами из лука (см.: Илиада XXV 602—617;
Овидий. Метаморфозы XI 116-312). — 72.

11 «В искусстве также существуют различные ступени для изображе
ния души: первая, где она присутствует еще как различимый элемент,
скорее сама по себе, чем в полном осуществлении; вторая, где она зримо
сочетается с прелестью и грацией» (прим. изд. к первому изданию). — 73.

12Аполлон Бельведерский — найденная в конце XV в. римская
копия греческого оригинала IV в. до н. э. (Ватикан). — 74.

13Корреджо (наст, имя Аллегри Антонио) (ок. 1489—1534) —
итальянский живописец, почитался в эпоху Шеллинга наравне с Ра
фаэлем. — 76.

14Уран — в греческой мифологии бог Неба, муж Геи (Земли), отец
Титанов, свергнутый своим сыном Кроносом. Титанов, пытавшихся
штурмовать небо, Кронос сбросил в Тартар. — 76.

15 Отсюда «паника», «панический ужас». — 76.

16Рени Гвидо (1575—1642) — итальянский живописец болонской
школы, чрезвычайно высоко ценился в XVIII и в начале XIX в. — 78.

17 Мягкость, нежность (итал.). — 78.

18 Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля: Мадонна яв
ляется папе Сиксту и св. Варваре. — 78.

19Фиорильо И. Д. (1748—1821) — немецкий историк искусства,
профессор Гёттингенского университета (Geschichte der zeichnenden
Kiinste. Bd 1—5. Gottingen, 1798—1808). — 81.

20Менее A. P. (1728—1779) — немецкий живописец и теоретик
классицизма. — 82.

21Перикл (ок. 490—429 до н. э.) — государственный деятель, с кото
рым связан расцвет Афин в V в. до н. э., знаменитый оратор. Речи его
известны по Фукидиду и другим авторам. — 83.

22 Т. е. Баварии. — 85.

Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах

Philosophische Untersuchungen iiber das Wesen

der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhangenden Gegenstande

Книга Шеллинга увидела свет в первом томе его «Философских сочинений» (Ландсхут, 1809). Это значительный шаг к поздней филосо-

576


фии Шеллинга, соединившей в себе различные мотивы и линии его мысли. Ввиду того что Шеллинг все более осознавал существенную историческую природу идей, а история рисовалась ему как космических масштабов свершение, разыгрывавшееся между творцом мира и сотворенным, между богом и миром, богом и человеком, вопрос о свободе воли, о свободе человека зависит для него от постижения природы бога и от того, как будет понято «основание» бытия. Размышляя над этим, Шеллинг должен был опереться и на Спинозу (круг идей которого так или иначе присутствовал и осмыслялся в немецкой философии рубежа веков), и на Я. Бёме (поначалу чуждого кантовско-фихтеанской традиции философии) — у последнего бог мыслится так, что предполагается известное историческое разворачивание его сущности. В так или иначе понимаемой истории бытия Шеллинг стремился соединить необходимость и свободу, а также равным образом соединить наследие Бёме и Спинозы с новой идеалистической диалектикой. В осмыслении Бёме Шеллинг мог воспользоваться опытом Франца Баадера, католического мыслителя мистико-натурфилософского склада, который в целом рассматривал себя как толкователя Бёме и точно так преодолевал все пантеистическое в нем, как Шеллинг должен был преодолеть и переосмыслить пантеистическое и в Спинозе (а пантеизм Спинозы влек за собой принцип строжайшей детерминации совершающегося). Синтез, достигаемый Шеллингом, неожиданно открывает возможность для признания автономности человеческого бытия, человеческой свободы, зато, как и у Ф. Баадера, в его мыслях появляются некоторые экзистенциально-онтологические мотивы, и сама свобода есть основанное на извечной решимости человека быть самим собою онтологическое свойство человека, свойство его бытия.

1 Эти замечания составляли первоначально часть предисловия к тому 1 «Философских трудов» Шеллинга (Schelling's Philosophische Schriften. Bd 1. Laudshut, 1809), где впервые была напечатана эта работа (прим. изд.). — 86.

2 «Изложение системы философии» (1801) с продолжением «Даль
нейшие изложения...» (см. прим. 6 к работе «О конструировании
в философии»). Журнал выходил только два года. — 86.

3 Вышла отдельным изданием: Philosophie und Religion. Tubingen,
1804. — 86.

4 См.: Секст Эмпирик. Против ученых I 302—303. — 89.

5Schlegel F. Uber die Sprache und Weisheit der Inder. Heidelberg,
1808. — 90.

6 Полностью (лат.). — 92.

7 Рейнгольд К. Л. (1758—1823) — профессор философии в Йене
и Киле, был одним из первых толкователей системы Канта (Briefe iiber
die Kantische Philosophie. Bd 1-2. Leipzig, 1790-1792). — 94.

8Вишоватый, или Виссоватий, Андрей (1608—1678) был главой
изгнанных из Польши социниан. Лейбниц опровергал силлогизмы
Виссоватия, доказывавшего несостоятельность учения о Троице
(«Responsio ad objectiones Wissowatii contra trinitatem et incarnationem
Dei altissimi»). Шеллинг цитирует Лейбница по женевскому изданию
1768 г. —94.

9 Как во всех подобных случаях, Шеллинг уверенно переводит
представления философов-досократиков на язык немецкого идеализма
начала XIX в. — 94.

10 лекарство для ума (лат.). — 94.

11 вне Бога, кроме Бога (лат.). — 94.

12 по преимуществу (др. —греч.). — 98.

13 Ф. Шлегель рецензировал в «Гейдельбергских ежегодниках»
(Heidelbergische Jahrbiicher der Literatur. 1808. Hf. 6. S. 139) три вышед-



577


шие в 1806 г. книги Фихте — «О сущности ученого», «Основные черты современной эпохи», «Учение о религии». — 99.

14 содействие (лат.). — 103.

15 чистейший акт (лат.). — 105.

16 Zeitschrift fur Spekulative. Physik, Bd 11. Hf. 2. S. 54. Отсылка
к «Изложению системы философии» Шеллинга. — 107.

17 актуально (лат.). — 107.

18 первое, первичное (лат.). — 108.

19 дым из молнии (лат.). — 109.

20Архей (понятие мистической натурфилософии) — животворящая
сила, имманентная всякому природному телу. — 114.

21 Натурфилософские работы Ф. Баадера оказались существенными
для Шеллинга, отчасти и для Гегеля. Шеллинг ссылается на статьи
Баадера «Об утверждении, будто невозможно дурное употребление разу
ма», «О косном и текущем». Последняя была опубликована самим же
Шеллингом в «Ежегодниках медицины как науки» (1805—1800). —
77.5.

22 тем самым (лат.). — 115.

23 метафизическое зло (лат.). — 115.

24 Ссылки на «Теодицею» Лейбница (впервые — 1710) по латин
скому изданию Л. Дютана (Opera omnia. Geneva, 1768). — 116.

25 «Нас спрашивают, откуда зло? Отвечаем: из добра, но не из высшего; следовательно, из добра происходит зло. Таким образом, все зло причастно добру; однако чистое и полное добро отказывается перейти в зло. И тому, кто сразу же правильно представит зло и свяжет его с некоторым, недостатком, нетрудно будет все объяснить; полным же совершенством неизменно обладает Бог; и создать неограниченную и независимую тварь столь же невозможно, как невозможно создать другого Бога». — 117.

26атаксия — беспорядок, беспорядочность. — 118.

27Ариане — последователи священника Ария из Александрии, отри
цавшие один из основных догматов официальной христианской церкви —
догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына. В 325 г. на Никейском
вселенском соборе и на Константинопольском соборе в 381 г. арианство
было осуждено и объявлено ересью. — 119.