Смекни!
smekni.com

Шеллинг Ф. В. Й. Ш44 Сочинения в 2 т.: Пер с нем. Т. 2/Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова (стр. 140 из 146)

28Монофелиты — сторонники осужденного Латеранским (649) и
VI Вселенским соборами (608—681) учения, согласно которому Христос
обладает двумя природами, но одной волей и одной «энергией» (богоче-
ловеческой). — 119.

29 Шеллинг цитирует сочинение «О свободе воли» Августина. — 120.

30 Из несуществующего (меон). — 120.

31Тонкий знаток Платона, по-видимому, Ф. Шлейермахер, автор
классического перевода Платона на немецкий язык. — 121.

32Бёк Август (1785—1867) — выдающийся немецкий филолог и
историк, издал «Тимея» Платона и представил это издание в качестве
диссертации Гейдельбергскому университету. — 121.

Теургия — вид магии, направленной на подчинение действий богов и духов своей воле. — 126.

34 Смешение языков (лат.) после вавилонского столпотворения. —
126.

35 Шеллинг ссылается на свои «Vorlesungen uber die Methode des
akademischen Studiums» (Stuttgart; Tubingen, 1803). — 127.

36 «Буриданов осел» — парадокс абсолютного детерминизма в уче
нии о воле. Осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых
связок сена, умрет с голода, ибо его воля не обретет импульса, побуждаю
щего его обратиться к той или иной связке (парадокс приписывается

578


французскому философу XIV в. Жану Буридану, однако в его работах этот образ не встречается). — 128.

37 определение есть отрицание (лат.). — 130.

33 «о рабстве воли» (лат.) — теологическое произведение Лютера, в котором он, полемизируя с Эразмом Роттердамским, излагает свое учение о даруемой богом вере как единственном пути к спасению. — 132.

39 Учение о предопределении, о детерминированности богом пове
дения человека и его спасения или осуждения было сформулировано
Августином и впоследствии играло большую роль в Реформации, особен
но в кальвинизме. — 133.

40 свобода выбора (лат.). — 137.

41 Речь идет о Катоне Старшем (234—149 до н. э.). — 138.

42 сообщительность (лат.). — 141.

43Альфонс (Мудрый) — король Кастилии и Леона (1252—1282);
В «О предопределенности» и «Теодицее» Лейбниц упоминает о его заме
чании: будь он советником бога, сотворенный мир получился бы лучше. —
142.

44 Ср.: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искрен
ним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его...»
(Пс. 17, 26-27). — 144.

45Гинекей — женская половина дома в Древней Греции. — 145.

46 непременное условие (лат.). — 146.

47 «Отсюда надобно заключить, что Бог в себе предварительною
волею
желает добра, что последующею волею желает нам лучшего как
цели, а безразличное и иногда физическое зло желает как средство; нрав
ственное же зло только допускает под условием... или как гипотетическую
необходимость, соединенную с наилучшим» (Теодицея § 25). «Что же
касается порока, то я уже показал выше, что он не был предметом божест
венного определения как средство, но только как условие... и только
поэтому порок был допущен» (§ 230). (Пер. К. Истомина). — 146.

48 1 Кор. 15, 25. —149.

49 1 Кор. 15, 26-28. — 149.

50Ungrund — понятие мистической философии Я. Бёме: основа как
абсолютная первоосновность и в то же время как бездна. Ничто. — 149.

51 Остаток, осадок, буквально «мертвая голова» (лат.) (алхимиче
ский термин). — 151.

52 Я всегда хотел быть в одиночестве и больше всего ненавижу
связанных клятвой и властолюбием (лат.). — 153.

53 Осторожнее, клянусь богами! Скрывается огонь под коварным
пеплом (лат.). — 154.

54 Английский переводчик Шеллинга Дж. Гутман полагает, что
вместо Heiligtum (святилище) следует читать Heidentum (язычество). —
156.

55 Пассивное первоначало (лат.). — 157.

Введение в философию мифологии

Einleitung in die Philosophie der Mythologie Книга первая

Наряду с «Философией откровения» поздняя «Философия мифологии» завершает путь философского развития Шеллинга. Философ подводит свои итоги в монументальных работах. Курс философии мифологии, материалы которого заготавливались Шеллингом на протяжении полувека, — самый обширный из всех когда-либо читанных им.



579


Сохранившийся материал курса огромен — он занял тома XI и XII посмертного Собрания сочинений. Уже «Историко-критическое введение в философию мифологии», относящееся к 1825 г., представляет собою самостоятельный курс из десяти лекций, впервые прочитанных в Эрлан-гене; весьма благоприятным для нас достоинством этого вводного курса является то, что все содержание основной части философии мифологии отражено в нем — через изложение того, как исторически мыслилась мифология, т. е. через предысторию шеллинговской идеи мифологии. Другим благоприятным достоинством курса является именно то, что шеллинговская идея мифологии раскрывается в нем через ее становление, через историю, — она рождается на наших глазах в изложении одновременно глубоком и не оставляющем ничего желать в смысле ясности. Шеллинг в этом своем труде обращается с массами весьма разнородного материала и располагает им с поразительным мастерством. Он с полной свободой пользуется теми знаниями, которые формально относятся к области богословия, он проявляет себя как превосходный библеист, вооруженный философскими методами (чего нельзя сказать об обычном, типичном богослове или библеисте), и, наконец, он, анализируя лингвистические данные, заявляет о себе как о солидном филологе, стоящем на уровне знаний своей эпохи (т. е., строго говоря, первых десятилетий XIX в., до подлинного расцвета сравнительного изучения языков). Курс философии мифологии столь широк по своему материалу, что в нем весьма отчетливо просматривается традиционно-филологическая основа всякого научного знания. В некотором смысле слова шеллинговская «Философия мифологии» — это книга, для которой собственно филологические, философские, богословские методы еще не разъединены в своем существе. Это показывает нам, в каких глубинах культуры коренится замысел Шеллинга, и, конечно, лишний раз объясняет нам, почему такой замысел не мог иметь сколько-нибудь большого и постоянного успеха в середине XIX в., когда все науки устремились к специализации, равно как и к подчеркнуто позитивному знанию.

Если во введении в философию мифологии мы имеем дело с историей мифологии как науки, то это историческое измерение курса накладывается на два других, тоже исторических измерения — это, во-первых, история мифологии как формы мысли и, во-вторых, история бытия, которая неразрывно связана с историей мифологии. Можно сказать так: бытию по Шеллингу присуща своя историчность, и бытие раскрывается в истории согласно тому, каково оно; ему как бы положено или суждено раскрываться исторически и быть в своей истории, быть своей историей. Но в этом раскрытии в бытие входит сознание, рожденное бытием (согласно тому, каково оно) и вместе с тем бытию противостоящее. Начинается взаимодействие этих двух разных начал и самопостижение бытия через сознание. Самое сознание как момент бытия имеет свою историю, а бытие имеет свою историю в сознании через него: человеческие представления о боге тоже, естественно, складываются в свою историю, и тут Шеллинг доказывает, как первоначальный монотеизм (а иным не могло быть, согласно его взглядам, первоначальное сознание о боге) должен разложиться на разные политеистические, собственно мифологические системы и т. д. (вопреки обычным представлениям того времени, да и не только XIX в., о развитии мифологических представлений). Эта история того, как сознается и мыслится бог, для Шеллинга вовсе не относится к ведению лишь теологии, истории религии и т. п. Это все в конечном счете история бытия, а потому и философия; коль скоро бытию присуща историчность, от него неотъемлемая философия мифологии тем более есть философия вообще. Таким образом, два исторических измерения, по которым излагается материал в «Историко-крити-

580


ческом введении в философию мифологии», неразрывно связаны друг с другом и через более «поверхностное» просматривается наиболее глубокое, т. е. само бытие — бытие в неотъемлемой от него историчности, бытие в истории его совершения.

Остается сказать о композиции всего курса в целом: основная часть его состоит из двух книг — «Монотеизм» (шесть лекций) и «Мифология» (29 лекций). Этот курс, равно как и историко-критическое введение в него, Шеллинг, по-видимому, и читал — хотя текст представляется слишком большим даже для трех семестров. Но уже после того, как Шеллинг прекратил чтение лекций, он написал еще «Введение в философию мифологии, или Изложение чисто рациональной философии». Оно и составило вторую книгу «Введения в философию мифологии».

Первая лекция

1 Бог не должен сходить для развязки узлов пустяковых (Пер.
М. Л. Гаспарова). Гораций. Об искусстве поэзии 191 — 192. — 161.

2Историческое как синоним «ученого» — в соответствии со значе
нием греческого слова. Historia, «историческое», «история» (historisch,
Historie) означает знание, основанное на наблюдении и свидетельствах;
ср., напр., старинное название естествознания — «естественная история»
(«Historia naturalis» Плиния), где «история» подразумевает именно свод
научных (полученных путем наблюдений) знаний о природе. «Истори
ческое» в этом смысле необходимо и в дальнейшем четко отличать от
истории (Geschichte) как событий, как развития. — 162.

3 Т. е. слово «мифология». — 163.

4История богов — Gottergeschichte, т. е. последование, или генеало
гия, богов; естественный момент в слове «теогония» выражен вторым его
корнем, означающим рождение. — 164.

5Вымысел здесь Dichtung, т. е., собственно, «поэзия»; однако для
понимания этого слова важно учесть, что оно подразумевает у Шеллинга
(весьма традиционно): 1) вымысел, «неправду» и всю сферу фантазии
в противоположность истине (и «истории» как реальному сведению
и свидетельству); 2) изобретение, нахождение — Frfindung (лат. inven-
tio) как термин риторической теории искусства; притом оба значения не
разрывно связаны. — 166.