Смекни!
smekni.com

Шеллинг Ф. В. Й. Ш44 Сочинения в 2 т.: Пер с нем. Т. 2/Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова (стр. 143 из 146)

11 Латинские слова «superstitio» (от supersisto — становиться на что-
либо) и «superstes» (от supersto — стоять на чем-либо наверху) семанти
чески весьма близки: первое развивается от значения «чем-либо вызы
вающее почитание» до «суеверия», второе означает «остающееся,
неумирающее», затем «свидетель», «присутствующий». — 340.

12 «По какому свойству ларов, которых они особо называют
praestites, рядом с ними ставится собака, а их самих одевают в собачьи
шкуры? Потому ли, что praestites — это предстоящие, старшины, старшим
же в доме надлежит сторожить дом и быть страшными для посторонних,
как собака, а кроткими и мягкими для домочадцев? Или же, скорее,
правда то, что говорят некоторые римляне, и, подобно тому как (это
известно философам школы Хрисиппа) кругом бродят дурные духи, кото
рыми боги пользуются как карателями неблагочестивых и неправедных
людей, так и лары видом своим подобны Эринниям, это тоже духи-кара
тели, надзиратели домов и всего имущества; поэтому и теперь их обла
чают в шкуры и рядом стоит собака, чтобы вынюхивать опасных и пресле
довать дурных» // Плутарх. Римские вопросы 51. — 340.

13 Однако именно такого содержания книга — «Geist der Kochkunst»
(Дух поварского искусства) — была написана немецким искусствоведом
Карлом Фридрихом фон Румором (1822). — 344.

14 В ведении князей Турн-унд-Таксис по традиции находилось не
мецкое почтовое дело. — 344.

15Фуркруа Антуан Франсуа (1755—1808) — французский химик;
точное название его книги — «Philosophie chymique ou Verites fonda-
mentales de la philosophie moderne» (Химическая философия, или Основ
ные истины современной философии), 1792. — 344.

16 мы не хотим быть свободными (франц.). — 345.

17 См.: Платон. Теэтет 155 d; Аристотель. Метафизика I 2, 982 b 12—
13. — 345.

18 Fabellehre — немецкое Fabel (латинское fabula) соединяет в себе
заключенный в греческом mythos смысл мифа, фабулы, вымысла-неправ
ды. — 346.

19 См.: Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й.
Наст. изд. Т. 1. — 350.

20 Канне (1773—1824) — романтический мифолог, писатель, был
с 1809 г. в Нюрнберге, с 1818 г. — профессором восточной литературы
в Эрлангене. — 350.

21Menzel W. Vo6 und die Symboliker. Stuttgart, 1825. Предположе
ние, что книжечка Вольфганга Менцеля (более известного не как мифо
лог-дилетант, но как литературный критик) заставила замолчать
И. Г. Фосса, едва ли обоснованно — Фосс умер уже в марте 1826 г. и перед

588


смертью был занят именно изданием своей полемической «Антисимволики» (1824—1826), направленной против романтической школы Ф. Крейцера. — 352.

Десятая лекция

1 Имеются в виду «Идеи к философии истории человечества»
(1784-1891). — 354.

2 «Идеи философии природы» (1797) — работа Шеллинга; см. SW
II 4: прикладная философия под названием философии природы выводит
на основе принципов определенную систему знания; «что для теорети
ческой философии физика, то для практической — история». — 354.

3 См. прим. 2 к первой лекции. Различие «vorgeschichtliche» и
«vorhistorische Zeit» не может быть передано по-русски. Первое есть
время дособытийное, предшествующее истории как совершению, разви
тию; второе предшествует всякому знанию; так как от него не сохранилось
никаких свидетельств, никаких сведений, никаких знаний, то предпо
лагается семантикой греческого слова historia (см. прим. 2 к первой
лекции). См. ниже, где различие этих эпох передано у нас (условно) как
«дособытийное» и «доисторическое» время. — 355.

4Hume D. Essays moral, political and literary. Vol. I. London, 1898.
P. 414. —356.

5 Этот писатель — Гегель, которого Шеллинг много раз задевает
в тексте лекций, не называя по имени. — 357.

6 Т. е. до самого раннего времени. — 359.

7Последние времена — считая от настоящего к прошлому, — 360.

8Балленштедт Иоганн Георг Юстус (1756—1840) — немецкий еван
гелический проповедник, теолог-рационалист, автор книг: «Die Urwelt
oder Beweis vom Dasein und Untergang von mehr als einer Welt» («Пра-
исторический мир, или Доказательство существования и гибели более,
нежели одного мира»), 1818; «Die Vorwelt und die Mitwelt» («Перво
бытный и современный мир»). 2 Bde. Braunschweig, 1824) и многих дру
гих. Споря с Кювье, Балленштедт доказывал, что возраст человечества
значительно превышает отводимое ему Библией время. — 360.

9Кювье Жорж (1769—1832) — французский естествоиспытатель,
основатель научной палеонтологии (см.: Рассуждение о переворотах на
поверхности земного шара. М.; Л., 1937, и др.). — 36*0.

Хеерен (Герен) Арнольд (1760—1842) — историк, с 1787 г. профессор в Гёттингене. Цитируемая книга («Идеи о политике, общении и торговле главных народов древнего мира») впервые вышла в 1793— 1796 гг., затем в 1804-1805 и 1815 гг. — 362.

11 без божества (лат.). — 363.

12 врожденное знание (лат.). —368.

13 См.: Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 109. — 373.

Первая лекция в Мюнхене

Erste Vorlesung in Munchen

Co времени основания университета в Мюнхене Шеллинг стал его профессором. Его вступительная лекция, в очередной раз подчеркнувшая общественный смысл подлинной философии и подлинной науки, была опубликована лишь в томе IX посмертного Собрания сочинений.

1 из полной чаши (лат.). — 377.

2 ложное сходство (лат.). — 377.

589


3 неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения
нескольких значений слова (лат.). — 378.

4 Неведение довода. Логическая ошибка, при которой доказывается
не то, что требовалось доказать, или опровергается не то, что может
быть опровергнуто. — 378.

5 По всей видимости, Шеллинг имеет в виду влияние в Йенском
университете философии Фихте. Шеллинг стал профессором в Йене
в 1798 г.; Фихте был уволен оттуда в том же 1798 г. — 385.

К истории новой философии (Мюнхенские лекции)

Zur Geschichte der neueren Philosophie (Munchener Vorlesungen)

Шеллинг читал эти лекции в первом семестре, открывшем его преподавательскую деятельность в Мюнхене в 1827 г. Прочитанный для начинающих изучать философию, этот курс Шеллинга отличается особенной ясностью, подготовляя к систематическому изложению философии самого Шеллинга. Одновременно он знакомит с ходом мысли и постановкой вопросов философа. Это, по словам М. Бура, «изложение собственного философского учения или, лучше сказать, собственных философских намерений... (по случаю рассмотрения философских систем Декарта, Спинозы, Лейбница, Вольфа, Канта, Фихте, Гегеля...) Раздел о Лейбнице и сегодня принадлежит к числу классических изложений его философии. Напротив, освещение гегелевской философии ни по существу, ни со стороны исторической не соответствует фактам» (Buhr M. Vorbemerkung // Schelling F. W. J. Zur Geschichte der neueren Philosophie. Aufl. 4. Leipzig, 1984. S. 26). Благодаря удачному сочетанию различных качеств, в частности доступности изложения, этот курс лекций Шеллинга относился к числу наиболее читаемых его работ.

Картезий

1 См. «Введение в философию мифологии», с. 270. (Прим. изд.). —
392.

2 мыслю, следовательно, существую (лат.). — 392.

3 «Рассуждение о методе» (1637). — 393.

4Тихо де Браге (1546—1601) — датский астроном, определил
с большой точностью положение светил. — 393.

5Курфюрст пфальцский Карл-Фридрих (1596—1632) был избран
чешским королем Фридрихом V протестантской унией (ввиду кратковре
менности его правления его именуют «зимним королем», «королем на
зиму» — он был разбит при Белой горе в 1618 г.). Его старшей дочери
Елизавете, отличавшейся особой образованностью, Декарт посвятил свои
«Начала философии» (1644). — 393.

6 Брат Елизаветы Карл Людвиг (1617—1685). — 393.

7 все, что мыслит, существует (лат.). — 393.

8 а так как я мыслю (лат.). — 394.

9 я, следовательно, существую (лат.). — 394.

10 есмь, мыслящий (лат.). — 394.
" я читаю (лат.). — 394.

12 Философы // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М., 1955.
С. 242. —394.

13 переход (греч.). — 397.

14 принцип познания (лат.). — 397.

590


15Ансельм Кентерберийский (1033—1109) — теолог августинского
направления, с 1093 г. был архиепископом Кентерберийский. — 398.

16Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — философ и теолог,
сформулировал на основе христианского аристотелизма пять доказа
тельств бытия Бога. Основные сочинения — «Сумма против язычников»
и «Сумма теологии». — 398.

I в заключении содержится больше, чем было в предпосылке
(лат.). — 399.

18 основания, доказывающие существование Бога и т. д., располо
женные в геометрическом порядке (лат.). См.: Метафизические размыш
ления // Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. — 399.

19 не менее ясно и отчетливо я понимаю, что к его природе принадле
жит то, что он всегда существует (лат.). См. там же. С. 383. — 400.

20 Всегда (лат.). — 400.

21 предшествующее (лат.). — 401.

22 последующее (лат.). — 401.

23 Буквально: подложенное (лат.). «Субъект» — буквально то же —
подложенное или подброшенное подо что-то. — 402.

24 первичное (лат.). — 402.

25 не может не существовать (лат.). — 402.

26 акт, который должен быть мыслим (лат.). — 406.

27 бог из машины (лат.). — 406.

28 в целокупности (лат.). — 406.

29 Я — вещь, которая мыслит (мыслящая вещь) (франц.). См.: Де
карт Р.
Указ. соч. С. 344. — 408.

30Мор Генри (1614—1687) — английский философ, один из главных
представителей школы кембриджских неоплатоников. — 409.

31 Предположив, что тело не способно мыслить, Вы пришли к выво
ду, что повсюду, где существует мысль, должна существовать и суб
станция, действительно отличная от тела и, следовательно, бессмертная,
из чего следует, что, если бы животные мыслили, они бы имели души,
которые были бы бессмертной субстанцией (франц.). — 409.