Выстрелы из короткоствольного огнестрельного оружия подтверждаются микронаслоениями копоти между мизинцем и безымянным, большим и указательным пальцами (их выявляет осмотр в инфракрасных лучах). В случае стрельбы из револьвера кроме копоти обнаруживаются и микрочастицы пороха. На факт стрельбы из длинноствольного оружия указывают микронаслоения копоти на руках, лице и одежде стрелявшего, которые служат источником информации о виде примененного оружия[48]. Микрочастицы, выявленные на орудии преступления, позволяют доказать факт его использования в расследуемом преступлении. Так, если на клинке финского ножа оказались микроволокна с различных предметов одежды потерпевшего (его пуловера, сорочки, футболки), а также частицы крови и эпителиальные клетки пораженных органов, это позволяет сделать вывод, что орудие активно использовалось в данном преступном событии[49].
Определение природы микрочастиц, их групповой принадлежности и источника происхождения дает следователю важную информацию относительно обстоятельств произошедшего: объекта преступного посягательства, рода занятий убитого и убийцы; во что они были одеты; места, откуда был привезен труп; механизма совершения преступления, использованных орудий, транспортных средств и др. Тем не менее, решить все эти задачи при предварительном исследовании на месте происшествия не всегда удается, поэтому собранные микрообъекты целесообразно отправить на экспертное исследование.
Работа с микрообъектами довольно сложна, поэтому к ней необходимо привлекать специалистов-криминалистов и иных сведущих лиц. В экспертной практике исследование микрообъектов сочетается с другими видами экспертиз (дактилоскопической, трасологической, взрывотехнической и т.д.). Такой подход обеспечивает полноту и всесторонность изучения этих материальных носителей криминалистически значимой информации. В случаях, когда эксперт не может ответить на поставленные перед ним вопросы, он должен запросить дополнительные данные у следователя, назначившего экспертизу микрообъектов.
Внедрение в криминалистическую практику разных микроаналитических методов дало возможность сократить до минимума расход анализируемого вещества[50]. Это позволяет, во-первых, сохранять в первоначальном виде исследуемые объекты, а во-вторых, решать поставленные задачи и тогда, когда в распоряжении эксперта имеются лишь микроколичества веществ, подлежащих анализу.
Целью экспертного исследования микрообъектов может быть и установление того, от какого объекта отделилась данная частица (установление целого по его частям). Микрочастицы подвергаются не только трасологическим, но и материаловедческим методам исследования (химическим, физическим, биологическим), позволяющим выяснить качественный состав вещества, из которого они состоят.
Исследование микрообъектов требует большого внимания и трудозатрат экспертов, предъявляет особо жесткие требования к приборам и методикам, применяемым для решения задач как диагностического, так и идентификационного характера. Это объясняется малым содержанием веществ, необычностью их состояния и распределения на предметах-носителях, особой сложностью их обнаружения и изъятия[51].
При направлении микрообъектов на исследование необходимо ставить вопросы о наличии их конкретного вида на предмете-носителе, ибо они присутствуют всегда, но не обязательно относятся к расследуемому преступному событию. Часто требуется выяснить такие вопросы:
каков механизм образования микрочастиц;
являются ли микрообъекты частицами представленного на экспертизу предмета;
каким изделиям они принадлежали;
возможна ли по представленным частицам идентификация предметов, от которых они отделились;
каково химическое строение микрообъектов;
когда образовались микрочастицы и другие.
Если есть подозрение, что микрообъекты оставлены потерпевшим или участниками осмотра, необходимо отобрать у них образцы для сравнительного исследования[52].
Активное использование микрообъектов позволяет существенно расширить круг следов и вещественных доказательств, повысить эффективность следственных действий, создать дополнительные возможности получения криминалистически значимой информации о расследуемых преступлениях.
Для криминалистического исследования микрообъектов используются такие высокоточные методы, как:
1) морфологический анализ, с помощью которого изучается строение материальной основы на макро-, микро - и ультрамикроуровнях;
2) элементный анализ, позволяющий определить наличие и количественное содержание в веществе химических элементов;
3) молекулярный анализ, с помощью которого определяется наличие и количественное содержание в веществе химических соединений;
4) структурный анализ, оптимальный для изучения веществ кристаллического строения;
5) лазерная масс-спектрометрия[53], применяемая для качественного и количественного элементного анализа состава веществ и т.д.
Результаты изучения микрочастиц дают основания для построения версий о различных обстоятельствах дела. Отсутствие микрочастиц в условиях, когда, судя по обстановке, они должны быть обнаружены, может расцениваться как негативное обстоятельство с выдвижением на этой основе версий об инсценировке, о ложных показаниях, сознательном изменении обстановки (например, отсутствие металлических опилок на месте инсценированного перепиливания запирающих устройств) [54].
Результаты экспертного исследования микрообъектов помогают:
1) установить личность убитого (например, микрочастицы металла на теле и одежде потерпевшего могут свидетельствовать о работе на металлообрабатывающем предприятии, хлопковая пыль на текстильном производстве и т.п.);
2) определить местность, откуда привезен труп;
3) определить время причинения смерти (например, по периоду цветения растений, пыльца которые присутствует на трупе);
4) установить, до или после пожара убит потерпевший (отсутствие микрочастиц копоти в дыхательных путях свидетельствует, что убийство совершено до начала пожара);
5) установить место и обстоятельства совершения преступления;
6) установить факт пребывания лица на месте происшествия (по наличию на его одежде, обуви, теле и носимых предметах растительных остатков, почвенных загрязнений, микрочастиц от предметов обстановки места происшествия, и наоборот);
7) определить путь движения преступника;
8) установить способ и механизм совершения преступного посягательства, характер и последовательность действий всех соучастников;
9) установить орудие совершения преступления (так, по делу об убийстве на ноже подозреваемого эксперты обнаружили микроволокна, однородные с тканью, рубашки и потерпевшего) [55].
Кроме того, удается зачастую установить средства поджога, взрывчатые, наркотические отравляющие вещества; факт контакта между двумя лицами либо между субъектом и предметом - вещественным доказательством; принадлежность частей единому объекту; место хранения похищенного имущества; факт контакта между лицом и внутренней частью транспортного средства, точное местонахождение в нем; факт наезда конкретного транспортного средства на потерпевшего; способ сокрытия следов преступления; наличие инсценировки и другие обстоятельства расследуемого преступления[56].
Всякое событие связано с изменением в обстановке (окружающей среде). Связь изменений с событием существует постоянно и объективно. Для того чтобы узнать о событии, необходимо выделить связанные с ним следы и изменения. Это составляет следовую картину любых явлений[57].
Целый ряд преступлений характеризуется непосредственным контактным взаимодействием преступника с потерпевшим, в ходе этого взаимодействия происходит взаимный "обмен" частицами; от преступника к потерпевшему и наоборот. Лица, вовлеченные в сферу преступного деяния, нередко пользуются различными предметами (оружие, инструменты, транспортные средства и др.), которые также могут являться источниками или носителями микрообъектов. Контактные взаимодействия происходят, разумеется, не только на месте совершения преступления, мо и на любых других участках местности, в помещениях, где в силу сложившихся обстоятельств оказались участники расследуемого события.
С микрообъектами нередко приходится иметь дело, когда они служат важной составляющей обычных следов. К их изучению прибегают в случаях, если отобразившиеся макропризнаки не обеспечивают отождествления. Так, в совокупности с совпадающими макропризнаками аналогичность значительного числа микропризнаков позволит эксперту отождествить субъекта по фрагментарному следу его пальца[58].
В криминалистике, среди следов всегда особое место занимали различные материальные мелкие тела (объекты) в виде пыли и почвенных соединений, различных волокон (волос), частицы человеческого, животного и растительного происхождения, капли краски, опилки, сколы лакокрасочного покрытия, всевозможные загрязнения, частицы пыльцы и растений, а также различного рода вещества. [59] Если эти материальные объекты - мелкие тела (микрообъекты) - имеют связь с событием преступления, т.е. были образованы в результате подготовки к преступлению, его совершении или сокрытии результатов и имеют самостоятельное доказательственное значение, то они в полной степени относятся к следам в их криминалистическом понимании. И здесь нельзя согласиться с мнением Ю.П. Белых, который считает микрообъекты частным случаем следов[60], умоляя этим их значимость.