Содержание
Введение
Глава 1. Развитие учения об использовании микрообъектов в криминалистике и их современное понимание
1.1 История криминалистического использования микрообъектов
1.2 Основные подходы к определению термина "микрообъекты"
Глава 2. Классификация микрообъектов в криминалистике
Глава 3. Особенности работы с микрообъектами
3.1 Основные стадии работы с микрообъектами. Подготовка к работе, поиск и изъятие микрообъектов
3.2 Исследование микрообъектов на месте происшествия и в экспертной лаборатории
Заключение
Список использованных источников и литературы
В практике раскрытия и расследования заказных убийств, изнасилований, краж, грабежей, разбойных нападений и ряда других преступлений все чаще фигурируют микрообъекты - материальные образования очень малой массы, несущие информацию о расследуемом преступном событии, для обнаружения, изъятия и исследования которых нужны специальные технические средства и методики. Микрообъектами могут быть как миниатюрные самостоятельные образования, так и микронаслоения в обычных следах[1].
В современных условиях при расследовании преступлений большое внимание уделяется разнообразным микрообъектам. Практика показывает, что обнаруженные и подвергнутые в дальнейшем всесторонним исследованиям микрочастицы веществ и материалов нередко являются источниками информации о существенных обстоятельствах расследуемого события, помогают раскрыть преступление и изобличить виновных[2]. Преступник взаимодействует с объектами на месте происшествия, в результате чего на объекты обстановки места происшествия могут быть перенесены микрочастицы от субъекта преступления. С другой стороны, эти же контакты приводят к тому, что на преступнике могут быть найдены микрочастицы, воспринятые на месте происшествия. Обнаруженные микрочастицы в данном случае помогают установить такие обстоятельства, как пребывание потерпевшего на месте происшествия, факт совершения манипуляций по сокрытию преступления.
Использование микрообъектов в расследовании преступлений обуславливают следующие факторы:
общее развитие криминалистической техники и, как результат, оснащение следственного аппарата научно-техническими средствами;
появление новых экспертных методов, открывающих возможности для глубоких исследований малых количеств веществ и материалов (методы микроанализа, ультрамикроанализа, электронной микроскопии), обеспечивающих получение от микрочастиц информации, которая раньше была совершенно недоступна[3];
при расследовании преступлений на месте происшествия часто отсутствуют такие "традиционные" следы, как отпечатки пальцев рук, отображения подошвы обуви, повреждения от действия орудий взлома и инструментов[4], и др.
В последнее время в криминалистической практике уделяется все большее внимание изъятию с мест происшествий микрообъектов и их исследованию. Это объясняется тем, что наряду с общим ростом преступности растет и уровень знаний преступников.
Цель настоящей работы состоит в рассмотрении сущности права на информацию в сфере противодействия коррупции и возможностей реализации этого права.
криминалистического использования микрообъектов в раскрытии и расследовании преступлений.
Развитие представлений о следах-микрообъектах как источниках информации, в том числе и криминалистической, берет начало с древних времен. Когда опыта и профессиональной наблюдательности при раскрытии преступлений уже не хватало, на помощь в борьбе с преступностью пришли различные отрасли знаний из естественных, технических, общественных и специальных наук[5]. В результате применения этих знаний и опыта борьбы с преступностью и сложилась специальная современная наука, которую Ганс Гросс в свое время назвал криминалистикой. Исследование микрообъектов всегда проводилось теми методами, которые соответствовали общему уровню развития науки и техники того времени. Первоначально это были методы аналитической химии - известные со времен средневековых алхимиков качественные химические реакции на определенные классы веществ[6]. С помощью методов аналитической химии того времени было возможно установить природу лишь ограниченного круга веществ, да и то только достаточно приблизительно. Однако на ранних этапах использования микрообъектов других методов не было.
С изобретением микроскопа появилась возможность более простого обнаружения микрообъектов, с одной стороны, и их визуального исследования, с другой, что позволяло получать сведения диагностического и идентификационного характера[7]. Исследования морфологических и структурных свойств микрообъектов, существенно расширили круг решаемых вопросов, что и привело к их более частому включению в процесс раскрытия и расследования преступлений. Научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине XIX века, привела к появлению новых методов исследования в аналитической и физической химии. Эти разработки достаточно быстро были востребованы криминалистикой - на их основе разрабатывались экспертные методы, в том числе, и по исследованию микрообъектов[8].
Г. Гросс в свое время указывал на необходимость сбора пылевидных частиц. В 1893 году впервые вышел в свет его труд по криминалистике под названием "Руководство для судебных следователей". В этой книге помимо судебной медицины, исследования ядов, огнестрельного оружия и крови, имелся целый ряд глав, которых ранее нельзя было встретить ни в одной из специальных книг: "Исследование волос, пыли, грязи на обуви и пятен на одежде"[9]. Известно, что Конан Дойль лично применил на практике свои соображения об исследовании пыли, когда вмешался в процесс сына священника, обвинявшегося в варварском уничтожении скота в Англии. Дойль в течение многих лет вел борьбу за его невиновность, и установив различный состав пыли на месте происшествия и на одежде обвиняемого, доказал его непричастность, добился его освобождения и реабилитации. Это был, пожалуй, один из первых случаев, когда микрочастицы были вовлечены в сферу уголовного процесса.
В книге "Следы в пыли" Ю. Торвальд приводит множество примеров раскрытия и расследования преступлений путем обнаружения и исследования различных микрообъектов[10].
Исследованиям волос мощный толчок во Франции был дан в 1909 году судебно-медицинским экспертом французом Бальтазаром, а в 1910 году Эдмоном Локаром была создана Лионская полицейская лаборатория. В ней по следам различных микрочастиц определяли пути раскрытия преступлений. В дальнейшем Э. Локар в своем шеститомном руководстве по криминалистике целый том посвятил исследованию пыли. Локар в своей практике широко использовал исследование микрообъектов. Известен случай, когда к нему был доставлен молодой человек, подозревавшийся в изготовлении фальшивых металлических денег. Локаp вымыл ему голову спиртом, затем оставил этот спирт испаряться. Анализ частиц оставшихся на дне сосуда, показал, что в их состав входят все элементы, использовавшиеся для изготовления фальшивых денег. Локаp в 20-30 году дал массу примеров эффективного использования микрочастиц путем их исследования теми средствами, которые были в его распоряжении.
Первый действительно научный подход к использованию возможностей химии, физики, микробиологии, биохимии и ботаники в криминалистике можно присвоить франкфуртскому эксперту-химику доктору Георгу Поппу (1861-1942 гг.), который своими химическими и микроскопическими исследованиями следов способствовал раскрытию многих преступлений. В 1918 г. в своей работе "Микроскопия на службе уголовного расследования" он указал на важность исследования микрочастиц загрязнений и подтвердил это примерами успешного раскрытия преступлений в 1904 - 1909 гг. Кровь, слюна, волосы, различная пыль, нити тканей, пыльца и травинки растительного происхождения, изъятые с мест преступлений, становились в его руках неопровержимыми вещественными доказательствами.
В Америке, доктор химик Альберт Шнейдер, также успешно работал с пылевыми микрочастицами, изъятыми с мест преступлений. [11]
В 1923 г. немецкий криминалист К. Гизеке описал методы исследования микрообъектов на одежде подозреваемых лиц в целях установления их профессии. В дальнейшем большое внимание исследованию микрообъектов уделял и другой немецкий ученый химик А. Брюнинг.
Характеризуя доказательственное значение микроследов, У. Уильз указывал: "Само собой разумеется, что улики этого рода могут считаться несомненными лишь в том случае, когда подобные следы открываются и исследуются вскоре после совершения преступного действия и прежде, нежели другие лица могли ходить по этому месту. В противном случае, улики этого рода могут вести к ошибочным выводам и заключениям"[12].
После войны 1941-1945 гг. в Западных странах криминалисты для раскрытия преступлений, связанных с взрывными устройствами и взрывчатыми веществами, на первый план выдвинули судебную химию. Конец 20 века характеризовался ускоренным развитием судебной медицины и криминалистической баллистики в западных странах.
В дореволюционный период, в российской полиции первыми из экспертов привлекались специалисты в области химии и медицины, в том числе и такие выдающиеся ученые, как Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев и др. Широкое распространение в экспертной практике того времени получило исследование волос преступника, оставленных им на месте совершения преступления.