2. Здание деревянное с таковою же колокольнею.
3. Престол в ней один холодний, во имя Рождества пресвятой Богородицы.
4. Утварию недостаточна, а имянно серебряных сосудов и напрестольного креста серебрянного не имеется, служительские одежды прочие и благолепие в церкви посредственно.
5. Причта положено по штату издавна трое: священник, дьячек и пономарь.
6. Земли при сей церкви пашенной и сенокосной тридцать шесть десятин, на оную планы межевыя книги имеются, но к поддержанию священноцерковнослужителей оная не так способна, ибо большею частию песчана и неудобна, а потому требует немаловажного удобрения, сверх сего оная земля окружена болотами, от коих хлеб часто вымерзает.
7. Дом у священноцерковнослужителей собственный, деревянный.
8. На содержание свяженноцерковнослужителей положено жалование: священнику 400 руб., дьячку 200 руб., пономарю 200 руб. и просвирне 50 руб. в год, и содержание их посредственно.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких нет.
10. Расстоянием сия церковь от консистории в 500 верстах, от духовного правления в 400 верстах и от местного благочинного в 250 верстах.
11. Ближайшее к сей церкви суть Кимас-озерская в 115 и Ругозерская в 115 и Гимольская в 170 верстах.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовой в сем приходе церкви нет.
14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1825 г. за шнуром и печатью из Петрозаводского духовного правления и скреплена присутствующим протоиереем Иосифом Ермолаевым и в оной сохранность вещей засвидетельствована благочинным священным Дмитрием Будимирским.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и кошельковой за шнуром и печатью выданы из Повенецкого Духовного правления приходная 1831 г. и скреплена присутствующим священником Алексеем Ефимовым. Расходная 1832 года скреплена присутствующим дьяконом Иоанном Миролюбовым, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Обыскная книга выдана с шнуром и печатью из Повенецкого Духовного правления 1830 года и скреплена присутствующим священником Дмитрием Будимирским, по ней писанных 23 листа»[98]3.
В 1836 году приходским священником был Онуфрий Ребольский, который, закончив Петрозаводское духовное училище, был посвящен к церкви пономарем 11 марта 1822 года. Обряд посвящения совершил епископ Старорусский преосвященный Сильвестр. При нем жила жена Ирина Петрова, 31 года и четверо детей: Парасковия (8 лет), Настасья (7 лет), Алексей (5 лет), Иван (1 года).
При церкви служил дьячком родной отец священника Стефан Дмитриев, пономарский сын Стефан обучался читать и писать в доме своего отца. В диаконы Стефан был посвящен 14 сентября 1789 года епископом Архангельским и Олонецким Вениамином. Жил он с сыном. При них же, как отмечено в ведомости, жила его вторая жена Феодосия Яковлева. Место пономаря было незанято, а должность просвирни исправляла священническая жена.
В дальнейшем старообрядчество в крае не угасает, но принимает более домашние формы и примиряется с новообрядчеством.
Если в 1836 году доля старообрядцев в населении составляла 22,3%, то к 1841 году она снизилась до 15,6% (или 226 человек на 1445 человек населения), к 1851 году количество старообрядцев в крае снизилось до 71 человека, в 1855 – 53 человека, в 1879 – 2, 1883 – 2, 1892 – 0, 1895 – 0, 1905 - 0 человек [99]. Эти данные дают повод сделать вывод о том, что старообрядчество как явление исчезло из жизни погоста между 1883 и 1892 годами, однако довериться этим цифрам было бы не совсем верно.
Старообрядчество продолжало жить в думах крестьян, память о разорении Соловецкого монастыря и периоде гонений и самосожжений не могли столь просто покинуть души и сердца этих крестьян. Но со временем крестьяне стали возвращаться в лоно церкви, и к 1883-1892 годам этот процесс перешел в завершающую фазу, когда обида за гонения покинула сердца крестьян.
Говоря о религиозной жизни, нельзя забывать о тех, кто служил в храмах Ребольского погоста.
Исследователь С. Холм [100] дает данные о тех священниках, которые служили в Ребольском приходе с 1760 года.
Согласно этим данным, в 1760-177-ые годы священником Ребольского прихода был Егор Егоров Евстигнеев. До 1784 года священником был Иван Кондратьев, звонарем – его брат Дмитрий Кондратьев.
В 1768-1784 годах звонарем был Евсей Егоров – сын Егора Евстигнеева, в 1784-1811 годах он был священником. Сын Дмитрия Кондратьева – Стефан Дмитриев был ключником в 1840-1855 годах.
В 1802-1805 годах звонарем был Марк Евсеев – сын Евсея Егорова.
До 1814 года священником был Июда Иванов.
Многие годы в качестве клирика отработал Онуфрий Стефанович Ребольский. С марта 1822 года он служил звонарем, с февраля 1858 года – ключником, с апреля 1871 года – помощником церковного старосты, в 1872-1879 годах – священником.
До 1814 года священником был Василий Фомин.
До 1839 года звонарем служил Максим Иванович Петров, в 1839-1941 он служил ключником.
С апреля 1841 по 1855 год пост священника в Реболах занимал Иоанн Кондратьевич Петровский.
В 1848-1855 звонарем служил Алексей Федорович Гурьев.
В 1855 году просвирней служила Евдокия Захарова.
В 1856-1866 священником Ребольского прихода служил Федор Русанов. Дьяконом в это время был Георгий Порфиридов.
В 1871-1883 годах пост благочинного исправлял Филипп Матвеевич Гумилев, в 1879 году – Иван Иванович Гедовский.
В 1881-1884 годах священником в приходе был Михаил Самсонович Каргопольцев, благочинным – Иван Яковлевич Надеждин.
В 1885 году в Реболах была открыта церковно-приходская школа, через несколько лет школа появилась в Лендерах, в начале 20 века – в Лужме.
С марта 1884 по 1887 годы священником служил некто А. Орлов.
В 1887-1893 годах священником в Реболах служил Николай Алексеевич Сидонский, его сын Александр с сентября 1892 г. служил благочинным, с 1909 года – диаконом, с 1919 по декабрь 1920 – священником.
В 1898- 1908 годах священником служил Александр Первенцев, в июне-сентябре 1908 года он служил в церкви Лендер диаконом на вакансии священника.
В 1905 году некоторое время священником служил Христофор Феодорович Вифлеемский.
В марте-июне 1906 года священником в Реболах служил Николай Николаевич Юксовский, с июля 1906 – диякон на вакансии священника, с сентября 1907 – священник прихода в Ругозере.
В октябре 1907 года диаконом в Реболах служил Виктор Парминович Никандров (Никаноров), с февраля 1908 года он служил священником в Реболах.
В сентябре 1908-декабре 1909 священником в Реболах служил Иван Осипович Патшаков.
С марта 1908 по декабрь 1909 священником в Реболах служил Федор Михайлович Никольский.
Благочинным в 1910 году служили, сменяя друг друга, Андрей Алексеевич Фомин, Филипп Иванович Дворцов, Петр Алексеевич Гурьев.
В апреле 1912-январе 1913 диаконом на вакансии священника был Леонид Алексеевич Грошников.
В январе-марте 1912 благочинным служил Владимир Яковлевич Светлов. Его сменил Петр Александрович Ивановский, который в декабре 1913 года перешел в Лендеры, где продолжил служить благочинным.
В мае-декабре 1913 года диаконом на вакансии священника служил Георгий Васильевич Смирнов.
С 1913 по август 1914 на должности диакона на вакансии благочинного служил Михаил Васильевич Исаев.
С августа 1914 года благочинным в Реболах служил Петр Григорьевич Журавлев, его сменил Петр Васильевич Самсонов, который служил с мая по декабрь 1916 года.
В августе-сентябре 1916 года должность священника во вновь открытом приходе Кемасозера исправлял Николай Константинович Тихомиров, в приходе Ровасти – Михаил Александрович Филин.
С августа 1919 года благочинным служил Иван Фаворитский.
О характере внутренней религиозной культуры ребольского крестьянства можно судить по докладу земского начальника 4-го участка Повенецкого уезда В. Дианова олонецкому губернатору - о быте карельского населения северных волостей от 26 марта 1908 года, где он отмечает:
«…Нравы этого населения точно такие же, какие наблюдались в России в доброе старое время, уважение к чужой собственности поразительное. Карелы живут также большими семьями, избегая разделов, как это и было на Руси, и только тогда прибегают к последнему, когда жизнь становится буквально тесной. Среднее число жителей в центральных губерниях на каждый двор около 5 с небольшим человек, в Поросозерской волости до 6Ѕ, в Ребольской до 8Ѕ человек на двор.
По незначительному числу разделов и почти отсутствию тяжебных дел между семейными можно утвердительно сказать, что карелы живут в добром согласии и во взаимном друг к другу уважении.
В отличие (от) современных русских карельское население в запорах, замках и т.п. преградах надобности до сих пор не видит. Можно во всякое время дня и ночи заходить в любой дом и не встретить никакой преграды. В с. Реболах я наблюдал даже такие случаи, что население, уходя на работы в поле, двери от домов оставляли настежь открытыми, - и ничто из домов не терялось. Отсутствие дел о кражах и хищениях в моем производстве и в волостных судах, за очень редкими исключениями, что, впрочем, относится к Поросозерской волости, население которой в сравнении с Ребольской начинает уже нарушать чистоту нравов, - служит хорошим доказательством уважения к чужой собственности. В Ребольской волости и посейчас всякие сделки и договоры продолжают совершаться на словах и весьма редки случаи нарушения принятых контрагентами на себя обязанностей. Книга сделок и договоров в Ребольском волостном правлении ведется одна с 1900 г., и в ней за 8Ѕ лет записей сделано не было; точно так же и в книгу о найме на сельские работы за тот же 8Ѕ-летний период не внесено ни единой сделки…
Занятие населения заключается в земледелии, скотоводстве, в лесных работах по заготовкам частных лиц и в охоте на дичь и зверей. Собственных продуктов земледелия хватает на 2 и на 3 месяца, смотря по степени урожая. Земледелие ведется в небольших размерах и, само собою разумеется, прадедовскими способами, но хлеб родится порядочно и редко не дозревает. Сеется главным образом рожь и ячмень, овес – в редких случаях, так как надобности в последнем население не видит, вернее, не знает. Из овощей выращивается только картофель, репа, редька и лук, а о существовании других овощей, не менее питательных, вкусных и полезных, население также не знает.