Курольцы проживали на территории Кирьяжскогго погоста – городища Лопотти и Сур-Микли в районе нынешнего Куркийоки. Сам финский топоним Куркийоки свидетельствует о том, что на этом месте когда-то проживали курольцы, так как Куркийоки пререрводится с финского языка как «Журавлиный ручей».
Несмотря на малочисленность племен. Т они в соотношении друг с другом образовывали определенные группы.
Вадбольцы и тиврольцы были и территориально, и, скорее всего, генетически ближе друг к другу.
Рокульцы стоят особняком к свом соседям, занимая юг Карельского перешейка и заселяя более плодородные и близкие к международным торговым коммуникационным каналам земли, что позволяло роккульцам заняться активнее других торговой деятельностью.
Курольцы и вымольцы образовывали северную группу, населявшую так называемую Заднюю корелу – северную часть Карельского перешейка и северную циркумперешейковую зону. Чьи потомки будут жить в Кирьяжском, Салменском и Иломанском погостах.
Особый вопрос составляет судьба ряда родов западной корелы, которая оторвалась от общего ядра на позднее чем X-XI веках, и мигрировала в районы озер Имантра и Сайма в течении последующих нескольких веков, заселяя территории Саво, Карьяла, Остерботния. В результате столкновения этой части корела с мигрировавшими на восток племенами хямя возникло смешанное население на территории нынешних Саво, Липери, Юва, Остерботнии, Похьянмаа, примером которого являются финны-саволаксцы, современные карелы Калевалы и Лоух, финны Ингерманландии.
Западная корела делилась, как отмечал финский исследователь Хейкки Кирккинен, на несколько родов. Некоторые из которых он называет: Кархунен, Тойватту, Оравайнен, Лемитту и Сулкопяя [20].
Эти роды находились на более низком уровне развития, чем восточная корела. В следствие чего они не смогли интегрироваться в протогосудартсво, аналогичное тому, которое вызревало на Карельском перешейке, и растворились в море финских племен, став более суоми, нежели карьяла, хотя ряд родов, сохранил этническое самоназвание. А генетически во многом изменил лицо, что ныне отчетливо можно увидеть по разнице во внешности и антроп. физиогномических характеристиках северных и южных карел.
Самоназвания этих родов очень трудно интерпретировать, но, очевидно, что названия Карххунен и Оравайнен тесно связаны с тотемными представлениями жителей Западной Карелии.
Судьбы же родов Карельского перешейка сложились по разному.
Предметом нашего рассмотрения станет судьба роккульского рода, чьи потомки ребольцы являются предметом изучения в данной дипломной работе.
В сявзи с рассмотрением происхождения рода Роуккула было бы нелишним проанализировать с несколько иной точки зрения вопрос от происхождении самого названия Роуккула не с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения топонимики что даст нам, вероятно. Пищу для новых размышлений и выводов.
Несомненно, что с происхождением рода Роуккула связана напрямую «деревня Ровкулв на озере на Сванском» в Саккульском погосте[21](2, с.137).
Очень интересную аналогию находит это название в топонимике Обонежской пятины.
В Вытегорском погосте Обонежской пятины существовали две деревни со сходными названиями: деревня «у мосту Ракульская» [22]. И деревня «Ракулская у мосту. Ларивонка Микиткина»[23]
В Мегорском погосте было озеро Ракульское[24] .
Интересны сведения о том, что в Важской земле на территории современной Вологодской области находилось так называемое «Ракульское поселение»[25].
Топоним Резолы не находит своего прямого отражения в топонимии Карельского перешейка, но каким-то аналогом можно считать деревню «Лисицына на озере на Сяпее» в Городенском погосте [26]и деревню «Лисья Горка» в том же погосте [27].
Вероятно. Можно увидеть некоторую аналогию у Ребол и с деревней «Рябуево» в Саккульском погосте.
Гораздо больше аналогий у данного топонима в Обонежской пятине – 6 топонимов.
В Пиркинском погосте была местность «Ребовы» [28] В Остречинском погосте существоала в 1582-1583 годах пустошь «Реброевская»[29] .
В Вытегорском погосте был остров «Ребуев» [30].
В том же погосте располагалась «деревня Киркино Ребуевская на реке на Вытегре» [31].
В Андомском погосте находилась деревня «Ребуева на реке на Андоме»[32].
В Выгозерском погосте располагалась «деревня Ребуевская, словет Телекшина».
В Важской земле, о которой пишет В. Л. Янин, также находилась волостка «Раибала»[33].
Эти топонимические данные можно интерпретировать как явное свидетельство того, что предки рода Роуккула или близкий по родству линьяж Ребола принадлежали по родству к той части корелы, которая ведет свое происхождение от летописной веси, о миграции которой на территорию перешейка и вхождении в состав корелы пишет Д. Я. Бубрих.
Вероятно. Прародиной рода Роуккула была территория древней веси, откуда носители этого родового имени, распавшись на ветви, мигрировали: одни в район перешейка. Где влились в состав корельского племени, другте – на территории Южного Прионежья в Пиркинский . Андомский. Вытегорский погосты, тертьи в XIV веке направились вместе с другими колонистами осваивать территории Важской земли.
На перешейке пришлый древний род ассимилируется местным жителями и становится со временем карельским.
В числе предков знати рода Роуккула упоминается некий Кокуи. Вероятно, какое-то отношение к роккульцам имела деревня «Каккула» в Городенском погосте[34] .
Говорить о времени зарождения самого рода трудно. Но, очевидно, что произошло это событие задолго до времени перехода на перешеек сами два родовых наименования «Роуккула» и «Репо» тесно связаны друг с другом.
Вероятным представляется отнести время зарождения рода к IX-X векам, так как южноприонежские погосты, на которых проживали многочисленные носители родового названия «репо» (в его различных формах и трансформациях) заселялись весью в XIII веке.
Именно в XI-XII веках другая ветвь первоначального рода рокку-репо (назовем его условно таким образом) мигрировала на территорию Карельского перешейка, где заняла территории Городзенского и части Саккульского погоста.
В течение какого-то времени происходила ассимиляция, а в XIII веке, как утверждает Д. Я. Бубрих. Начинается движение ряда родов карелы в Северную Карелию, где знать брал под свой контроль местные промысловые территории и облагала лопарей данью.
В XV веке роккульцы продают свои владения Москве замыкаются в своих владениях на перешейке. Вполне обоснованно выдвинуть подобное предположение, используя данные топонимики сравнительного анализа при их интерпретации.
Но, не замыкаясь в рамках данной концепции, следует отметить, что подобные же или близкие по звучанию транскрипции родовых имен имели место в Финляндии.
Матти Пелля упоминает о финской фамилии Rekola (Rekonen? Rekilae), которая упоминается в Западной и Северной Финляндии: в 1554 году в Jaeaeskea проживал Antti Reckonen, в 1567 году – Андерс Recola 1560 году некий Rekoine. Некий Rekoineупоминается около 1614 года в Западной Саво. Фамилия Реконен встречается в 1548-2605 годах в Саво, Восточной и Северной Похьянмаа[35] (Matti Poellae. Karjalan etnisen koostumuksen muutokset 1600-1800 – luvulla, s.52).
Несколько замечаний есть у Пелля относительно фамилий, содержащих родовой корень.
Говоря о фамилии Rebojev или Reponen Пелля отмечает, что 1500ые годы эта фамилия встречается в Выборгскорй Карелии и в Саво, в первой половине семнадцатого века – в Ладожской Карелии. Семья Репонен проживала в 157ые годы в населенном пункте Конгасярви под Каяни, а в 1679 году Репо уже под фамилией Ребоев проживали в Лувоозеро Ругозерского погоста.[36] (M.Poellae.Указ.соч., с.95).
Упоминается им также родовое имя Reppueff. Это родовое имя зафиксировано в Ахвонноиеми недалеко от Липери, в котором в 1640 году упоминается Аско Ребуев. Также в 1570 году упоминается Мари Репу, настоящая форма имени которого появляется ранее в форме Riepu. [37](M.Paella Указ.соч….,с.55).
Нам видится, что в случае с фамилией Reppuev можно не говорить о ее каком-либо отношении к «Ребола», так как данная фамилия более близка к финнскому слову «riepu» – бедняга [38](41, с. 415), либо «reppa» - котомка[39] (там же. С.413).
Данные сведения вполне укладываются в рамки нашей концепции, которая и дополняет эти данные и одновременно дополняется ими.
Здесь вполне вероятно говорить о том, что переселившиеся на перешеек носители родового имени року-репо дали начало новой ветви, которая переселилась в Выборгскую Карелию еще до раздела этих территорий по Ореховецкому мирному договору 1323 года, а оттуда, общим потоком переселенцев могли переселиться в Саво и Похьянмаа в период их заселения Выборгской и Сайминской Корелой и племенами хямя в XIII-XIV веках.
Очевидна гипотетичность данного построения, но это построение не претендует на истинность и является формой интерпретации в рамках имеющихся данных и концепций, существующих в науке, на что снова обращаю внимание.