Подтверждение данной гипотезы может состоять и в том, что упоминаемый в актах Соловецкого монастыря 1572-1584 Григорий Иванович Роуккула, который в названный период был тонным сборщиком Соловецкого монастыря, то есть сборщиком монастырского фиска с тоней. Которыми пользовались поморы, фигурирует под разными формами одной и той же родовой фамилии – Рокули. Ракулин, Рукулин[40] .
А впервые род Роуккула документально зафиксирован в актах того же монастыря XV века как покупатель земель в Северной и Средней Карелии, куда в это время начинают мигрировать выходцы с перенаселенного перешейка, где к рубежу 1500 года проживало . по некоторым оценкам. 32 000 человек (до этого перешеек был эпицентром миграций карел в сторону Онежского озера на Олонецкий перешеек. Куда уходили беднейшие общины) [41] 7. С.60).
В «купчей на земли по реке Выгу, Шуе, Кеми, Поньгам6е, в лешей Лопи. На Кильбоосторове, в Соловках. На Кузовых островах» говорится о продаже представительницей карельской племенной знати, владевшей крупными земельными угодьями. Ховрой Тойвутовой женой, дочерью Василья Кокуи, члена Рокольского рода, крупных земельных владений. Доставшихся ей от отца. Новгородскому посаднику Дмитрию Васильеву.
Этот документ свидетельствует о двух интересных фактах [42](18. С.18).
Во-первых, Роккульский род является в первой половине пятнадцатого века едва ли не крупнейшим владельцем земель нынешней Северной Карелии. Которые достались по наследству или в приданое дочери Василия Кокуи Роуккула и ее муж Давиду Тойвету. Термин «отцину и дедину» означает. Что землями «на море на Выгу. И в Шуе реке, и в Кеми реке, и в Килбоосторове. И Поморском берегу. И Поньгома река по обе стороне и по лешим озерам» владел не только ее отец Василий. Но и дед Кокуи.
Отец ее приобрел во владение. судя по документам. Земли «в Кутоозери… и Кемь река с верховьями. … и в Соловках на море на осторовех. … и в Кузовех в островех…».
Во-вторых. Можно сделать вывод о том, что между разными родами карельской знати существовали определенные брачные связи. В итоге вся это огромная те6рритория была продана в период 1447-1454 года новгородскому посаднику Дмитрию Васильевичу за»пол четверта рубля»[43] (18, с.18). В итоге «а у печати стоял и серебро взял в Ховрино место муж ей Давид Тойвет. А Ховра продала посаднику Дмитрию Васильевичу отцину свою рокольского рода…».
После этой продажи в Беломорское Поморье устремляются русские переселенцы из Новгорода и Пскова, ряда Обонежских погостов, Каргополья и Онежской земли (по реке Оненге), чьи потомки формируют субэтнос русских поморов.
И здесь на особых правах остаются жить потомки Давида Тойвета и Ховры Роуккула, упоминающихся в актах Соловецкого монастыря XV века.
Другим известным членом этого знатного рода был Григорий Иванович Роуккула (или как его именовали финны Рикко Роуккула), который владел имением Сяркисало в Ряйсяля и собственным двором в Кореле. Он имел в ленном владении 37 хозяйств и свою часовню. Некоторое время он являлся комендантом крепости в Коре6ле и в качестве новгородского представителя принимал неоднократное участив периодических пограничных конфликтах [44](7, с.60).
Григорий Иванович владел более чем 60 обжами земли в Саккульском и Городенском погостах(16,с.60).
К середине шестнадцатого века эти земли оказались в руках многочисленных потомков и родни Григория Роуккула.
Несомненно, что и сам Григорий Роуккула был потомком Василия Кокуи, его внуком или правнуком.
Именно от Григория Роуккула и его братьев произошли семьи своеземцев Роуккула, известных по писцовым книгам Корельской земли 1538 и 1568/1569 годов.
Из них семья братьев Фомы и Нечая Роккульских и их детей Богдана и Ивана владела землями по реке Ряжела в Городенском погосте.
Им принадлежали полностью 5 деревень, 6 дворов, 12 людей, деревни: Казань над рекою над Ряжелою, Сурова на реке на Ряжела, Мохнова на реке на Ряжеле, Гарвала Кургула на рекеи на Ряжеле в Воскресенском Гоороденском погосте, а также на правах частичного владения с другимиродственниками имели четверть деревни селища у озера у Сванского, полдеревни Баткова на Паренине у Святого озера, на правах совместного владения: деревня Ровкула у озера у Сванского, три четверти деревни Селище, деревня Извиурова у Нетермы, деревня Тиртуево у озерка у Нетермы [45] .
За семьей братьев Петра. Григория и Ивана Роккульских и их сыновьями Гришей Петровым, Данилкой, Падоркой и Якушкой Григорьевыми, Матюшкой Ивановым имели владения также на реке на Ряжеле.
Они владели на правах совместного владения деревней Климковской над рекою над Ряжелою, Буракова Лахта над рекой над Ряжелою, Ускалова над рекой над Ряжелою, Либуево над рекой над ряжелою, Заболотье над озером над Лешим, гора Никифорова над рекой над Ряжелою, Твердилово над рекой над Ряжелою, деревня на реке на Ряжеле против девичьей щели[46] .
При этом Якуш Григорьев единолично владел деревней Нижняя Кавгала[47] .
Данилко Григорьев владел починком на реке на Ряжеле против девичьей щели [48].
Тем же имением на общем с ними влдаении владели дети Исаака Никифорова: Иванко. Калинко. Яков.
При этом им принадлежали деревни Тюрья на горе, Тюрья же. Тюрья над озером, Вепса на Тюрье же.
Всего, кроме общих владений, детям Исаака Никифорова принадлежало 4 деревни, 2 земских двора.
Четвертая семья потомков Кокуи – дети Ивана Микитина – Нечай Иванов и егго сын Истома и Некрас Иванов с сыном Третьячкой владели землям на Ряжеле и имели двор в Кореле. Вероятно, они былт прямыми потомками Григория Ивановича Роккульского и или его родного брата.
Им принадлежали деревни Умальской Наволок на реке на Ряжеле, Новая над рекою над ряжелою» Ручай2, Кротова на реке на Ряжеле, Макарьево на реке на Ряжеле, Керенима на реке на Ряжеле, починок Коппола, вынесен из деревни из Копполи после приправочного письма Ависа Лопухина.
Некрас Роккульский, бывший городовым приказчиком. Имел «да в Кореле на полсаде на Спасской улице…место дворовое, длина ему 6 сажан, а поперег 5 сажен»[49].
Также Некрас с братом Нечаем имели «в Воскресенском же погосте в Городенском… по грамлте ноугоротцких писцов Юрия Дмитриевича с товарищи на оброке речка Ту4ликоска да озероьтЧелизово. А оброку с речки и с озерка за рыбную ловлю дают по 10 алтын»[50] .
В общем владении находилась также небольшая земля в Саккульском погосте[51]. .
За семьей братьев Мирона и Якуша Васильевых и их родственника Смирного Семенова находились земли по озеру Ярвенпяя в Воскреском Городенском погосте и на озере Узерве.
Таким образом они 9 не учитывая Смирного Семенова) и владели деревнями Лахта над озером над Ярвепетцким, деревня в Юттеле, Порожек, Горка Мичюева над озером над Ярвенпетцким, Ярвенпяя на наволоке на Синбельском озере, тремя починками над Ярвепетцким озером, деревней Лахта над озером над Ярвепетцким, Сюрья над озером над Ярвепетцким, АМелгила над озером над Ярвепетцким,,деревней Мелгила над озером над Ярвепетцим, пустошью, что бывал починок Мелгила; деревня Киселева уна Каменке у озера у Сванского, д. Коковицына у Сванского ж озера на Каменке, деревня Каменка у Сванского ж озера над порогом, д. Лубуева, д. на Каменке на устье реки Сай, д. На Каменке на Ысаков месте реки у Сванского озера, д. лубуева на Каменке, д. Климкова, что была починок, д. Запорожье на Каменке [52].
Итого в Городенском погосте за ними числилось 8 деревень, 8 дворов крестьянских, людей -8. В Саккольском погосте принадлежало 10 деревень, 9 крестьянских дворов, людей-18.
Отдельно от них владел землей Смирной Семе6нов, который владел деревней пустошью над ручьем четырьмя одноименн7ыми деревнями. Владел также деревней Судалакша над узервою совместно с родней, где жил лично[53] .
Семья Петра Роккульского и его сыновья Ждан. Третьяк, Харамза, Улан, Пятый и их родич Первый Михайлов имели общее владение на озер на Узерве в Городенском погосте и идин двор в Кореле. Вероятно, они также были прямыми потомками Григория Роккульского .
В Кореле они имели «двор… длина двору 13 сажен, а поперег пол-6 сажен» [54].
В общем владении у них находились деревни Сергисела над озером над узервою, Сергисела, кангасы над озеро над Узервою, Якимцове острову над озером над узервою, Якимцова в острову, Якимцова в Герасимове наволоке, . Всего в их владении анходилось 8 деревень, 7 дворов крестьянских, 12 людей, земли – 9 обеж без четверти.
Седьмая семья – Терентий и Гришка Мурзакновы.
Имя их отца, вероятно, происходит от карельского слова «mursu» - морж, то есть прозвище, отражавшее характер или род деятельности. Вероятно, их отец мог принимать участие в промыслах на Карельском поморье, от чего получил подобное прозвище.
Они имели двор в Кореле, владения в Городенском погосте на озере Узерве и местечке Мельница в Городенском погосте.
« В Кореле на посаде в Спасской улице» они имели»двор длиной 13 сажен и поперег пол-5сажен, а огород длина 8с ажен, а поперег 2 сажени»[55] (28. 454).
Григорий Мурзанов владел также деревней Соекала над озером над Узервою. Есинской за Мелницей, Савинской за Мелницеей, Марьино над Узервою. В итоге он имел 4 деревни, 4 крестьянских двора, 4 человека [56](28, л.530).
Терентий Мурзанов имел деревню Звягино над рекою над Мельницею, где проживал сам. Деревню Горка на речке на Мельнице, деревню Ронковская над рекою над Мельницею, деревню Вьюшенково над рекою над Мельницею. Всего он владел 4 деревнями. 3 крестьянскими дворами, 3 людьми.
Роккульцы были самой многочисленной семьей своеземцев в Корельском уезде в 1568 году.
Но кроме них имели свои владения в уезде еще 86исемейземелевладельцев, среди которых фигурируют как русские. Так и карельские фамилии. Это были такие фамилии. Как: Бабины(1), Бабинские (3), Безловы (3). Балакшины (7). Барыковы (5), Белеутовы (3), Богатые (1), Бонины (1), Борисовы (2). Борыковы (5), Буйносовы (1), Ваременские (3), Варламовы, Васюковы (3), Воронкины (2), Варсины (6). Головкины (20), Гордеевы (1). Демцыны (8), Дорофеевы (1), Дуравины (1), Захаровы (1), Илопаскины (4), Искрины (1), Калитины(3), Кимерские (3), Клавишевы(1), Клоушавины (5), Конковы (2), Конины (1), Костоевы(1). Костянтиновы (;), Красные(2), Крупиновы(2), Кузьмины(2_), Лукины (2), Лукияновы(3), Манковы (2), Мармины(2), Медведевы(1), Мещерские (1ё), Мокрый (1), Михалевы (10. Морозовы (11), Мясковы (2). Нелединские (1), Нестеровы (4), Никитины(30, Одинцовы (1), Альковы (6), Анкудиновы (2), Антоновы (2), Артемьевы (3), Офонасьев (1), Офоносовы (2), Печенеговы(5), Проскурницыны (1), Путятины(5), Пушкины (4), Пясткины (6), Редровы (5), Рухловые (1), Сабуровы (!), Савины (16), Святухины (1). Слузовы (6), Соболинские (4). Солохины (2), Спировы (8), Стрелигны (10. Тадилкотовы (1), Тарарсовы (1), Терковы (Теркоевы) (1), Терруевы(4), Тимофеевы (1). Толкачовы (2), Турубаровы (4), Федоровы (6), Фекины (4), Худохины (1), Черницовы (3), Чюпоевы (1). Шалиновы (4), Шиороких (9), Юркины (30. Якольские (13).