Уметь создавать "живую кухню" значит быть художником жизни, придумывать себя заново, чтобы жить и наслаждаться истинным удовольствием.
Однажды во время рождественских праздников в туманный день среди серебристых олив проходила лекция по эстетике обоняния.
Конец страницы 27
¯ Начало страницы 28 ¯
"Мы знакомы с миром, в котором так называемые высшие животные общаются с окружающей средой почти целиком через обоняние. Птицы, особенно попугаи, познают мир только языком. Любое животное, и более всего летучая мышь, обладают способностью отслеживать, распознавать своими мембранами, своим телом изменения частоты, длины, формы, особенности волны. Это огромный мир животных, которые постоянно живут в специфической логике семантики энергетических изменений предметов при взаимодействии их с окружающей средой.
Мы, будучи "оцивилизованными" монитором отклонения7, многое теряем из-за минимального использования наших органов чувств для ориентации в окружающей среде. Полнота их функций сокрыта в органической структуре нашей висцеротонической зоны; природа вооружила нас совершенными средствами абсолютной безопасности для выживания в этой среде: каждый орган несет нам определенное знание — основу для правильной реакции.
Обладая множеством чувствительных радаров, мы не имеем доступа к их управлению, к экранам, отражающим ту или иную реальность, с которой приходится сталкиваться. Суть в том, что мы постоянно нуждаемся в такой информации. Несмотря на то что природа изначально создала человека-мастера, сейчас он превратился в калеку, не понимающего языка своих органов чувств и переставшего быть их хозяином вопреки природному замыслу.
Если бы только мы могли изучить руку такой, какая она есть в действительности! Взять хотя бы ее электрочувствительность: на руке находятся миллионы клеток, и каждая отвечает за восприятие конкретного нюанса ощущения, а переводчиком, техником, фиксирующим их, является наш мозг. Это некий процессор, принцип, унифицирующее устройство, которое существует параллельно со всей входящей информацией и дает возможность прочитывать ее только одному читателю — человеку.
Вернемся к разговору об искусстве — эстетике обоняния.
Желая обрести совершенство в чем-либо, специфические орга-
Конец страницы 28
¯ Начало страницы 29 ¯
ны чувств помогают нам в этом различными способами. Нос помогает не только на кухне. Есть забавное выражение: "У него нюх", это выражение смутно воскрешает те времена, когда тотальное знание было присуще всем людям. Каждый человек может источать аромат (не запах). Это дар природы, некая форма гармонии, которую несет в себе субъект в данный момент, поэтому все в нем источает аромат. Точно так же каждый из нас излучает цвета: скажи мне, кто ты, я скажу тебе, какого ты цвета, какого запаха. Например, могу сказать, что глубокая сексуальная связь невозможна даже с самым красивым в мире человеком, если он не источает изнутри определенный аромат. Кстати, наиболее резкие и неприятные психические испарения исходят от шизофреников.
Я попробовал создать духи — аромат, который омыл бы волной белого эротизма каждую мою клеточку, способную к этому. По этому случаю я объясню логику создания духов.
За историей создания любых известных духов стоит определенный ритуал. Когда модельер предлагает публике духи, в действительности это не он их создал; он только сделал выбор среди запахов, подготовленных для него экспертами, и затем дал им имя. Такие духи производятся на специальных предприятиях, где кроме химиков работают люди с исключительным обонянием. Разыгрывая напыщенных маэстро высшего порядка, эти "платиновые ноздри" хладнокровно скажут, пойдут эти духи или нет. Эссенции годами проходят разнообразные пробы и, в конце концов, выбирается один-единственный аромат.
Я же поступил таким образом: увидев набор эссенций (около ста), я попросил двадцать из них, чтобы сделать "коктейль". Внешне я походил на человека, который нюхает так, как будто он на кухне. Спустя два года, когда эти духи отстоялись, я попросил принести еще четыре другие эссенции, чтобы нейтрализовать некоторые запахи в уже существующей смеси. В результате я создал уникальные духи, будучи уверенным, что они действительно мои. По какому критерию и с каким результатом?
Конец страницы 29
¯ Начало страницы 30 ¯
Обоняние — это внешнее чувство, наиболее распределенное по всему телу. С его помощью активизируются некоторые радары, которые настроены на весь клеточный аппарат тела, и поэтому вдох доходит до головы, до ног, до глубины желудка. Некоторые запахи блокируются в определенной зоне или же вовсе закладывают нос. Если от какого-то запаха перехватывает дыхание, значит он атаковал легкие или способствует разложению допамина, вследствие чего блокирует нервы какого-либо органа. Запахи обладают способностью к механической активации. Сразу же после вдыхания начинается отсев или классификация, осуществляемая всем организмом. Мы можем описать какой-то запах по тому, как он взаимодействует с наши телом.
По моему убеждению, ценность аромата определяется его способностью заставить распахнуться все клетки нашего организма: хорошие духи словно побуждают клетки глотнуть свежего воздуха. Результат действия моих духов — по-моему "живых" духов — противоположен действию других их собратьев, которые, проникая в меня, или закладывают нос, блокируя, отчуждая организм, или же скапливаются у меня внутри, как будто нефть на дне желудка.
Каждый запах ударяет по определенной части организма. Очень важно понять, как части тела реагируют на конкретный запах: полностью ли этот процесс для них жизненен, позитивен, восстанавливает и освежает.
Аромат, который я создал, вовлекает весь организм. Такова избранная мною логика: аромат проникает во все части организма, создавая ощущение, будто носом ты находишься на высокой горе, желудком — в море, а босыми ногами стоишь на песке или мягком лугу. С помощью эссенций я постарался подобрать ключ к жизненности, свойственной человеческому организму.
Очень важно правильно подобрать духи, проанализировать, действительно ли они полезны, восклицает ли каждая клеточка: "Они мне нравятся, они меня любят и воспевают, я их хочу".
Конец страницы 30
¯ Начало страницы 31 ¯
Прежде чем приступить к приятной "творческой игре", то есть к практическим гастрономическим рекомендациям, приведу последнюю из серии лекций по живой кухне.
В этой лекции речь идет о диетологии, которая в наше время стала жизненно важной для человеческого существования темой. Сознательная забота о человеке обращена, прежде всего, к его здоровью, весу тела, его эстетической внешности, возобладав сегодня над многими другими идеями, более функциональными для индивидуального роста.
Один научно-медицинский журнал опубликовал данные о том, что 50% американцев страдают ожирением (вес их тела превышает максимальный предел, предусмотренный здоровьем); из них 25% приходится на молодых людей в возрасте до 20 лет. В Италии, к счастью, показатели гораздо ниже: "только" 22% населения страдают ожирением. Такая статистика заставляет задуматься: почему человеку не удается урегулировать свою природную потребность, поддерживая баланс собственных тела и разума?
Научные наблюдения и исследования показали, что только у 2% людей из всего числа страдающих ожирением недуг вызван дисфункцией метаболизма; у остальных 98% причиной болезни служит биологическое и психологическое невежество субъекта, отсутствие у него культуры питания, вследствие чего он питается неестественно и беспорядочно. "Уметь правильно питаться значит уметь жить" — говорит Антонио Менегетти.
Конец страницы 31
¯ Начало страницы 32 ¯
Многие ученые считают, что эта проблема характерна не только для одного народа, но и для населения всей планеты. Медицинское и околомедицинское вмешательство приводит лишь ко временному и неокончательному результату, воздействуя только на следствие и оставляя причину нетронутой.
Может показаться странным, что мы говорим о диетологии в книге о "живой кухне", не содержащей рецепты для похудения, но если мы объясним, что понимается под диетологией в онтопсихологическом ключе, то недоумения по этому поводу исчезнут.
"В этой лекции я постараюсь объяснить то, что для большей части человечества стало надуманной проблемой, прикрытием для неврозов и тоски, но что для некоторых является конкретным желанием быть красивыми и здоровыми: иметь организм, тело в соответствии с собственным порядком здоровья, спортивную форму, пропорциональность фигуры. Действительно, быть толстым, иметь живот — это неэстетично, нездорово или, по меньшей мере, патологично.
Ранее я уже говорил о необходимости вернуть себе способность ощущать вкусовые изменения, чувствовать горло. Кто изменяет этой способности, тот обречен питаться, двигаться, следить за собой не заручившись собственным жизненным критерием.
Поскольку люди сами многого не понимают, медицина и диетология разрабатывают для них профилактические меры, указывая, что и в какое время нужно есть. Однако наука не способна определить оптимальную меру: она внутри каждого из нас. Если мы попробуем применить к себе чужую меру, пусть даже достойную Нобелевской премии, то окажемся вне собственного жизненного критерия.
Существуют два фундаментальных принципа правильного питания:
1) либо прием пищи зависит от вашего стиля жизни: вы строго не соблюдаете режим питания, откликаясь лишь на чувство голода;
Конец страницы 32