“То, что происходит, это не просто консолидация компаний по производству семян, на самом деле, это объединение всей пищевой цепи”, – Роберт Фрейли, Monsanto.
“В двадцатом веке химические компании выпускали большинство своей продукции, используя неживую природу. В следующем веке наш товар будет делаться в основном из живой природы”, – Джек Крол, председатель совета директоров, DuPont.
“Самое расхожее название бизнеса, которым мы занимаемся – это биология. Наши исследования и технологии направлены на разработку и продажу продукции, которая оказывает влияние на биосистемы, будь то люди, растения или животные”, – Даниель Васелла, Novartis.
Генетические изменения семян
Индустрия “наук о жизни” изменяет генную структуру семян для того, чтобы наделить их определенными чертами. Устойчивость к гербицидам и пестицидам – это два главных качества, которые компании стремятся внести в растения (в основном в кукурузу и сою), хотя испытания и опыты все еще продолжаются.
Рынок генетически измененных семян сейчас поделен в основном между компаниями Monsanto, Aventis, DuPont, AstraZeneca.
Площадь земель, засаженных генетически измененными семенами, быстро увеличивается (на 60% в год).
Современное состояние рынка трансгенных семян
Трансгенное зерно рассматривалось до последнего времени как многообещающая и быстро растущая часть рынка. Аналитики предрекали доход в этом секторе до 3 миллиардов долларов в 2000 году, а в 2010-ом составил бы 25 миллиардов американских долларов.
Между тем, на пороге 2000 года с/х сектор не в лучшем состоянии. Аналитики усматривают различные причины сложившейся ситуации, среди них и цены на товары широкого потребления, и уменьшение размеров субсидий фермерам, и сокращение по всему миру площади земель, используемых под выращивание с/х культур. Спор вокруг использования продуктов, произведенных на основе генетически модифицированных растений, тоже оказал немалое влияние. Протест общественности, различные протесты экологических организаций заставили задуматься политиков, инвесторов и работников данной индустрии.
- Компания Novartis объявила, что она временно уволит 1100 рабочих из с/х сферы, таким образом сэкономив 66 миллионов долларов в год
- DuPont сократил количество рабочих агрохимической сферы на 15%
- И AstraZeneca и Novartis заявили, что могут продать свой с/х бизнес или найти другие варианты.
- Курс акций компании Monsanto упал с $67 до $37 c конца 1998 года
Согласно публикации в британской газете “Guardian”, “аналитики все больше убеждаются в том, что исследования ГМ-пищи могут нанести серьезный ущерб доходам фармацевтических компаний, и предвидят новые споры вокруг этой проблемы”. У компании Novartis уже есть веские причины для беспокойства, поскольку медики Германии пригрозили ей бойкотом.
Агрокомпании представляют ситуацию в розовом свете и даже продолжают исследования и производство генетически модифицированной продукции, включая различные проекты по выработке продуктов питания, такие как, например, соя компании DuPont, понижающая уровень холестерина. Между тем, инвесторы уже не так оптимистичны, как раньше. Швейцарский банк Credit Suisse заявил, что не будет финансировать трансгенную инженерию, а аналитики Duetsche Bank советуют корпорациями ликвидировать свои отделения агробиотехнологий, а инвесторам – продать акции. “Мы предполагаем, что эти организации, ранее воспринимавшиеся как флагман этой области, теперь стали настоящим бичом… Мы бы советовали продажу всего этого сектора”.
“Горячая пятерка” мировых корпораций “наук о жизни”
Пять первых в мире “Генетических гигантов” (компании AstraZeneca, Novartis, DuPont, Monsanto и Aventis) владеют примерно двумя третями рынка пестицидов (60%), почти четвертью (23%) мирового рынка посевных культур и всей сотней процентов рынка трансгенных семян.
AstraZeneca
· Шестая крупнейшая компания посевных культур
DuPont
· Пятая крупнейшая компания по агрохимии
· Пятая крупнейшая фармацевтическая компания
· Крупнейшая компания посевных культур (посредством присоединения “Pioneer Hi-Bred”)
· Четвертая крупнейшая компания по агрохимии
Monsanto
· Третья крупнейшая компания по агрохимии
· Вторая крупнейшая компания посевных культур
· 88% всех ГМ-культур, произведенных в США в 1998, были семенами этой компании
Novartis
· Третья крупнейшая компания посевных культур
· Втораякрупнейшая компания по агрохимии
· Четвертая крупнейшая фармацевтическая компания
· Девятая крупнейшая компания по производству лекарств для животных
Aventis
· Крупнейшая компания по агрохимии, медицинским препаратам для животных и фармацевтике
Примечание: в 2000 году Monsanto изменила название. Новый лэйбл корпорации: Farmacia. Старое имя - Monsanto - остается только у с/х подразделения компании.
ЧАСТЬ II
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ОПАСНОСТИ
Проблемы здоровья и безопасности пищи связаны с индустриальным ведением сельского хозяйства (объединение мелких ферм в крупные хозяйства, усиление использования антибиотиков в кормах, механизация). Они стали проявляться, начиная с 1960-х годов, когда сельское хозяйство и производство пищевых продуктов стало все более связано с пестицидами, гербицидами, инсектицидами и химическими удобрениями. Были установлены явные связи между некоторыми болезнями и индустриальным животноводством – кризис BSE (болезнь бешенства коров) в конце 1980-х и 1990-х годов стал наиболее явным примером из серии скандалов, связанных с безопасностью пищи. Сальмонеллез был практически неизвестен в 1940-х годах, однако, теперь это повсеместная проблема. Пищевые отравления увеличились на 400% за последние 10 лет, ущерб налогоплательщикам оценивается от 1 до 3 миллионов фунтов стерлингов в год. Всем памятен скандал в связи с диоксинами, обнаруженными в мясе и яйцах бельгийских кур. Использование пестицидов и гербицидов, а также ГМ-культуры – последние проявления индустриализации сельского хозяйства.
Идя на ухищрения, прикрываясь мифом о полной равноценности пищевых субстанций, ТНК могут проскочить строгий контроль безопасности и соответствующие тесты.
Миф о равноценности пищевых субстанций.
Концепция “эквивалентности пищевых субстанций” используется в Европе, Северной Америке и повсюду в мире как основа для системы регулирования. Она была создана специально для облегчения коммерциализации ГМ-пищи. Например, Правила ЕС о ГМ-продуктах и ингредиентах используют концепцию равноценности пищевых субстанций. При тестировании или маркировке ГМ-продукты классифицируются как равноценные обычным, проходят простые, такие же, как и для обычных продуктов, а не усиленные тесты, на основе тезиса, что ГМ-продукты опасны не более всех прочих. Равноценность подразумевает, что оба типа продуктов одинаковы по всем характеристикам, важным для потребителей – безопасности, питательности, внешнему виду.
В настоящее время процедуры тестирования, принятые в Европе, США и всем остальном мире, состоят практически исключительно из специальных химических и биохимических процедур, призванных качественно определить специфическое питательное вещество, токсин или аллерген. Эти тесты фокусируются на компонентах, которые могут повести себя как-либо иначе в каждом конкретном ГМ-продукте и основаны на известных свойствах этих же веществ, проявленных в их не-ГМ-аналогах, а также на характеристиках самих по себе генов, привнесенных в ГМ-организм. Такие исследования не могут обнаружить опасность, таящуюся в ГМ-продуктах, так как они могут не выявить неожиданные побочные эффекты.
Учитывая то, что генная инженерия может привнести в продукты ранее неизвестные опасные свойства, каждый ГМ-продукт должен быть подвергнут обследованию, способному выявлять самый широкий спектр возможных опасностей. Но в настоящее время использование концепции эквивалентности позволяет обойти необходимость такого тестирования. Только клинические испытания способны выявить все возможные опасности и непредвиденные побочные эффекты, которые могут таиться в продуктах генноинженерного процесса.
Аллергии
Пищевые аллергии стали массово проявляться с 1960-х годов, когда в промышленности начали применять искусственные ферменты и стиральные порошки. Промышленные ферменты используются в различных пищевых продуктах для улучшения качества, товарного вида, вкуса, технологичности производства и других свойств. Применяют их в таких продуктах, как мука, крахмал, газированная вода, фруктовые соки, масла, пиво, вина, сыры и мясо.
Эти ферменты не подлежат обязательному указанию на этикетках, поэтому их употребления трудно избежать. ГМ-организм, обычно плесневый грибок или бактерия, производят эти ферменты тоннами. Как только произведенный фермент отделен от производящего его организма, использование ГМО можно не декларировать. Однако разделение фермента и производящих его организмов происходит не полностью, поэтому остатки культур грибов и бактерий становятся основной причиной аллергий.
Промышленные ферменты - широчайший бизнес. Novo Nordisk, лидер датского рынка, зарабатывает с помощью промышленных ферментов примерно 500 миллионов долларов в год. Прибыли пищевой индустрии от использования таких ферментов и от рынка антиаллергенов даже еще большие - порядка миллиардов долларов. Пищевые компании и работающие на них аллергологи отказываются от обмена информацией и сотрудничества с новым швейцарским Федеральным институтом технологии, доказавшим, что эти ферменты - главные виновники аллергий и астмы.
ГМ-соя: новый виновник аллергии
Новые опасения по поводу безопасности ГМ-продуктов появились в марте 1999 года после исследований Йоркской лаборатории питания (Великобритания), когда выяснилось, что число случаев пищевой аллергии, связанных с соей, увеличилось в 1998 году на 50%.