Смекни!
smekni.com

Вчем проблема генной инженерии (стр. 5 из 22)

Исследования 1994 года показали, что перенос генов может осуществляться между растениями и бактериями и что он может включать и включает гены устойчивости во всех экспериментах. Кроме того, нидерландские исследователи в 1999 году обнаружили, что “живые” и целые гены устойчивости могут “перепрыгивать” из ГМ-продукта в кишечник человека и выживать там до нескольких минут. Получается, что потребители ГМ-продуктов “воспитывают” в себе устойчивость к антибиотикам.

Влияние на окружающую среду: урон биологическому и сельскохозяйственному разнообразию

Только 20 видов растений (из 220 000) составляют более 90% рациона человечества. За последние 80 лет 97% всего разнообразия овощей в США (где такие процессы наиболее интенсивны) исчезло. Из 7000 сортов яблок осталось 900. Теперь существует 330 разновидностей груш, тогда как было 2600. Даже в Индии, где 50 лет назад было 30000 сортов риса, сейчас 75% культуры представлено 10 сортами.

Понятие биоразнообразия охватывает все живые организмы, их генетический материал и экосистемы, частью которых они являются. Обычно оно описывается на трех уровнях: генетическое, видовое, и экосистемное. Генетическое разнообразие подразумевает генетические вариации внутри вида и между видами. Это вся генетическая информация, которая содержится во всех растениях, животных и микроорганизмах на Земле. Генетическое разнообразие внутри вида помогает приспособиться к новым вредителям и болезням, и изменениям среды обитания, климата и сельскохозяйственных методов. Видовое разнообразие – общее число видов, обитающих на данной территории. Экосистемное разнообразие – общее число экосистем и независимых сообществ и их физическая окружающая среда. Экосистемы могут занимать очень большие или очень маленькие участки. Они включают такие естественные сообщества, как травянистые экосистемы, мангры, коралловые рифы, болота, тропические леса, а также сельскохозяйственные экосистемы, которые зависят от человека и содержат определенный набор животных и растений.

Монокультуры: почему это плохо

Генная инженерия представляет большую опасность для экосистем и биоразнообразия, в том числе увеличение риска заболеваний растений и появления новых вредителей, суперсорняков, генетическое загрязнение, перекрестное опыление ГМ-культур и обычных, а также принуждение фермеров к ведению химически интенсивного сельского хозяйства. Похоже, скоро везде будет расти только то, что хотят видеть ТНК. Это можно хорошо проиллюстрировать примером компании McDonald`s, которая заявляет, что использует везде только один вид картофеля, который, в большинстве мест уступает местным видам в устойчивости к болезням и вредителям, поэтому требует много химии при выращивании. Если бы ТНК не поддерживали такие сорта, фермеры их не сажали бы. В случае ГМ-пищи, ТНК быстро перекрывают доступ к немодифицированным аналогам. В Ирландии из-за перспективы уничтожения культур, совместный проект Monsanto-Novartis по выращиванию сахарной свеклы Roundup Ready встретил сопротивление со стороны природоохранников-активистов. В ответ на это Monsanto угрожала, что Novartis может в дальнейшем решить, что поставка на ирландский рынок традиционых (обычных) семян “невыгодна”.

Суперсорняки, супервредители и негативное воздействие на полезные виды

Генетическое загрязнение путем перекрестного опыления полей с ГМ-культурами уже начинает перерастать в экологический кризис. Пчелы и другие насекомые-опылители, ветер, дождь, птицы, перенося пыльцу модифицированных растений на соседние поля, заражают посевы в хозяйствах, где применяются классические и “органические” технологии. Фермеры по всей Северной Америке подвергаются санкциям от Monsanto, якобы за нарушения контрактов на выращивание и продажу ГМ-семян третьим лицам, тогда как многие фермеры заявляют, что не занимаются ничем подобным, просто пыльца распространяется естественным путем. В Швейцарии компания Novartis признала, что возможная причина генетического загрязнения импортной немодифицированной кукурузы летом 1999 – соседство с полями, занятыми ГМ-культурой. Это же может быть причиной появления суперсорняков, растений, исходно не являвшихся мишенью генной инженерии, но путем перекрестного опыления получивших устойчивость к антибиотикам, гербицидам (пестицидам) и “терминаторные” гены. В случае прекрестного опыления устойчивые сорняки расплодятся на полях. Генетическое загрязнение более непредсказуемо, нежели химическое, так как оно переносится живым материалом, который может плодиться, мигрировать и мутировать. Однажды выпустив, уже невозможно будет загнать ГМО обратно в лабораторию или на поле.

Возможно, возникнут пестицидо- и гербицидо-устойчивые виды сорняков и вредителей, и тогда понадобятся более сильные химикаты для их подавления. Первые такие сорняки уже появились. Гербицидоустойчивый ГМ-рапс распространил ген устойчивости на родственные виды, такие как дикая горчица.

Супервредители тоже скоро появятся, как видно по быстрому приобретению устойчивости коробочным (хлопковым) червем, живущим на Вt-вариантах кукурузы и хлопка. Некоторые ГМ-виды, как только оказываются на свободе, тут же выживают немодифицированных конкурентов, как, например, недавно выведенный экзотический ГМ-карп, вдвое больший и вдвойне прожорливый по сравнению с диким видом, который вскоре встал на вершину пищевой цепи, поставив своих конкурентов под угрозу вымирания.

В 1999 году исследователи университета Корнелл открыли, что пыльца Bt-кукурузы ядовита для бабочек-монархов. Растет количество свидетельств того, что ГМ-культуры плохо воздействуют на полезных насекомых, включая божьих коровок и златоглазок, а также полезных микроорганизмов, пчел и, возможно, птиц.

Альтернатива есть

При органическом методе хозяйствования при производстве продукции не используются искусственные пестициды, гербициды, химические удобрения, отходы, техническая грязь (ил из отстойников, сточные воды и т.п.), ГМ-организмы, облучение радиацией, антибиотики. В каждой стране сложились свои собственные стандарты и процедуры сертификации, однако существуют также общие стандарты на уровне ЕС и Кодекса Питания (Codex Alimentarius). Как крупные, так и небольшие фермы, практикующие органическое земледелие, успешно демонстрируют возможность существования альтернативы химическому и индустриальному земледелию.

Многие поддерживают органическое земледелие, так как оно позволяет избежать употребления канцерогенов, попадающих в пищу вместе с пестицидами. Органическое земледелие, в отличие от агрохимического, не приносит вреда людям и биологическому разнообразию. Людям, имеющим предрасположенность к раковым заболеваниям, советуют есть продукты органического земледелия. Органическое земледелие производит более здоровые продукты питания и при этом наносит меньше вреда окружающей среде.

Агрохимикаты вредят не только тем, кому они предназначены, но и тем, кто непосредственно вносит их на поля. Например, глифосат, главный компонент средства Roundup, является одним из 13 наиболее вредных веществ, действию которого подвержены рабочие на полях Калифорнии. В Европе воды, попадающие в открытые водоемы с полей, содержат остаточное количество пестицидов, во много раз превышающее допустимые пределы для питьевой воды. Исследованиями Лундского университета в прошлом году была установлена прямая зависимость между уровнем пестицидов в пище и некоторыми видами раковых заболеваний. Было установлено увеличение с 1973 года на 73% количества случаев (рака), что, возможно, связано с широко применяемыми ныне пестицидами – MCPA (Target, препарат Novartis) и глифосатом (Roundup, препарат Monsanto). Эти химикаты, попадая в нашу пищу, ослабляют иммунную систему, при этом риск заразиться вирусом, например, Эпштейна-Барра, и заболеть раковым заболеванием возрастает. Повреждение нервной системы, дефекты развития и рождения, дефекты поведения и гиперактивность детей, изменения гормональной деятельности щитовидной железы, рак молочной и предстательной железы, импотенция, находятся в зависимости от наличия и времени воздействия пестицидов на организм. Дети также подвергаются повышенному риску лейкемии. Правительство Великобритании даже рекомендует очищать фрукты и овощи, так как на их поверхности могут присутствовать несмываемые остатки пестицидов. Ребенок с вероятностью 1 к 4 имеет шансы съесть персик, в котором превышены допустимые нормы содержания вредных веществ. Это еще без учета опасного набора вредных веществ, содержащегося в питьевой воде и в домах. При последних исследованиях Агентства по охране окружающей среды США (EPA) было обнаружено 23 вида пестицидов, присутствовавших в домашней пыли. Агрохимикаты присутствуют в нашей воде, земле, пище. Однако всему этому есть альтернатива.

Развитие органического земледелия в мире

30% сельскохозяйственных земель в Европе к 2010 году будут использоваться под органическое земледелие. В настоящее время, 10% австрийского сельского хозяйства – органическое, к 2005 г. государство намерено добиться увеличения его доли до 20% (в некоторых землях она уже составляет 50%). Дания задалась целью прийти к такому же проценту в 2010 году. Органическое сельское хозяйство – наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике, и ЕДИНСТВЕННЫЙ растущий сектор в экономике Великобритании. В Великобритании уже существует 445 органических ферм (в Англии и Уэльсе). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического земледелия составляет 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органического земледелия составляет 11 миллиардов долларов в год. И дело идет к тому, что в 2006 году эта цифра будет составлять 100 миллиардов долларов в год. В Великобритании в 1998 году объем продаж продукции органического земледелия оценивался в 300 миллионов долларов, предполагается, что эта цифра достигнет 1,2 миллиарда в 2000 году. В Новой Зеландии эта величина составляет 25 миллионов, предполагается увеличение до 65 миллионов за 2 года. Некоторые продукты органического земледелия захватили в Дании практически весь объем рынка по этим видам продуктов, общий их объем на рынках составляет около 50%. Побывав во многих уголках мира, Жюль Притти из Эссекского университета, Великобритания, собрал документальные подтверждения того, что фермеры, придерживающиеся органических методов хозяйствования, удваивают или утраивают урожаи с помощью современных органических технологий. “Им требуется много рабочих рук, не требуется кредитов или помощи от хищных корпораций. Только таким образом небогатые фермеры могут осуществлять контроль над тем, что они выращивают, и защитить себя от ГИ-технологий”, - отмечает Притти.