Содержание
Введение_____________________________________________ 3
История народа и её значение____________________________4
Иудаизм как религия___________________________________ 5-7
Сущность иудаизма____________________________________ 8-9
Список использованной литературы______________________ 10
Введение
Я выбрала эту тему, так как захотела больше узнать о религии другого мира, расширить свой кругозор, хоть и поверхностно, в этой области.
Меня всегда восхищала эта нация, потому что иудаизм – это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Именно взаимоотношения между Богом и народом Израиля – основа иудаизма и для евреев религия – это часть личности.
Я считаю, что религия другого народа не менее интересна, чем своя, так как можно при помощи сравнения подчеркнуть те моменты, которые не достают нам.
ИСТОРИЯ НАРОДА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Мусульманское учение совершенно справедливо намывает иудеев «народом Книги». Священные книги действительно занимают центральное место в иудаизме. Эти книги - Библия, Талмуд (раввинистические писания) и сиддур (молитвенник), однако именно в первой из них обосновывается вся иудейская вера.
Религию Библии нельзя отождествлять с иудаизмом. В Библии религия представляет различные круги, взгляды которых развивались на протяжении веков, и они отличаются друг от друга. И ни об одном из этих кругов или взглядов нельзя сказать, что тот или этот представляет современный иудаизм. Тем не менее можно предположить, что определенные ключевые понятия имеют решающее значение в Библии и, естественно, они повлияли на формирование иудаизма. Все эти понятия вращаются вокруг треугольника «люди - Бог - Тора». С людьми неразрывно связана земля. Ключевые понятия выражены в Библии не в форме кредо, но как история. Некоторые полагают, что иудаизм начинается с Авраама, первого человека, с которым Бог заключает договор и которому обещает землю (Бытие). Естественно, он считается отцом или патриархом еврейского народа (его сын Исаак и внук Иаков также рассматриваются как патриархи, а их жены как праматери). Другие считают более обоснованным отнести начало развития иудаизма к появлению Священного Писания, в период после разрушения Первого Храма в 586 г. до н. э. И хотя большая часть событий, описанных в Библии, произошла до этой даты, некоторые писания и практически вся систематизация писаний относятся к этому периоду. Именно эти письменные источники призваны придать бессмертную значимость древней истории отдельной группы людей.
Существует много работ по истории евреев, которая остается историей и не открывает нам, каким образом религиозная летопись событий заложила основы развившегося из этой летописи иудаизма. То, что предлагает нам Библия, — это история и толкование ее значения. Ее первые слова: «В начале Бог» задают тон повествования, которое куда-то поведет. Евреи верят, что их собственная история - это продолжение библейской, что они являются наследниками Договора и, таким образом, связаны библейскими истинами, хотя и в переистолкованном виде. Убеждение раввинистического иудаизма, того иудаизма, который в конечном итоге стал нормой, заключается в том, что все характерные черты и особенности современного иудаизма вытекают из одного источника - Библии. Раввинистическая литература и Принципы толкования, которые содержатся в ней, Сосредоточены на подтверждении авторитета Библии в каждой из этих черт.
ИУДАИЗМ КАК РЕЛИГИЯ
Термин «иудаизм» получил широкое распространение в 80-х годах прошлого века, когда процессы социальной и политической эмансипации в обществе вынудили евреев начать работать на неевреев и, соответственно, в меньшей степени на самих себя. В этих условиях именно «иудаизм» как понятие отделил их от последователей других религий. Определение иудаизма как религии со своими специфическими верованиями и обрядами служило для евреев в первую очередь противовесом христианизации всего общества. Еще более опасна тенденция рассматривать иудаизм просто как религию, предшествующую христианству (как если бы иудаизм больше не существовал), или же как неосуществленную версию христианства. Христиане склонны определять свою религию с точки зрения веры, как кредо. В соответствии с Законом евреев, как это зафиксировано в Талмуде и как в дальнейшем это определили раввины, начиная с поздней античности и до наших дней, евреем является тот, кто родился у матери-еврейки, или же тот, кто принял иудаизм. Это понятие важно для определения юридического статуса, когда речь идет об иудейском браке или о праве на израильский паспорт. Определение еврея формулируется в отношении того, кто имеет еврейку-мать или принял иудаизм, но, кроме того, не привержен никакой другой религии и ясно заявляет о своей принадлежности к евреям.
Именно тогда и возникают трудности с подходом к иудаизму как религии. В нем существует ряд моментов, которые не соответствуют традиционным представлениям о религии. Если мы определяем иудаизм как убеждение, в основе которого лежит вера в Бога, нам придется признать наличие здесь по меньшей мере двух противоречий. Во-первых, совершенно очевидно, что есть евреи, которые не признают догматы иудейской религии, как бы в своей основе они ни были сформулированы. Еврей, который отвергает иудаизм, тем не менее не считается разорвавшим все связи с иудейской общиной. Имея мать-еврейку, индивидуум может отвергать веру и религиозный устав и все равно считаться принадлежащим к еврейскому народу (хотя в отдельных случаях его могут лишить религиозных прав и не оказывать помощи в делах, имеющих отношение к некоторым обрядам в синагоге или при погребении). Такой индивидуум не рассматривается как потерявший свое еврейство. И если этот индивидуум захочет возвратиться к вере, то для этого ему не потребуется прохождения какой-либо процедуры «обращения». Для сравнения, католик или баптист, который отрекся от своей веры, действительно будет считаться «падшим». Он или она вряд ли будут ощущать себя тесно связанными с общиной практикующих католиков или баптистов, хотя, конечно, некоторое влияние со стороны такой общины может еще чувствоваться. Определяющим фактором христианской общины является вера, и если этот фактор был отторгнут индивидуумом, то он уже не может заявить: «Я - католик», например, в ответ на вопрос о его или ее религиозной принадлежности. В иудейской общине определяющим фактором является принадлежность к народу, и индивидуум имеет право утверждать, что он иудей, даже если отрицает веру. Во-вторых, существует немало иудеев, которые считают себя отделившимися от религиозной жизни общины, однако принимают участие в деятельности, религиозной по своей сути. В Израиле, например, многие члены нерелигиозных киббуцев соблюдают субботу и участвуют в еврейских праздниках. Иудаизм - это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля — основа иудаизма. Тот, кто захочет принять иудаизм, действительно принимается еврейским народом, однако заявление о приверженности к иудейской вере здесь является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в иудаизм становится недействительным, даже при условии точного соблюдения всех формальностей. В культурно-историческом отношении обращенный (скажем, в христианство) может сохранять тесное родство с еврейским народом, среди которого он или она родились. Несмотря на жаркие споры во времена средневековья, тем не менее можно установить определенное разграничение между теми, кто принадлежит к народу Израиля, и теми, кто принадлежит к общине Израиля. Община - это собирательный термин, значения которого включают веру. Если кто-то переходит в другую веру и таким образом меняет свою религиозную принадлежность в ключевых моментах, он (или она) уходят из общины. Иногда можно услышать возражение против того, чтобы исключать людей из их прежней общины в случае, если они предпочитают «любить Бога другим образом» (когда, например, иудей становится христианином). Отречение от иудаизма расценивается как отход от одного из значений понятия «еврей».
Неправильно сводить понятие иудаизма только к этике и считать его образом жизни, как если бы вера была чем-то случайным. Раннее самоопределение отражает противопоставление народа Израиля языческому миру и выражает отличие от последнего через теологическую систему и сопутствующую ей религиозную практику. Ярчайшим подтверждением этого является Второзаконие, 26, где заявление о принадлежности к народу, который Бог вывел из Египта, сопровождается предложением первых плодов урожая в подтверждение это-то факта. Можно также привести древнюю молитву, известную под названием «Алейну». И в Алейну, и во Второзаконии во главу угла ставятся взаимоотношения между Богом и Израилем. Далее, та же раввинистическая традиция, которая разъясняет понятие «принадлежности к народу» в смысле происхождения по материнской линии, равным образом занимается вопросами границ веры. Классическим определением основ веры является Мишна. Там говорится, что те иудеи, которые отрицают некоторые догмы веры, лишатся «своей доли в грядущем мире».
В иврите отсутствует слово «религия». Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»), которое, вообще говоря, относится к области законов или обычаев. Оно употребляется в раввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требовании, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову. Мы также упоминали, что слово «иудаизм» «тало широко употребляться только в XIX веке, когда появилась необходимость отличать его последователей от христиан и мусульман. Слово «иудаизм» пришло к нам от говорящих по-гречески иудеев. Термином, который, бесспорно, входил в древний словарь иврита и в иудейскую религиозную терминологию, является «эмуна» («вера»). Причем он означает не столько «веру» (в смысле «Я верю, что...»), сколько «доверие». Под верой в еврейской Библии подразумевается не столько набор догм, которые можно описать без необходимости верить в них, сколько установка, которая, будучи однажды принятой, служит основанием для действия. Вера включает в себя доверие, идущее изнутри, моральные обязательства и послушание. Это нечто, созданное людьми и предполагающее доверие к чему-то или кому-то, нечто, имеющее отношение к жизненному опыту. То, что происходит в исторической жизни еврейского народа, определяет природу и содержание иудаизма. Само это название указывает, что иудаизм должен определяться в терминах, свойственных еврейскому народу, а народ исторически определяется как группа людей, объединенных общей историей.