Использование исторического, формально-юридического и сравнительного методов дало возможность проанализировать юридическое содержание международно-правовых норм, применяемых во внутреннем праве Иордании и Израиля, выявить общие и отличительные характеристики в средствах законодательного обеспечения в этих странах международных соглашений. При установлении уровня имплементации международных норм в действующее законодательство Иордании и Израиля использовались логико-юридический и сравнительно-правовой методы.
Практическое значение полученных результатов. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для усовершенствования законотворческой политики Иордании и Израиля, связанной с имплементацией ими своих международных обязательств.
Значимыми являются следующие аспекты практического использования диссертационного исследования:
- научно-исследовательский: в сфере изучения теории взаимодействия общепризнанных норм международного права и норм международных договоров с внутренним, в том числе, конституционным правом;
- образовательный: в процессе преподавания вузовских курсов по международному праву и конституционному праву зарубежных стран, а также отдельных специальных учебных курсов по истории становления и развития доктринальных концепций взаимодействия двух правовых систем, по анализу методов и средств международно-правовой и национальной имплементации;
- правоприменительный: предложены конкретные рекомендации государственно-правовым органам Иордании и Израиля с целью дальнейшего реформирования и развития национальных правовых систем в аспекте инкорпорации ими общего международного права и обязательств стран по международным договорам.
Научная новизна диссертации. Диссертация является первым в Украине монографическим исследованием, которое посвящено комплексному анализу особенностей применения норм международного права во внутреннем праве Иордании и Израиля.
Научная новизна полученных результатов нашла свое отражение в таких выводах и пропозициях:
- в авторской концепции взаимосвязи международного и внутреннего права и определении основных содержательных составляющих монистических и дуалистических теорий, а именно: иерархического приоритета одной из правовых систем над другой как концептуальной основы всех монистических теорий; определение самостоятельности и равноценности двух правовых систем и их взаимовлияния в процессе нормообразования как концептуальной основы дуалистических теорий;
- в обосновании наиболее эффективной модели действия международного права во внутреннем праве, которая связана с усвоением статутным законодательством и судами доктрины инкорпорации, основанной на принципах верховенства международного права в соотношении с внутренним правом;
- в авторской концепции основных подходов к анализу конституционных текстов, который должен соответствовать современной тенденции интернационализации конституционных законодательств в соответствии с конкретными принципами, воплощенными в конституционные нормы, именно: а) включения в конституционные нормы рецепционных положений, определяющих порядок взаимодействия национального и международного права; б) конституционного обеспечения общедемократических принципов разделения власти и верховенства закона; в) соответствующего уровня конституционного обеспечения международно-правовых стандартов прав человека;
- в определении основных механизмов трансформации международных соглашений в законодательство Иордании, а именно: промульгации, официального опубликования и издания внутреннего законодательного акта; в авторских пропозициях относительно усовершенствования статутного законодательства Иордании в аспекте более четкого урегулирования взаимоотношений между внутренним и внешним правом;
- в определении места обычного и договорного права как частей правовой системы Израиля, включая нормы международных соглашений, не ратифицированных Израилем; в обозначении роли израильских судов как основных органов применения права в правовом поле Израиля и преодоления юридических коллизий между нормами двух правовых систем;
- в пропозициях относительно возможности использования палестино-израильских и иордано-израильских соглашений 1990-х годов как основы механизма разрешения коллизионных проблем, связанных с несоответствием законодательства и практики Израиля на оккупированных территориях международному праву.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на совместном заседании отдела конституционного права и местного самоуправления и отдела международного права и сравнительного правоведения Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины; докладывались в выступлении на конференции «Духовно-моральні виміри українського суспільства: погляд ХХІ століття», которая проходила 17 апреля 2002 года в Национальной академии управления (материалы конференции и публиковались).
Публикации. Основные положения диссертации изложены автором в четырёх публикациях в соответствующих специализированных научных изданиях.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованных источников.
Общий объем диссертации 189 страниц, в том числе список использованных источников – 20 страниц (311 позиций).
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Обобщение доктринальных концепций международного права о взаимодействии международной и внутригосударственных правовых систем и последующий анализ законодательной и правоприменительной практики двух ближневосточных государств, отличающихся по государственно-политическим, религиозным, экономическим, социально-политическим характеристикам, позволило нам прийти к ряду важных выводов.
Проблема эффективности действия международного права во внутреннем праве государств, связана с восприятием конституциями и судами государств доктрины инкорпорации, которая исходит из принципа приоритета международного права над внутренним правом и признания международных обязательств государств частью их внутреннего правопорядка.
Доктрина инкорпорации включает следующие элементы:
1) общее урегулирование отношений между внутренним и международным правом посредством рецепционных норм, содержащихся в конституционных предписаниях и устанавливающих принцип верховенства международного права (обычного, договорного или норм соглашений, заключенных общностями) во внутренней правовой системе, что должно быть положено в основу механизма разрешения коллизионных проблем при применении международно-правовых норм во внутреннем правовом поле государств;
2) законодательное обеспечение международных договоров: норм прямого действия (например, право ЕС), самоисполнимых договоров и договоров, требующих внутреннего трансформирующего акта (закона, указа, постановления Кабинета Министров) и/или официального опубликования;
3) конкретизация и истолкование содержания международно-правовых норм во внутригосударственном правовом поле судами, которые устанавливают и разрешают факты коллизии инкорпорированных норм с иными нормами права страны. В случае неконституционности подписания исполнительной властью международного договора и возникновения коллизии международного и конституционного права вопрос о преобладании первого или второго решается Конституционными Судами (если они наделены соответствующей конституцией).
Общепринятая практика разрешения коллизий международного и статутного права отсутствует: в одних случаях суды допускают преобладание международного договора над нормами конституции, в других – признают приоритет конституционных норм, в третьих – конституционность договоров рассматривается Судами косвенно, через оспаривание имплементирующих их законов (в ряде случаев, вопрос решается в зависимости от ранга конфликтующих актов). Часто предпочтение отдается профилактике коллизий международного и статутного права, когда конституционность договоров, подлежащих ратификации, выявляется на стадии подготовки закона о ратификации.
Анализ законодательной и правоприменительной практики Иордании и Израиля позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие в конституционных предписаниях этих стран общих рецепционных норм, определяющих место общего и договорного международного права в их внутренних правопорядках, процесс имплементации национальным правом Иордании и Израиля международно-правовых обязательств все же имеет место как на правотворческой, так и на правоприменительной стадиях.
Этот процесс и его результаты в виде способов признания обязательности международно-правовых актов, методов информирования об их предписаниях и возможностей согласования с этими актами внутригосударственной правовой системы опосредованы рядом таких важнейших факторов: