Смекни!
smekni.com

по истории Ученика 7 класса «А» (стр. 2 из 2)

По исламу, Сатана (арабское – Шайтан, или Иблис) – самое знающее создание Аллаха, которое не подчинилось Аллаху и было низвергнуто с Небес. Иблис совращает людей с праведного пути. Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против него: «Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, проклятого».

Местом сбора мусульман для молитв и проповедей является мечеть. В конце VIII в. Складывается определенный тип мечетей. В них необходим набор обязательных элементов. Михраб – это ниша, направленная к Мекке, и соответственно – к Каабе. В михрабе хранятся Коран и другие святыни, к нему обращаются молящиеся. Рядом с михрабом находится минбар – кафедра руководящего молитвой имама (священнослужителя). Минареты – это высокие башни, с которых муэдзины выкрикивают призыв к намазу. Часто рядом с мечетью сооружаются водоёмы, т.к. вода необходима для ритуальных омоновений. Мечети обязательно существуют при медресе – высших и средних мусульманских учебных заведениях.

Мусульмане верят, что Аллах через посланников ниспослал людям Божественные книги в виде откровений, в которых разъяснены Его повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 Священные книги: Тора, ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь, ниспослан Исе (Иисусу), Коран, ниспослан Мухаммеду.

Коран считается прямым Божественным откровением, которое Аллах передавал Мухаммеду на протяжении 23 лет. Мусульмане верят в посланников Аллаха. Они были посланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25 посланников упомянуты в Коране.

Согласно исламу, среди всех пророков и посланников, которых было на Земле около 125 тысяч, «печатью пророков» является Мухаммед. Шестеро пророков – Мухаммед, Адам, Нух, Ибрагим, Мусса и Иса – провозгласили народу повеления Аллаха, новые законы, постановления и изменения в вере. Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммеда, особенно четыре праведных халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али, - правившие мусульманами после него в Арабском халифате.

Понятие «шариат» (с арабского – глубокое знание) включает в себя «мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь». Можно сказать, что шариат – это свод закрепленных Кораном и Сунной норм и принципов, которые регулируют жизнь мусульманина во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Шариат начал оформляться в VIII в. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, считающиеся обязательными для всех мусульман

Сначала все деяния мусульман разделялись на два вида - запретное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования шариата деяния были разделены на пять категорий: фарз – действия, выполнение которых считалось обязательным; суннат – выполнение желательно; мухоб – добровольные действия; маккрух – нежелательные действия; харом - строго запрещённые действия.

Шариат запрещает употребление определенных продуктов и напитков, игру на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных. Мусульманам разрешается жениться на иудейках и христианках, но мусульманкам не разрешается выходить замуж за неверных. Согласие молодых на вступление в брак не обязательно.

Во время церемонии бракосочетания должен быть составлен брачный договор. Он включает в себя махр - выкуп за невесту – и нередко становится основой материального благосостояния молодой семьи. По условиям брачного договора, жена берёт на себя обязанности ведения домашнего хозяйства, а муж должен обеспечивать семью материально. Шариат разрешает иметь несколько жён, но не более четырёх постоянных жён.

По нормам похоронной обрядности проводить захоронение следует сразу после смерти. В исламе не поощряется оплакивание умершего, особенно громкое. Традиционные мусульманские поминки проходят на третий, седьмой, сороковой день и через год после смерти.

Навруз (Новый год) мусульмане отмечают по солнечному календарю в день весеннего равноденствия. Нередко он совпадает с началом весеннего сева. Основным элементом обряда является совместная трапеза. Ритуальные похлебки готовят обычно из определенного набора продуктов, а их количество семь – является символичным.

Согласно шариату, основными мусульманскими праздниками являются: Курбан-байрам – великий праздник жертвопроиношения и Ураза-байрам – малый праздник разговения. Отмечаются также: Мавлюд (день рождения Мухаммеда), Мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и Пятница – день общественной молитвы. Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

Шариат запрещает есть свинину и пить алкогольные напитки. Свинья – это животное, которое не входит в традиционный состав стада кочевников, в том числе и арабов. Существует и представление о том, что домашние и дикие свиньи – нечистые животные.

Законы шариата затрагивают и элементы женской одежды. Принят особый тип костюмов, который должен покрывать голову, закрывать грудь, скрывать фигуру. Это требование разные народы выполняли по-разному.

Мусульманки Азербайджана носили чадру – длинную темную шаль, скрывающую фигуру, а мусульманки Узбекистана и Таджикистана – паранджу, т.е. халат накидку с ложными рукавами, поскольку их руки должны были находиться под одеждой. Паранджу обычно надевали с чачваном – сеткой, закрывающей лицо, которую плели из конского волоса.

После установления Советской власти мероприятия, направленные на снятие паранджи, получили название «худжум» (наступление). В конце 1920-х гг. в Узбекистане проходили массовые убийства женщин, снявших паранджу, т.к. это нарушало законы шариата.

Жилище мусульманина разделялось на мужскую и женскую половины. Женская половина была запретна для мужчин. Во время молитвы в мечети мужчины и женщины должны быть территориально разделены.

Исламские нормы регламентируют не только бытовые стороны жизни, но также и сферу творчества, например изобразительное искусство. Коран не запрещает изображать живые существа, но при этом их нельзя использовать в качестве объектов поклонения.

Шариат регламентирует и вопросы права. Шариатский суд рассматривает гражданские и уголовные дела. Мусульманские правоведы – факихи – имеют право выносить самостоятельные решения и трактовать мусульманские законы, основываясь на Коране и Сунне. Для вынесения юридических решений используются иджма (единодушное мнение факихов) и кияс (решение вопросов по аналогии).

Наказания шариатского суда имеют патриархальную основу. Например, за убийство полагается убийство, но суд может в качестве компенсации за любое преступление установить и уплату штрафа.

Важным понятием ислама является джихад (буквально – усердие, рвение) - борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они не были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием», бороться с неверными всегда и везде. Позже появились такие понятия как «джихад сердца», подразумевавший борьбу, прежде всего с собственными несовершенствами верующего; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступления перед верой; «джихад меча», под которым понималась вооруженная борьба с неверными, сулившая её участникам райское блаженство. Последний вид джихада называют так же «газават» (арабское поход, набег) или «фатх» (арабское – завоевание, победа). В такой войне запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно было дать Аман (пощаду) без каких-либо дальнейших обязательств. Пленные и движимая собственность могут быть получены победителем как ганима, или фай (добыча).

В Х-ХI вв. единая мусульманская община разделилась на два основных направления – суннизм (от Сунна) и шиизм (от шиа – группа, партия). Основное различие этих направлений – это вопрос о природе власти.

Сунниты считают, что посредничество между Аллахом и людьми было прервано смертью Мухаммеда. Сунниты признают праведными всех четырёх первых халифов, а шииты – только халифа Али. Шииты признают только Коран и считают шиитских имамов выразителями окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения.

Сторонники ваххабизма – ещё одного направления в исламе, возникшего в центральной Аравии в XVIII в., - выступали за возвращение к первоначальным основам ислама. Они считали, что мусульмане во многом отошли от поклонения только Аллаху и необходимо вести борьбу за чистоту ислама путём нравственного очищения и военных действий.

Ислам, являясь мировой религией, объединяет граждан разных государств, проживающих в разных частях света. При Организации Объединённых Наций с 1969 г. действует Организация «Исламская конференция» (ОИК). Её высшим органом является собрание глав государств и правительств. При ОИК действует Исламский банк развития.