Смекни!
smekni.com

Милиция как система органов исполнительной власти (стр. 1 из 6)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

§1. Правовое положение органов исполнительной власти

§2. Взаимоотношение с другими органами власти

§3. Виды органов исполнительной власти

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ.

§1. Криминальная милиция.

§2. Милиция общественной безопасности

ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[1].

Термин «милиция» (от латинского "militia" — войско) берет свое начало еще из древних времен. В России же он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает наших иностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это слово означает "народное ополчение, собираемое на время войны". Название — "полиция" – более характерно для зарубежных стран (от греческого "роliteia" — управление государством, администрация).

Более того, по мнению отдельных авторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенно иные ценности.

И действительно, проведенные за последние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, что российская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России не доверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросов более 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую. 30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересов вместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, что милиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60% потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, а источник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43% москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, в том числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милицией такой же страх, как перед преступниками.

В данной курсовой работе мы не ставим целью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояние взаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений, условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений о преступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а в какой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цель данного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организации функционирования органов милиции в рамках курса административная деятельность и раскрыть полномочия милиции как систему органов исполнительной власти в Российской Федерации – это и будет являться целью курсовой работы.

Милиция – особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.

Итак, у данной курсовой работы следующие задачи:

- рассмотреть комплекс законодательства о милиции и понятие органов исполнительной власти в Российской Федерации;

- исследовать понятие милиции, как систему органов исполнительной власти;

- проанализировать структуру МВД России;

- раскрыть содержание полномочий милицейских органов.


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной орга­низации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, администра­тивно-политической сферах жизни общества в соответствии с ус­тановленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп­ленную правовыми актами, не производную от компетенции како­го-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от прин­ципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью на­столько, что часто такие органы сами по себе не без оснований при­знаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — "система органов государственного управ­ления (правительство, министерства и т. д.)"[2].

Органы исполнительной власти своей государственной приро­дой отличаются от органов исполнительной власти местного само­управления, а по функциональному назначению — от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, кото­рые как таковые не являются субъектами управления (государ­ственных предприятий, учреждений).

§1. Правовое положение органов исполнительной власти

Правовое положение органов исполнительной власти во мно­гом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно феде­ральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государствен­ного управления в принципе отделены от функций непосредствен­ного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Основы современного правового статуса органов исполнитель­ной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представ­ляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они поль­зуются относительной юридической самостоятельностью в осуществ­лении исполнительной власти и в отношениях с субъектами пред­ставительной и судебной властей.

В период, предшествовавший введению института Президент­ства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органы го­сударственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие зве­нья этих органов (Советы Министров, министерства, государствен­ные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и уп­разднялись представительными органами, были подотчетным и под­контрольным им исполнительным аппаратом.

Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбит­ражей на состояние законности в сфере государственного управле­ния было незначительным, ограниченным узкой сферой подведом­ственных им дел и форм реагирования на ее нарушения.[3]

Затем шли расширение полномочий Президента РФ в облас­ти организации и направления деятельности органов исполнитель­ной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной влас­ти на законность в деятельности органов государственного управ­ления и их должностных лиц.[4]

§2. Взаимоотношение с другими органами власти

Органы исполнительной власти получили значительные воз­можности влиять на правотворческую деятельность представитель­ных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение пра­вовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла­стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов испол­нительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представи­тельными (законодательными) и судебными органами является не­обходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (со­гласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представитель­ных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Консти­туционном Суде РФ имеются полномочные представители Прези­дента РФ, а в указанных палатах — также представители Пра­вительства.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол­нительной власти с представительными (законодательными) и су­дебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими кон­ституционных функций, например, по вопросам материально-тех­нического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуще­ствляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законода­тельством эти органы обладают государственно-властными полно­мочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самосто­ятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не приме­няется принцип "разрешено все, что не запрещено".