- учета текущих и перспективных потребностей Южного федерального округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
- опоры на внутренние ресурсы – стратегия использования эндогенного потенциала, ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обуславливающих интенсификацию межрегионального и международного (двух- и многостороннего) сотрудничества с их участием;
- повышения эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;
- учета пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;
- форсайт-прогнозирования, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа; формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики; выработку стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях, стратегических целеустановках; причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития Южного федерального округа; широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
- эффективной пропаганды целей социальной политики и популяризации общественно-значимых социальных проектов.
Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе и входящих в него субъектах Российской Федерации, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.
Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики, округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределения населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, в первую очередь, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы, износу основных фондов социальной инфраструктуры.
В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается высокопривлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. В то же время, современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из зарубежья малоквалифицированной рабочей силы меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, размывает соцокультурную идентичность населения.
При сохранении современных тенденций миграции населения будет происходить замещение уезжающих из Южного федерального округа постоянных жителей мигрантами, что препятствует обеспечению национальной безопасности и комплексному социально-экономическому развитию. К тому же, значительная межрегиональная скорость движения населения снижает устойчивость поселенческого ядра, препятствует развитию социокультурной идентичности, местного самосознания и патриотизма (проявляется «синдром временщиков»). Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока квалифицированных кадров, а также кадров рабочих и инженерных профессий в региональные экономики. Усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов.
Среди внутренней миграции преобладает трудовая, обусловленная временной или сезонной занятостью, поиском возможностей профессиональной самореализации, а также лучших условий и качества жизни. В этом процессе в качестве донора в первую очередь выступает Республика Калмыкия, а в качестве акцепторов – Краснодарский край и промышленно развитые Волгоградская и Ростовская области. Преимущественно по этим же причинам усиливаются миграционные потоки из села в город, что особенно актуально для округа, поскольку он заметно превышает среднероссийские показатели по доле сельского населения в общей численности (37,9 процента – по Южному федеральному округу при 26,9 процента – по России). В условиях открывающихся перспектив развития макрорегиона многочисленное сельское население может частично обеспечить его трудовыми ресурсами, что, однако, в свою очередь, потребует создания адекватной системы их переквалификации, а также разработки соответствующих мер миграционной политики.
Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Его следствиями становятся усугубление имущественного расслоения общества, дифференциации доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежья, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе – этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в республиках Калмыкия и Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).
Состояние здоровья населения Южного федерального округа в целом лучше, чем у среднестатистического жителя России – по показателю уровня заболеваемости округ сохраняет значительный разрыв с общероссийскими значениями. В 2009 году наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тысяч населения отмечаются в Ростовской области (164786,7), в Астраханской области (144013,8). Заболеваемость населения округа социально-значимыми болезнями также в целом ниже общестрановой, однако, по некоторым из них зарегистрированы значения, превышающие среднероссийские (в том числе, активный туберкулез - в Республике Калмыкия (110,9 на 100 тысяч населения), Волгоградской области (103,8), злокачественные новообразования - в Волгоградской области (418,8), Краснодарском крае (414,9) и болезни, передающиеся половым путем). В 2009 году высокая заболеваемость в Южном федеральном округе хроническим алкоголизмом отмечалась в Астраханской области (134,6 на 100 тысяч населения), в Республике Адыгея (132,8); наркоманией – в Волгоградской области (19,8) и в Республике Адыгея (16,9).
Округ отличается значительными межрегиональными диспропорциями по качеству оказываемых медицинских услуг, доступности высококвалифицированной помощи и эффективности системы здравоохранения в целом. Специализированные современные клиники сконцентрированы преимущественно в нескольких крупнейших городах округа (Краснодаре, Ростове, Астрахани и Волгограде), а объем оказываемых услуг также имеет неоднородную структуру по субъектам Южного федерального округа. В целом округ отстает от среднероссийских показателей обеспеченности населения врачами (в 2009 году этот показатель составил 40,0 на 10 тысяч населения, а в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличился с 42,2 до 44,1), средним медицинским персоналом (за последние 10 лет в Южном федеральном округе он уменьшился с 88,6 до 86,8 на 10 тысяч населения, в то время как в Российской Федерации он снизился с 96,9 до 94,3 на 10 тысяч населения), мощностями врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). По нехватке врачей заметно выделяются Республика Адыгея, Ростовская область и Краснодарский край, недостаточно обеспечены средним медицинским персоналом Ростовская область и Краснодарский край, а недостаточность мощностей АПУ испытывают все регионы округа за исключением Астраханской и Волгоградской областей.
Наблюдается также резкая и не уменьшающаяся поляризация урбанизированных и сельских районов по уровню развития культуры. Социальная, и территориальная доступность в социокультурной сфере снизилась, что в первую очередь обусловлено изменением структуры расселения, сокращением числа малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к существенному несоответствию сетей социального обслуживания и системы расселения.