Смекни!
smekni.com

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, п (стр. 24 из 28)

В ходе театрализованных игр совершенствуется звуковая культура речи, развиваются внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске.
Для реализации программы разработан целый ряд упражнений на развитие актерских способностей ребенка, раскрытие творческой индивидуальности каждого, раскрепощенность личности.

ПРОГРАММА

Театрализованные игры и упражнения. Приобретение навыков импровизации.
Ассоциативные упражнения: умение рассматривать любое явление с разных точек зрения, ведь каждая задача имеет множество решений и каждое решение верно (представить кошку - какая она, ее голос, походка, характер; изобразить и т. д.).

Упражнения на сценическое внимание: воспринимать, запоминать и воссоздавать объект; малые и большие круги внимания, слуховое, зрительное внимание; понятие времени и ритма.

Упражнение «Желание- задача-действие»: разыграть этюд (варенье закрыто в шкафу, хочу попробовать; играя с собакой, затоптал цветы на клумбе, хочу исправить и т. д.).

Упражнение «Если бы»: предлагаемое обстоятельство (что вы делали, когда гуляли в лесу).

Упражнения на стремление создать линию действия (только что шили, куда-то воткнули иглу, очень нужно найти и т. п.): изменение предлагаемых обстоятельств имеет отношение к предмету действия с этим предметом.
Упражнения «Кинолента видений»: видеть внутренним взором зрительные образы (ты - цветок, ты - зайчик и т. д.).

Упражнения на осязательное внимание: ощупать пальцами с закрытыми глазами предмет и рассказать о его форме, строении; нащупать под бумагой иголку, мелкий предмет и т. д.

Упражнения на веру и сценическую наивность: вы в замке синьора Помидора (каждый изображает какой-нибудь овощ), вы изображаете двух собачек: бездомную и домашнюю.

Упражнения на словесное общение: доктор приходит к больному; разговор мальчика и девочки на любые темы.

Упражнения на разборчивое произношение: интонационная окраска речи, артикуляционная гимнастика (для губ, языка), дыхательные упражнения (носовое, диафрагматическое дыхание), развитие силы голоса, мелодика и интонация, логическое ударение, вибрационный массаж со звуком.
Театрализованные представления могут быть связаны с древнейшими праздниками (Рождество, Масленица и т. д.), маскарадами, карнавалами. Театрализованные представления могут быть разной тематики: «Путешествие в страну сказок», «Новый год», «8 Марта» и др.

Пластика и пантомима:

- ассоциативные упражнения;

- музыкально-ассоциативные упражнения;

- обучение импровизации;

- развитие грации (умение владеть своим телом);

- работа над мимикой и жестами;

- знакомство с элементами сценического движения;

- пантомима (упражнения на ощущение мышц, на подчинение мышц своему намерению);

- этюды на беспредметное действие (действие с воображаемым предметом);

- упражнения на темпоритм, на простое физическое действие в разном ритме;

- скульптура (массовый этюд);

- этюды на внутренний монолог;

- наблюдение за животными (этюды);

- упражнения на выработку коллективности, взаимосвязи (передача воображаемой тяжести и т. д.).

Планируемые результаты:

- передавать с помощью интонации характер персонажа произведения;

- четко произносить предлагаемый для роли текст;

- передавать с помощью мимики и жестов возраст изображаемого героя;

- участвовать в коллективных показах небольших театральных постановок.

МУЗЫКА

Л. Н. Урванцова

Пояснительная записка

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.

В. А. Сухомлинский

В основе формирования целостной личности и индивидуальности лежит гармоничное сочетание умственного и физического развития ребенка, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству. Именно в дошкольном возрасте формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. В процессе музыкальной деятельности создаются условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.

Дошкольный возраст - прекрасная возможность для приобщения ребенка к музыке, наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Важно дать детям яркие впечатления, пробудить чувство сопереживания музыке. Если ребенка научить восхищаться красотой, проникновенностью музыкальных произведений, увлечь эмоциональностью, зажигательностью танцев, то можно решить одну из основных задач нравственно-эстетического развития - чувствовать и понимать прекрасное.
Способность чувствовать характер музыкальных произведений, проявлять свое эмоциональное отношение к услышанному и увиденному, понимать музыкальный образ - это задатки музыкальности, что является фундаментом общей духовной культуры. Чем активнее и ярче общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.

Музыка влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям откликнуться на добрые чувства, выразить эмоциональное отношение к прекрасному в природе, к искусству. При обладании тонкой слуховой чувствительностью переживания окрашиваются в яркие и глубокие тона.

Эстетическое отношение к музыке - это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями музыкального искусства и с различными видами музыкальной деятельности.
Развитие эстетического отношения к музыке проходит определенные этапы. В процессе восприятия музыки - ведущего вида деятельности - у ребенка формируется способность эмоционального сопереживания. Ребенок начинает понимать образ музыкального произведения, чувствует и действует в воображаемых обстоятельствах. Далее ребенок активно начинает осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно действовать в творческом поиске. На следующем этапе следует планировать систематическое развитие специальных способностей. На этом же этапе можно проследить первые попытки проявления художественного вкуса.

Комплексный подход к воспитанию эстетического отношения к музыке предполагает развитие специальных музыкальных способностей, к числу которых можно отнести:

- мелодический, ритмический слух, чувство лада;

- выразительные интонации в пении, мимику;

- музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения;

- элементы творчества в исполнительской деятельности.
Эстетическое отношение связано с уровнем развития способностей к самообучению. Показатель развития - применение усвоенных способов в новых условиях, в других видах художественной деятельности.
Знакомство с музыкальным искусством происходит в различных видах деятельности: слушании, пении, музыкально-ритмических движениях. Эстетическое воздействие на детей музыкой зависит от выбора репертуара и от нацеленности этих занятий на развитие творчества ребенка. По словам П. П. Блонского, эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества. Развивающим механизмом творческой личности является познавательная потребность ребенка, что создает основу для формирования опыта ребенка, так как творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Таким образом, надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим видеть творческую личность.

Важнейшим условием развития творческого мышления является свобода и активность ребенка, самовыражение и самоутверждение, проявление впечатлений.
Задача взрослых - создать благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка.

Программа направлена на развитие творческих способностей ребенка через музыку, через выражение собственных эмоциональных состояний и чувств и построена с учетом возрастных возможностей детей.

Цель: развитие творческой индивидуальности ребенка.

Основные задачи:

- воспитание интереса к музыке;

- формирование музыкального вкуса;

- привитие навыков культуры слушания;

- создание стабильного эмоционально-положительного фона;

- расширение музыкальных впечатлений детей через знакомство их с разнообразными музыкальными произведениями;

- воспитание отзывчивости на музыку различного характера;

- развитие певческих навыков, музыкально-ритмических движений, основ игры на детских музыкальных инструментах;

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей;

- формирование самостоятельности в использовании вокальной, хореографической импровизации;

- обучение приемам аутотренинга, снятие психомышечного напряжения;

- развитие мелкой моторики руки;

- развитие умения работать в коллективе.

Программа состоит из нескольких этапов.

1-й этап

Пение:

- учить детей искреннему, выразительному исполнению несложных песен (песенный диапазон ре - си первой октавы);

- подводить к правильному пониманию содержания песни, к чувственному исполнению;

- пропевать свое имя в различных вариантах;