Эффективность сложившейся сегодня информационной и технической инфраструктур ИТКС, является недостаточной для обеспечения всех видов деятельности СП РФ. Среди основных недостатков ИТКС, присущих автоматизированным системам других КСО, можно выделить:
1. Недостаточную автоматизацию (недостаточная функциональность систем) обеспечения основной деятельности Счетной палаты (в рамках контрольно-ревизионной деятельности охвачено автоматизацией 50% задач, а в рамках экспертно-аналитической деятельности - 15% задач). В частности не реализованы функции оперативного обнаружения финансовых нарушений, поддержки расследований финансовых нарушений, поддержки деятельности, направленной на предупреждение финансовых нарушений, информационной поддержки экспертизы проектов бюджетов различных уровней.
2. Недостаточную функциональность средств автоматизированного обмена данными ИТКС с внешними системами, медленно решаются вопросы стандартизации информационного взаимодействия государственных органов в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия".
3. Отсутствие единой логической структуры баз данных ИТКС (имеет место дублирование информации в базах данных, отсутствует общая база данных первичных платежных документов, отчетов и агрегированных данных за прошедшие годы).
4. Отсутствие развитых средств поиска и обработки неформализованной информации, в том числе возможностей «гибкого поиска».
5. Не все подразделения Счетной палаты охвачены средствами передачи и доставки электронных документов, отсутствует единая для всей СП РФ система электронного документооборота. Не поддерживаются средства ЭЦП.
6. Количество рабочих мест и пропускная способность системы доступа в Интернет не обеспечивают потребности подразделений Счетной палаты.
7. Не определен комплекс мероприятий и технических решений по эффективной защите Интранет (внутреннего) и Интернет (внешнего) сегментов сети ИТКС, не разработана единая политика и целостная система обеспечения информационной безопасности.
Наличие такого рода недостатков связано тем, что ИТКС не является к настоящему времени целостной системой с четко обозначенной архитектурой и полнофункциональным управлением ресурсами. Это объясняется следующими причинами:
1. Разработка и реализация программных комплексов велась вне рамок общей архитектуры ИТКС. Отсутствует Головной разработчик ИТКС, не разработан системный проект, где должны быть определены архитектура и унифицированные технические решения ИТКС.
2. Отсутствуют исчерпывающие проработки в области формализации описания основной деятельности Счетной палаты, имеющиеся описания носят формальный характер, в том числе регламенты электронного взаимодействия.
3. Техническое оборудование ИТКС не отвечает требованиям общесистемного и прикладного программного обеспечения (серверное оборудование выработало свой ресурс, низкая надежность сети из-за отсутствия резерва активного и коммуникационного оборудования, значительное число ПЭВМ технически и морально устарели).
4. Не используются современные технологии интеграции и соответствующие программные средства, необходимые для обеспечения эффективной работы с разнородными внешними источниками и приложениями, используемыми в СП РФ. Практически отсутствует электронное информационное взаимодействие с основными внешними источниками информации для Счетной палаты (Минфином России, Банком России, Государственным Комитетом статистики, Государственным внебюджетным фондом Российской Федерации).
5. Недостаточное количество обслуживающего персонала и сертифицированных специалистов, процесс эксплуатации аппаратных средств ИТКС разделен между различными организациями. Организационное обеспечение не в полной мере отвечает требованиям эффективной эксплуатации и сопровождения ИТКС.
6. Отсутствуют средства автоматизированной инвентаризации программно-технических средств, составления и ведения реестров пользователей и ресурсов ИТКС и удаленной инсталляции программ.
7. Отсутствует необходимое финансирование развития и обеспечения эксплуатации ИТКС, отвечающее современным потребностям.
Приведенные выше недостатки присущи информационной системе, в которую вложено средств гораздо больше, чем в какую либо другую информационную систему КСО. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что подобными недостатками обладают и другие системы автоматизации деятельности КСО.
Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие автоматизированных информационных систем КСО являются, прежде всего, следующие:
1. Отсутствие единой политики информатизации государственных органов в условиях системной зависимости КСО от данных, источником которых являются разные государственные учреждения, в первую очередь, такие как Банк России, Минфин России, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, Государственный комитет по статистике Российской Федерации.
2. Для КСО по-прежнему недоступна информация с требуемым уровнем детализации. Основной проблемой является недостаточность законодательной базы, регламентирующей информационное обеспечение деятельности КСО – не обеспечивается необходимая полнота информации для работы КСО, так как не установлены правила обмена информацией на регулярной основе. Решить эти проблемы лишь на основе соглашений о взаимодействии в области информации и информационных технологий между КСО и федеральными, региональными министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями без развития законодательства практически невозможно.
3. Несовершенство единого методического обеспечения основной деятельности КСО. В частности, к проблемам методического обеспечения относится отсутствие формализованного описания следующих объектов – бюджетного процесса, объектов контроля, видов и методов осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, информационных потоков, отражающих бюджетный процесс и процесс управления федерального имуществом на всех стадиях, критерии и показатели использования государственных средств, критерии и методы оценки эффективности деятельности СП РФ. Проблемы методического обеспечения не позволяют автоматизировать ряд важнейших функций основной деятельности, прежде всего, экспертно-аналитической деятельности СП РФ и КСО РФ в целом.
Перечисленные выше характеристики проблемной ситуации могут быть устранены, а сама ситуация разрешена путем создания единого информационного пространства КСО на базе Государственной информационно автоматизированной системы КСО (ГИАС КСО), учитывающей специфику, структуру и территориальное распределение КСО и реализующей единые методологические и технологические основы деятельности, выполнения контрольных и экспертно-аналитических функций.
Создание единого информационного пространства КСО Российской Федерации, как условие повышения эффективности их деятельности, одобрено IV Конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, состоявшейся в декабре 2002 года [37, 38] и Международной научно-практической конференцией «Финансовый контроль и новые информационные технологии», состоявшейся в г. Москве и г. Суздале 12-16 февраля 2002 года [39].
Одним из важных компонентов ГИАС КСО является система административных электронных регламентов (АЭР).
Под административными регламентами может пониматься описание реализации процедур внутриведомственного, межведомственного взаимодействия и взаимодействия типа «ведомство – гражданин», «ведомство – бизнес». Часто в современной трактовке под административным регламентом понимают упорядочение административных полномочий и административных свобод и создание абсолютной прозрачности для каждого гражданина – кто конкретно должен рассматривать его обращение, к кому он должен оперировать, если не решается вопрос [41].
Система административных регламентов должна дать возможность КСО осуществлять контроль за процедурами рассмотрения их документов и обращений, тем самым, закладывая реальную основу для прозрачности ведомств.
В настоящее же время отношения между органами исполнительной власти, а также этих органов с гражданами и организациями негосударственного сектора четко не определены и не прозрачны. Схемы принятия решений в государственном управлении расплывчаты, что создает основу для неэффективности и коррупции. Все это, в конечном счете, не только подрывает доверие общества к государственным институтам, но и ведет к огромным финансовым потерям [41].
Для радикального изменения ситуации в рамках административной реформы и реформы государственной службы была сформулирована необходимость разработать и внедрить административные (для органов государственной власти) и должностные (для государственных служащих) регламенты. Административные регламенты призваны формализовать исключительные прерогативы органа власти, его юрисдикцию, а также описать организационные формы взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений. Должностные регламенты дополнительно должны отразить порядок и допустимые варианты действий государственных служащих, ограничивая диапазон произвольных решений и создавая основу для реального контроля исполнительной власти.
Положения об органах власти и должностные инструкции можно до некоторой степени считать административными и служебными регламентами. Однако, общеизвестно, что действующие положения и инструкции не решают ни одной из вышеперечисленных задач. Они не только не создают основы для открытости и оценки результатов исполнения функций, но и малоэффективны в текущей деятельности.
По существу речь должна идти о необходимости детализации функций государственных органов до уровня обеспечивающих их деловых процессов и установлении стандартов их исполнения, а также четкого описания схемы взаимодействия участников этих процессов.