Общие объемы финансирования по Президентской Федеральной программе на 2003-2005 гг. составили около 540 млн. руб., причем часть средств не была израсходована. Пролонгированная на 2006-2007 гг. программа[14] получила финансирование около 94 млн. руб.
По итогам открытых конкурсных процедур, на «третьем уровне» механизма реализации Федеральной Президентской программы возникают непосредственные исполнители - образовательные, научные и иные экспертные организации, имеющие опыт работ в области государственной службы, например, такие как Российская академия государственной службы при Администрации Президента России, Московский государственный университет, Государственный университет Высшая школа экономики и другие.
Этот механизм продолжает действовать несмотря на окончание программы, поскольку, во-первых, «эстафету программы» приняли субъекты Российской Федерации, а во-вторых разработан и возможно начнет реализовываться проект новой Президентской федеральной программы. В то же время, данному организационному механизму свойственен ряд недостатков. Контроль качества исполнения мероприятий затруднен в силу ограниченности экспертного сообщества и того, что, как правило, основные эксперты, которые могут осуществлять такой контроль, сами задействованы в исполнении мероприятий. Отношения координатора (Администрации Президента РФ) и государственных заказчиков не урегулированы, государственные заказчики имеют возможность проводить собственную политику, невзирая на пожелания координатора. Наконец, разработанные предложения часто «ложатся на полку», поскольку механизмы их внедрения не разработаны, ответственность за доработку и внедрение подготовленных предложений на государственных заказчиков не возложена.
В настоящее время началась реализация второй федеральной программы развития и реформирования государственной службы[15], в которой во многом учтены результаты предшествующей программы: усилена функция контроля координатора программы (в частности, посредством более централизованного механизма разработки и принятия плана мероприятий программы), расширен и видоизменен перечень государственных заказчиков, смещены акценты на мероприятия внедренческого характера, получили приоритет мероприятия антикоррупционной и организационно-методической направленности. Ближайшие результаты реализации данной программы и оценка их эффективности будут получены в начале 2010 года.
Второй организационный механизм реформирования государственной службы ведет свое происхождение от Совета по кадровой политике при Президенте России, во всяком случае, он построен по тем же принципам консенсусно-представительного участия и ответственности за принятие политических решений по реформированию государственной службы. Распоряжением Президента России № 436-рп от 15 августа 2001 г. в целях реализации положений, содержащихся в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, была организована Комиссия по вопросам реформирования государственной службы[16] под руководством премьер-министра, сформирована межведомственная рабочая группа (МРГ) по подготовке программы реформирования государственной службы по всем трем ее видам: гражданской, военной, правоохранительной. Эту рабочую группу возглавлял Д. Медведев, в те годы - первый заместитель руководителя Администрации Президента.
Вслед за этим, Распоряжением Руководителя Администрации Президента России А. Волошина, № 1331 от 5 октября 2001 г., при МРГ была образована постоянно действующая экспертная группа по разработке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе. Руководство деятельностью экспертной группы возложено на начальника Управления кадров Президента России Осипова В.Б. В первоначальном составе экспертной группы было 54 специалиста, представляющих федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, ведущие университеты России. В свою очередь, в экспертной группе было сформировано две подгруппы, по разработке федеральной программы. и по разработке законодательства о государственной службе. Тем самым, были введены элементы специализации экспертов в составе экспертной группы. Позднее была также образована и контрольная группа.
Указом Президента России № 910 от 16 июля 2004 г. была образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления. Прежняя Комиссия вошла в ее состав. При новой Комиссии были организованы 3 МРГ, включая МРГ по вопросам государственной службы. Состав экспертной группы был значительно изменен (введено 28 новых экспертов, общее количество экспертов изменилось с 54 до 51 человека). Таким образом, формально, через изменение Комиссии, координация реформ была соблюдена[17]. Однако, в действительности экспертные группы разных МРГ начали работать в автономном режиме, а Комиссия не могла компенсировать тенденций автономизации реформ в силу спорадичности своих заседаний. Более того, описанный выше организационный механизм административной реформы достаточно автономен от организационного механизма реформирования государственной службы с использованием МРГ.
Третий организационный механизм реформирования государственной службы только начал складываться, он соединяет «напрямую» федеральные органы исполнительной власти и экспертов. Первым здесь стало Минздравсоцразвития России, создавшее в 2008 году при Департаменте государственной службы (профильном по направлениям реформы государственной службы, дополнительного профессионального образования государственных служащих) отдельную группу экспертов.
Следует отметить, что экспертная база реформы государственной службы крайне узка. Одни и те же эксперты зачастую участвуют и в исполнении мероприятий Федеральной Президентской программы, и в экспертной группе при МРГ, и в экспертной группе Минздравсоцразвития России. До сих пор российское экспертное сообщество по этому направлению, равно как и по направлению административной реформы, невелико, поскольку устойчивый спрос на их услуги со стороны государства еще не сложился.
На уровне субъектов Российской Федерации реализуются свои схемы организации реформы государственной службы субъектов Российской Федерации, с вариациями, повторяющими федеральную схему. Чаще всего при Правительствах (Администрациях) субъектов создаются Комиссии, межведомственные группы, формируются программы реформирования, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации. Иногда значительную роль в этом процессе играют созданные в субъектах органы по управлению государственной гражданской службой субъектов, либо Советы по управлению государственной службой, иногда – Министерства (Департаменты) образования, иногда – кадровые или иные подразделения Администраций.
Заключая рассмотрение организационных механизмов административной реформы и реформы государственной службы, необходимо оценить уровень взаимодействия этих механизмов. Данная оценка фиксирует имеющиеся различия организационных механизмов и недостатки их взаимодействия, но не претендует на предоставление рекомендаций, как эти недостатки устранить. Выработка таких рекомендаций выходит за пределы настоящей статьи и требует дополнительных обсуждений с участием экспертов и представителей самих заинтересованных государственных органов.
Во-первых, организация административной реформы отличается от организации реформирования государственной службы по разнообразию, степени формализации и широте охвата. Механизмы проведения административной реформы разнообразнее, но они менее формализованы. Круг государственных органов, участвующих в организации административной реформы, широкий и напрямую включает в себя государственные органы субъектов Российской Федерации. С другой стороны, система организации исполнения программы реформирования государственной службы была сконструирована по традиционной схеме, не предполагавшей четкого определения ответственности Администрации Президента России (координатора) и ведомств-исполнителей. Ведомства-исполнители конкурировали между собой за бюджетные средства, пытаясь реализовать собственные, не совпадающие друг с другом интересы и взгляды на цели реформирования. Широта охвата у реформы государственной службы меньше: круг федеральных государственных органов, участвовавших в Федеральной Президентской программе реформирования государственной службы и заинтересованных в ее успехе, был крайне узок. Администрации субъектов РФ были формально из нее вообще исключены на том формальном основании, что данная программа финансируется из федерального бюджета.. У этой программы не нашлось сильных сторонников в аппарате правительства. Все это привело к сужению политической и административной поддержки реформы государственной службы, стало одной из причин низкой результативности Федеральной программы реформирования государственной службы, проявившейся хотя бы в том, что в конце 2008 года, через год после ее полного завершения, Президенту России пришлось в срочном порядке принимать отдельные меры по организационному обеспечению формирования резерва государственных служащих[18].