- вид-род, род-вид;
- предмет-процесс, процесс-предмет;
- целое-часть, часть-целое;
- причина-следствие, следствие-причина и т.д.
Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связей, а по видовому – специфическую информацию без повторения общих сведений из родовых тем. Тем самым глубина индексирования текста зависит от родовых отношений. Список заголовков родственных тезаурусных статей представляет собой локальный справочный аппарат, в котором указываются ссылки только на ближайших родственников. Тезаурус гипертекста можно представить в виде сети: в узлах находятся текстовые описания объекта (информационные статьи), ребра сети указывают на существование связи между объектами и на тип родства. В гипертексте поисковый аппарат не делится на тезаурус и массив поисковых образов – документов, как в обычных информационно-поисковых системах. В гипертексте весь поисковый аппарат реализуется как тезаурус гипертекста.
Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок типа род-вид, часть-целое. Желательно, чтобы список занимал не более одной панели экрана.
Алфавитный словарь включает в себя перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.
Гипертексты, составленные вручную, используются давно, это справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипертекстовых технологий очень широка – это издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний и т.д. Наиболее распространенными системами являются Hypercaddrd, Hyperstudio, SuperCard, Quick Time фирмы Apple для персональных компьютеров «Макинтош», Linkway – для IBM. Из отеественных разработок наиболее известны FLEXIS II 2.05, автоматизированная система формирования и обработки гипертекста АСФОГ и др. В большинстве современных программных продуктов вся помощь основана на использовании гипертекстовой технологии на базе меню.
Фирма Microsoft выпустила утилиту Microsoft Assistant for Word для создания и редактирования гипертекстовых документов на языке Hiper Text Markup Language (HTML) и конвертирования файлов Win Word в формате HTML.
Hypercard первый придуманный и удобный авторский инструмент для работы с Multimedia, поскольку имеет аппарат ссылок на видео- и аудиоматериалы, цветную графику, текст с его озвучиванием.
Технология мультимедиа
Мультимедиа – интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Одним из первых инструментальных средств создания технологии мультимедиа явилась гипертекстовая технология, которая обеспечивает работу с текстовой информацией, изображением, звуком, речью. В данном случае гипертекстовая технология выступала в качестве авторского программного инструмента.
Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя память компьютеров, появились широкие графические возможности, повысилось качество видеотехники, возникли лазерные компакт-диски и др.
В отличие от компьютеров теле- ,видео- и аудиоаппаратура имеет дело с аналоговым сигналом. Поэтому встала проблема стыковки разнородной аппаратуры с компьютером. Изображение неподвижной картинки на экране с разрешением 512 х 482 пикселей (точек) потребует для ее хранения 250 Кбайт. При этом качество изображения низкое.
Потребовалась разработка программных и аппаратных методов сжатия и развертки данных. Такие устройства и методы были разработаны с коэффициентом сжатия 100:1 и 160:1, что позволило на одном компакт-диске разместить около часа полноценно озвученного видео. Наиболее прогрессивными методами сжатия и развертки считаются JPEG и MPEG. Были разработаны звуковые платы (Sound Bluster), платы мультимедиа, которые аппаратно реализуют алгоритмы перевода аналогового сигнала в дискретный сигнал. К компакт-дискам было подсоединено постоянное запоминающее устройство.
В 1988 г. С.Джобс создал принципиально новый тип персонального компьютера – NeXT, у которого базовые средства систем мультимедиа заложены в архитектуру, аппаратные и программные средства. Были применены новые мощные центральные процессоры 68030 и 68040, процессор обработки сигналов DSP, который обеспечивал обработку звуков, изображений, синтез и распознавание речи, сжатие изображения, работу с цветом. Объем оперативной памяти составлял 32 Мбайта, использовались стираемые оптические диски, стандартно встроенные сетевые контроллеры, которые позволяют подключаться в сеть, обеспечены методы сжатия, развертки и т.д.
Технология работы с NeXT является новым шагом в общении человека с машиной. До сих пор пользователи работали с интерфейсом WIMP (окно, образ, меню, указатель). NeXT дает возможность работать с интерфейсом SILK (речь, образ, язык, знания). В состав NeXT входит система электронной мультимедиапочты, позволяющая обмениваться сообщениями типа речь, текст, графическая информация и т.д.
Многие операционные системы поддерживают технологию мультимедиа: Windows 3.1, DOS 7.0, OS/2. Операционная система Windows-95 включила аппаратные средства поддержки мультимедиа, что позволяет воспроизводить оцифрованное видео, аудио, анимационную графику, подключать различные музыкальные синтезаторы и инструменты. В Windows-95 разработана специальная версия файловой системы для поддержки высококачественного воспроизведения звука, видео и анимации. Файлы с мультимедийной информацией хранятся на CD-ROM, жестком диске или на сетевом сервере. Оцифрованное видео обычно хранится в файлах с расширением .AVI, аудиоинформация – в файлах с расширением .WAV, аудио в форме интерфейса MIDI – в файлах с расширением .MID. Для их поддержки разработана файловая подсистема, обеспечивающая передачу информации с CD-ROM с оптимальной скоростью, что существенно при воспроизведении аудио- и видеоинформации.
Исходя из возможностей технологии мультимедиа, идет сближение рынка компьютеров, программного обеспечения, потребительских товаров и средств производства того и другого. В настоящее время наблюдается тенденция развития мультимедиа-акселераторов – программно-аппаратных средств, которые объединяют базовые возможности графических акселераторов с одной или несколькими мультимедийными функциями, требующими обычно установки в компьютер дополнительных устройств. К мультимедийным функциям относятся:
- цифровая фильтрация;
- масштабирование видео;
- аппаратная цифровая сжатие-развертка видео;
- ускорение графических операций, связанных с трехмерной графикой;
- поддержка «живого» видео;
- наличие композитного видеовыхода;
- вывод телевизионного сигнала на монитор.
Графический акселератор также представляет собой программно-аппаратные средства ускорения графических операций:
- перенос блока данных;
- закраска объекта;
- поддержка аппаратного курсора.
Происходит развитие микросхемотехники в целях увеличения производительности электронных устройств и минимизации их геометрических размеров. Микросхемы, выполняющие функции компонентов звуковой платы, объединяются на микросхеме размером со спичечный коробок.
Уже к 1991 г. было разработано более 60 пакетов программ с технологией мультимедиа. При этом стандарта не существовало, и в этом же году фирмы Microsoft и IBM одновременно предложили два стандарта. IBM предложила стандарт Multimedia, а Microsoft – МРС. Остальные фирмы-производители стали разрабатывать пакеты программ на основе этих стандартов. В настоящее время разработаны следующие стандарты:
- на приводы CD-ROM;
- на Sound Bluster – звуковые карты;
- MIDI – интерфейс – стандарт для подключения различных музыкальных синтезаторов;
- DCI-интерфейс – интерфейс с дисплейными драйверами, позволяющими воспроизводить полноэкранную видеоинформацию;
- MCI-интерфейс – интерфейс для управления различными мультимедийными устройствами;
- стандарты на графические адаптеры.
Фирма Apple совместно с FujiFilm разработала первый промышленный стандарт IEEEP1394 для разработки набора микросхем FIRE Wire, позволяющий оснастить цифровым интерфейсом многие потребительские товары, например видеокамеры, для использования их в технологии мультимедиа.
Появление систем мультимедиа произвело революцию в образовании, компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности.
Самое широкое применение технология мультимедиа получила в сфере образования. Созданы видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения. Создается диалоговое кино, где потребитель может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея посредством реплик, если к компьютеру подключена плата распознавания речи. Особые перспективы данная технология открывает для дистанционного обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего предназначены редакторы текста?
2. Назовите известные вам текстовые процессоры.
3. Где применяются электронные таблицы?
4. Какие возможности предоставляет табличный процессор?
5. Что могут делать графические процессоры?
6. Какие составные части имеют интегрированные пакеты?
7. Каковы тенденции в развитии интегрированных пакетов прикладных программ?
8. Какие компьютерные сети появились первыми: локальные или глобальные?
9. Перечислите типы сетей
10. Какие существуют средства маршрутизации пакетов?
11. Что такое уровень сети ЭВМ?
12. Что такое электронная почта?
13. Какие возможности представляют сетевые технологии?