Смекни!
smekni.com

Дисгармония личности (стр. 1 из 3)

Казанский государственный университет

Факультет вычислительной математики и кибернетики

Реферат

Дисгармония личности

Студентки 4 курса группы 916

Габидиновой Айгуль Ринатовны

Казань 2004г.
http://adminka.info


Содержание

Введение 3

Понятие дисгармонии личности 3

В психологии 3

В философии 4

В религии 5

Признаки дисгармонии личности 5

Причины развития расстройств личности 6

Устойчивость психики 6

Генетическая предрасположенность 7

Воспитание 7

Условия жизни 8

Амбиции 9

Аномалии личности 9

Стресс 9

Последствия 10

Самоубийства 10

Вывод 10

Использованная литература 11

Введение

Человек рождается с задатками разнообразных способностей. Дети с удовольствием учатся танцевать, петь, рисовать. У них многое получается, они творят с радостью и легкостью. Не испытывая мук творчества, они сочиняют музыку, пишут стихи, придумывают страшилки. В детском возрасте потребность в самовыражении не занимает доминирующего положения в ряду других потребностей. Но становление личности происходит не только в детском возрасте, это процесс долгий и сложный. На этом пути личность ожидают многие противоречия развития, они вносят дисгармонию в ее душевный настрой. Разрешение противоречий не ведет к драматическим последствиям, если личность имеет достаточную психологическую устойчивость.

В подростковом возрасте дисгармонию во внутренний мир личности вносит несоответствие между острой потребностью в самовыражении и слабыми в детском и юношеском возрасте силами. Потребность обрести свое лицо, найти свою индивидуальность и утвердить ее живет в человеке всегда. Первое обострение этой потребности, первый импульс этой страсти возникает в подростковом возрасте. Недостаток сил и умений часто приводит к неадекватным способам утверждения своего Я - разрушительным для самой личности или наносящим вред окружающим.

Отсутствие реализации на протяжении жизни даже одной из заложенных генетически программ ведет к дисгармонии личности, к торможению развития, к неврозам, психозам и прочим тараканам и в голове и в других частях тела.

Понятие дисгармонии личности

В психологии

Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности. Дисгармония психическая (dysharmonia psychica; дис- + греч. harmonia соразмерность) - недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности.

Дисгармония личности может быть как обратимой, так и необратимой. Четкая грань между психологической дисгармонией и вариантами "нормальных" характеров отсутствует.

Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет.

В философии

Дисгармония личности - это потеря своего "Я". И происходит это, когда человек еще ребенком "предает мудрость своего организма", отказываясь от интуитивного "внутреннего оценочного чувства", подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие "внутреннего оценочного чувства" у человека говорит о том, что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, - самооценкой. Если человек теряет самооценку - он теряет свое "Я".

Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, отказывается от собственного мнения.

Представим образно мир дисгармоничной личности:

"Ядро" душевного мира психически здоровой личности образует Духовность. Поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в "Ядре" личности могут находиться и Лжеценности (темные пятнышки).

"Ядро" душевного мира дисгармоничной личности в основном образовано Лжеценностями. Активность этих Лжеценностей субъективно переживается как Страсть, но в народе существует более точное слово - Лярва. Это нечто чужеродное, вросшее в душу, от которого и рад бы отказаться, но отказаться - это все равно, что удалить у себя орган или потерять, пусть ложное, но "я".

Лжеценности, как тучи, обволакивают истинное "Ядро" личности и своей черной активностью подавляют свет духовного Солнца, освещающего путь движения к Совершенству. Образно говоря, человек теряет свое духовное зрение и становится "слепым".

Если здоровая личность взрослого человека была гибкая, оптимистичная и открытая, то с утратой самооценки она превращается в дисгармоничную личность, становясь психически хрупкой, пессимистичной и закрытой.

Истинное "Я" человека обладает настолько мощной силой, что от тепла оно начинает пробиваться сквозь черный пояс Лжеценностей, как росток сквозь асфальт. Истинное "Я" своим напором очищает область "Ядра" душевного мира человека, и он обретает свое истинное "Я".

В соответствии с приоритетом "субъективных" ценностей над ценностями "объективными", возникновение дисгармонии (ригидности) личности трактуется как нарушение этого приоритета. По этой причине происходит засорение "Ядра" душевного мира Лжеценностями, и человек теряет свое "Я". Стратегия исцеления состоит в том, чтобы создать условия самопробуждения истинного "Я".

А. Червоненко: "Гармония - больше гораздо, чем слова, что о ней говорят… Гармония - образ жизни… Высшее - седьмая ступень развития! Это существование в ладу с миром внутренним и миром внешним… Это главный переход в противоположное… Это не крайности в противоположном: свет - тьма, мягкое - твердое, доброе - жестокое… Не то это и не другое! Это и то и другое одновременно! То есть именно - переход… Это - Путь!"

В религии

Широко известно, что эмоциональные стрессы тесно связаны с телесными или физиологическими болезнями. Верхняя часть тела, и особенно сердце, во многих культурах считается вместилищем эмоциональных проявлений. Беспокойство и беспричинная тревога свидетельствуют о дисгармонии личности, о заблудшей душе, которая потерялась и отдалилась от своего Создателя. Крепкое, стабильное состояние психики говорит о том, что человек внутренне собран, спокоен и следует религиозным законам. Черствые, аморальные люди обрекают себя на проявления недовольства Бога. Они часто ощущают боль в области грудной клетки, а в любом языке мира можно найти выражения, описывающие "тяжесть на душе". Сердце — это хранилище мыслей, чувств, памяти. Человек "думает", "осознает" или "вспоминает" сердцем.

Признаки дисгармонии личности

Дисгармония личности может выражаться в нажитой шизоидизации, проявляющейся оторванностью от окружающего, эгоцентризмом, рефлексией, интравертированностью, парадоксальностью эмоциональных реакций и поведения, обеднением эмоциональности, сочетающейся с хрупкостью чувств ("дерево и стекло"), утратой эмоционального резонанса, невозможностью адекватной реакции на окружающие события, а также схематичностью мышления, отрывом его от реальности. В этих случаях отмечаются однообразие поведения, парадоксальная педантичность, отсутствие гибкости, падение активности и пассивная подчиняемость. Иногда наблюдается необычное сочетание бездеятельности и пассивности с незаурядными достижениями в каких-либо областях деятельности благодаря своеобразию и оригинальности позиций больного в технике, науке, искусстве.

Признаками дисгармонии личности могут быть постоянное чувство недовольства окружающим, раздражительность, чрезмерная истощаемость, снижение продуктивности мышления, легкие и поверхностные суждения, эгоцентризм, сужение интересов. Незначительные жизненные затруднения вызывают у больных затяжные состояния растерянности, беспомощности, безысходности.

Дисгармония может проявляться психопатоподобными изменениями личности со стойким повышением настроения, эйфорией, беспечностью, бездеятельностью, иногда раздражительностью, чрезмерной, часто неуместной и несоответствующей ситуации общительностью, фамильярностью, утратой чувства дистанции, отсутствием понимания неадекватности своего поведения.

Рассмотрим пример. Фанатичная личность. Образ мыслей и поведение человека, страстно преданного какому-то делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах, может иметь в себе разумное зерно. Для него важна не столько внешняя форма, сколько суть принципов и убеждений. Фанатизм по отношению к спортсменам, артистам, политическим деятелям чаще всего ориентирован на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей и свидетельствует о дисгармонии личности. Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями ради более высоких духовных целей. А фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что выходит за формальные рамки его представлений.