Этот раздел целесообразно было бы вынести в главу Х1У, сопроводив справкой их состояния, мерами по защите и указанием их положения относительно НПУ проектируемых водохранилищ.
Современное состояние инженерной защиты
С созданием Зейского гидроузла с резервным объемом водохранилища – 16,1 км3 снизилась опасность наводнений до устья Селемджи с 40% до 2%, а до устья Зеи - с 26% до 8%, на Амуре до устья Буреи - с15% до 11%. Максимальный расход в год 1% обеспеченности уменьшился почти на 7 тыс. м3/сек, а максимальный уровень понизился на 3,8 м..Улучшились условия ведения сельского хозяйства на 300 тыс. га.
В Хабаровском крае и ЕАО построено 114 км дамб, в основном временных. В Амурской области – 38,5 км дамб обвалования. «Дамбы, построенные на китайском берегу, играют значительную роль в противопаводковой защите» (510 км до 1992г, более 800 км –к 2000 г.). В федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» заложено строительство защитных дамб в гг. Комсомольске-на-Амуре, Бикине, в Вяземском районе, берегоукрепительные сооружения - в том же Комсомольске и на р. Хор Хабаровского края. Будет завершено создание польдеров на островах Большой Уссурийский и Тарабаров у Хабаровска.
Выводы и рекомендации тома Х:
1. В условиях широкого сельскохозяйственного и промышленного использования долин рр. Аргунь и Амур, учитывая требования охраны природного комплекса, создание крупномасштабных водохранилищ, как регулирующих противопаводковых емкостей, нецелесообразно по экологическим, социальным и экономическим условиям.
2. Защитные мероприятия от разрушающих воздействий паводков рекомендуется выполнять созданием систем польдеров, объединенных комплексными дискретными дамбами, берегоукрепительные и руслостабилизирующие мероприятия - инженерными и лесотехническими средствами.
Далее следуют выводы о вреде для левого берега дамб на китайском берегу, о необходимости защитных мер на российском, о том, что такие мероприятия скажутся негативно на динамике русловых процессов. Предлагается проводить согласования с сопредельной Стороной проектных мероприятий.
Конечно, защищать российский берег от размыва необходимо, но строить многокилометровые дамбы обвалования для защиты земель от наводнений – мероприятие, экономически и экологически не выдержанное и не может быть поддержано.
Не дамбы, а зеленый коридор из взаимосвязанной системы особо охраняемых природных территорий должен протянуться в пограничной полосе вдоль Амура.
Том ХI. Водный транспорт
Дана характеристика водного транспорта, перспективы его развития, требования к проектируемым первоочередным гидроузлам.
Констатируется, что в настоящее время Россия и КНР имеют хорошие условия для перевозки грузов и пассажиров речным транспортом.
Следует обратить внимание на то, что в ортличие от предыущих схем створ Хинганской плотины намечен выше Союзновского переката, а не на 40 км ниже (Тайпингоу). То-есть он не будет затоплен водохранилищем. Оставить перекат со скалистым порогом, воздымающимся вместе с горным массивом, который рассекает Амур, ниже водохранилища – нонсенс.
«Обе стороны считают, что строительство ГЭС приведет к увеличению объема дноуглубительных работ, уменьшению средненавигационного уровня воды, повышению эксплуатационных затрат и др.» Судопропускные сооружения вызовут также дополнительные трудности и увеличение затрат, себестоимости перевозок и содержания водных путей.
С целью улучшения условий судоходства и снижения активности размыва левого берега р. Амур у Хабаровска в ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья...» был заложен перенос судового хода р. Амур в протоку Казакевичева (углубление и расчистка русла).
Необходима оценка неблагоприятных последствий межсезонного перераспределения стока на русловой режим в условиях судоходства в нижних бьефах. По свидетельству ПО «Водные пути Амурского бассейна» за период с 1982 по 1992 гг. объем ежегодных землечерпательных работ от Джалинды до Хабаровска возрос в 1,8 раза, а в нижнем бьефе Зейской ГЭС – в 20-25 раз.
Том ХП. Рыбное хозяйство, физико-географическая
и рыбохозяйственная характеристики бассейна р. Амур
В томе дана общая характеристика природных условий бассейна Амура, водный режим, режимы стока, термики, ледовый. Приводится гидрохимическая характеристика бассейна. Обращается внимание на загрязнения Амура промышленными предприятиями и системой коммунально-бытового хозяйства. В стоках, порой без очистки или условно чистых присутствуют соли тяжелых металлов, фенолы, нефтепродукты. Соли тяжелых металлов накапливаются в рыбе с превышениями ПДК в 2-5 раз (ИВЭП ).
Характеризуются кормовая база рыб, нерестилища, рыбохозяйственный водный фонд, искусственное воспроизводство. Приводятся сведения о рыбохозяйственном освоении Зейского водохранилища – аналога проектируемых амурских, с выводом о необходимости проведения рыбоводно-аклиматизационных работ, или оно перестанет иметь промысловое значение.
В разделе «Состояние запасов промысловых рыб. Динамика уловов» дан анализ положения, сложившегося к 1990-91 гг., и следует вывод о том, что, несмотря на продолжительный запрет промысла амурских лососей и ограничение японского промысла в Тихом океане, быстрого увеличения их численности нельзя ожидать без проведения мероприятий по рациональному регулированию рыболовства и увеличению масштабов искусственного воспроизводства. Еще более высокая чувствительность к воздействию перепромысла характерна для осетровых. В самом Амуре численность осетровых, несмотря на многолетний запрет на их промысел, неуклонно сокращается из-за незаконного вылова населением и все возрастающим прессом китайского промысла в пограничных водах Амура и Уссури. В последние годы на среднем Амуре китайцами добывалось до 300 т калуги и осетра преимущественно зрелого возраста в период нерестовых миграций.
Анализ динамики популяций лососевых и осетровых за вторую половину ХХ столетия показал резкий спад воспроизводства рыб. На грани гибели уссурийская популяция осенней кеты из-за перелова на пути к нерестилищам.
Потенциально возможные уловы рыбы на 2030 г в верхнем и среднем Амуре при сохранении сложившегося гидрологического режима, и улучшении экологической обстановки, установлении рационального режима промысла и правил рыболовства на пограничных участках рек Амур и Уссури могут составить: лососевых - 36,5 тыс. т, в том числе за счет естественного воспроизводства – до 19 тыс. т., осетровых – до 1200 т. По расчетам советских специалистов возможные уловы рыбы китайской стороны могут составить: лососевых 5600 т (китайские расчеты завышены до 13 тыс. т), осетровых - до 500 т.
Далее приводятся динамика стока р. Амур и термического режима воды, оценка влияния гидростроительства на рыбное хозяйство.
Оценка влияния гидростроительства на рыбные запасы
Приведены основные факторы воздействия на рыбные запасы:
уменьшение водности р. Амур в решающие периоды воспроизводства промысловых рыб (май-июль);
возможные потери нерестово-выростных угодий выше Хинганского гидроузла.
В методическом разделе АмурТИНРО принято, что любое антропогенное воздействие, вызывающее перераспределение речного стока, и, в частности, уменьшение водности в мае-июне, вызовет потерю потомства лососей из-за ухудшения условий нагула молоди на последнем этапе перед откочевкой в открытую акваторию Тихого океана (уд. показатель 769,5 т/км3, для фитофилов – 86 т/км3, для пелагофилов – 24 т/км3).
Ущерб рыбному хозяйству от гидростроительства выразится в сокращении запасов основных промысловых рыб вследствие уменьшения водности реки в решающие фазы их воспроизводства (май-июль) и потерь нерестово-вырастных угодий кеты, миноги и осетровых выше плотины Хинганского гидроузла. Ожидаемый к 2030 г. ущерб рыбным запасам российской стороне составит 9185 т, в т.ч. лососевые 7360 т, осетровые - 600 т., китайской стороне – соответственно: 9994 т, в т.ч. лососевые 8115 т, осетровые – 416 т. Эти данные позднее были оспорены Генпроектировщиком с обоснованием своей позиции.(т. ХII, кн. 2).
Китайские цифры намного преувеличены.
Непосредственный ущерб от строительства Хинганской ГЭС российской стороне оценивается в 900 т, в т.ч. лососевые – 50 т, минога – 250 т, осетровые – 600 т.
Подводя итоги создания каскада водохранилищ на Волге, Асарин А.Е. (2000) писал: «При обсуждении проектов каскада специалисты предсказывали неблагоприятные для рыбного хозяйства последствия строительства гидроузлов ниже г. Горького. Однако, предложение регулировать только притоки и не трогать русло в среднем и нижнем течении отвергли, а мнение таких авторитетов, как Л.С. Берг, Н.И. Вавилов, Н.П. Книпович, А.А. Рихтер, не учли. В итоге нерестилища осетровых сократились с 4000 га до 400 га. Естественные нерестилища белуги, белорыбицы и сельди уничтожены полностью, русского осетра – на 80%, севрюги – на 60%».
В листовке Представительства МСОП О. Кревер сообщает: «По оценкам независимых экспертов и экономистов все материальные блага, полученные в результате мелиорации, энергетики, сельского хозяйства и химизации, не достигают величины ущерба, нанесенного рыбным запасам. За прошедший век на территории России практически полностью было утрачено естественное воспроизводство рыбных запасов во внутренних водоемах страны. Причины катастрофы кроются в необоснованном переводе всего рыбного хозяйства на искусственное воспроизводство, неэффективности работы рыбопропускных и рыбозащитных сооружений, отсутствия влияния местного населения на процесс принятия решений по эксплуатации рыбных ресурсов и контроля за их состоянием.
Эффективность работы рыбопропускных шлюзов на Дону и Кубани оценивалась максимум в 3%, на Волге – в 0,44%. В реках Кубань и Днепр осетровые не нерестятся на своих исконных нерестилищах ровно столько времени, сколько стоят построенные плотины».