Смекни!
smekni.com

В. И. Готванский бассейн Амура: осваивая – сохранить (стр. 14 из 37)

«В целом строительство Амазарского и Джалиндинского водохранилищ не приведет к катастрофическим последствиям для животного населения рассматриваемой территории, хотя и окажет на него негативное воздействие» (с. 36) в виде гибели особей, особенно молодняка, снижения численности популяций в целом. В зоне Хинганского водохранилища скажутся фактор беспокойства и неизбежное браконьерство».

В нижнем бьефе, утверждают составители, произойдет врезание русла, осушение поверхности поймы и изменение растительности, что, соответственно, приведет к перегруппировке пойменных видов животных, среди которых немало редких видов. Ниже устья Сунгари будет постепенно увеличиваться обводненность поймы и, как следствие, подтопление и заболачивание части поймы Амура.

Не раскрыто, в чем же будут заключаться охрана растительного и животного мира, спасение редких видов, какие компенсационные мероприятия необходимы, прогнозное состояние этих компонентов ландшафта в зонах воздействия водохранилищ и нижних бьефов с привлечением опыта водохранилища – аналога Зейского и др.

Прогноз влияния гидростроительства на ихтиофауну

Дается анализ возможных изменений гидрорежима Амура – как условия обитания рыбы.

В разделе повторяются материалы ХП тома. Выделяются главные неблагоприятные факторы воздействия на рыбные запасы: 1) уменьшение водности р. Амур в решающие периоды воспроизводства промысловых рыб 2) Потеря нерестово-вырастных угодий выше Хинганского гидроузла. Создание Хинганской ГЭС по китайскому варианту без открывания затворов плотины нанесет ущерб запасам проходных - осенней кеты и тихоокеанской миноги, а также локальным среднеамурским популяциям калуги и амурского осетра.

“Ущербы локальным популяциям рыб могут быть компенсированы искусственным рыборазведением и направленным формированием ихтиофауны водохранилищ» (стр.102, т.ХII). Однако, опыты Зейского и сибирских водохранилищ, расчеты приведенные на стр.92, свидетельствуют о низкой ожидаемой рыбопродуктивности и ограниченном наборе частиковых (карась, щука) и, возможно, сиговых (пелядь и омуль), что не сравнимо с возможностями зарыбления китайских водоемов в более благоприятных климатических условиях. И, конечно, несравнимо с бытовыми условиями в верхнем Амуре, где можно промышлять рыбу более ценных пород.

АмурТИНРО в рыбоводно-биологическом обосновании однозначно показал, что теряемая из-за плотины часть генофонда осенней кеты, будет невосполнима никакими мероприятиями по искусственному воспроизводству других форм лосося. Так что зарегулирование Амура в интересах энергетики может повлечь за собой исчезновение кеты как уникальной популяционной единицы ихтиофауны. Изменение гидрологического режима Амура скажется на зооценозах Амурского лимана и морского прибрежья, находящихся в зоне воздействия пресного стока. Ухудшится кормовая база скатывающейся молоди лосося из-за сокращения зоны распределения и снижения численности и биомассы пресноводных форм зоопланктона, составляющих основу корма молоди лосося перед откочевкой в открытое море и Тихий океан.

Необходимы расчеты сравнительного плана: сравнение стоимости рыбопродукции, теряемой из-за хинганской плотины, строительства и эксплуатации рыбоводных заводов со стоимостью электроэнергии, «потерянной» в случае открытия затворов на 1-2 месяца в году. Кроме расчетов должна быть учтена несоизмеримая величина: сохранение генофонда уникальных видов рыб, переживших катаклизмы третичного и четвертичного периодов, в том числе горообразование, вулканизм, похолодания с горно-долинными оледенениями. Все эти явления имели место в Приамурье.

К сожалению, не рассмотрены требования к качеству воды, что напрямую связано с заболеваниями и отравлениями рыб, высоким содержанием в них металлов (в 3-4,5 раз) и с экологией человека.

По мнению рецензента, третьим немаловажным фактором всеобщей значимости является возрастающее загрязнение р. Амур, причем, в наибольшей степени со стороны Китая. С 1996 г. зимой резко ухудшается качество рыбы на всем протяжении реки от устья Сунгари до Николаевска-на-Амуре. Такую рыбу, не соответствующую санитарно-гигиеническим нормам, с запахом фенолов, в это время запрещено использовать в пищу и реализовывать. И это при том, что рыба испокон века была основным пищевым продуктом аборигенов: нанайцев, нивхов, ульчей, удэгейцев, орочей., а теперь и нередко единственным источником дохода.

Существенный вклад в загрязнение Амура вносит распашка поймы и берегов до самого уреза рек, с чем связан вынос веществ, образующихся при внесении в почву удобрений и других веществ, сносимых с полей правобережья.

Возможные изменения растительности в зоне строительства Амазарского, Джалиндинского и Хинганского водохранилищ

«Под воду уйдут интересные по происхождению, видовому составу и разнообразию фрагменты сосново-лиственничных, пребореальных лесов, луговой пойменной растительности и подавляющее большинство степоидов. В зону затопления Амазарского водохранилища попадает часть пребореальных лесов с маньчжурскими видами по Амуру и Аргуни» (стр. 44), При создании Джалиндинского водохранилища пострадают степоиды с их богатым иногда уникальным видовым составом, а также луговая, пойменная и отмельная растительность. Изменение гидроклиматических условий в зоне влияния водохранилищ скажется на продолжительности вегетационного периода, смягчении суровости зим. Произойдет трансформация растительных ассоциаций в зоне подтопления. Поднятие уровня грунтовых вод негативно скажется на лесных фитоценозах, их продуктивности, смене видового состава.

Будут утрачены местообитания ряда лекарственных растений. В зону затопления Джалиндинского водохранилища попадают ботанические памятники природы.

Значительный ущерб могут понести местообитания редких, краснокнижных лекарственных видов растений в зоне Хинганского водохранилища. Этот район уникален с точки зрения взаимопроникновения нескольких флор».

Констатация нарушений и потерь без оценки экологической и хозяйственной значимости, расчетов ущербов и компенсаций. Не приводятся мероприятия по минимизации потерь для природного комплекса и утрачиваемой растительности как ресурсного потенциала.

Прогнозная оценка воздействия проектируемых водохранилищ на памятники истории и культуры

В зону затопления Амазарского водохранилища попадают все 15 археологических памятников при всех вариантах НПУ. Из 22 археологических памятников в зоне Джалиндинского водохранилища будут затоплены 14 при НПУ 298 м, а при НПУ 340 м – 20 памятников. Два археологических объекта затапливаются в зоне Хинганского водохранилища. Приводится стоимостная оценка работ по исследованиям, сохранению ли археологических памятников.

Прогноз изменений местного климата под влиянием Джалиндинского и Амазарского водохранилищ

За аналог взято Зейское водохранилище. Увеличится продолжительность безморозного периода. Ширина зоны влияния на наветренных низких берегах составит до 5 км, на крутых высоких – до 1 км. Влияние полыньи в нижних бьефах скажется в увеличении числа и продолжительности стояния туманов над нею и побережьем.

В зоне воздействия Хинганского водохранилища уменьшится годовая амплитуда температуры воздуха. С сентября по ноябрь будет сказываться отепляющее действие водохранилища, с мая до середины сентября – охлаждающее. В нижнем бьефе – туманообразование над полыньей, усиление засушливости весной, сокращение безморозного периода на поверхности почвы на 3-7 дней.

Характер эрозионных процессов при создании водохранилищ

“Амазарское и Джалиндинское водохранилища будут иметь огромное противоэрозионное значение” (стр. 71) !?) и далее: «эрозия активизируется в процессе заполнения ложа водохранилища», т.е. при создании прецедента. Затем, при достижении НПУ начнется берегопереработка в зоне водохранилищ, в том числе боковая эрозия (!). “Эрозия усилится и в нижних бьефах ГЭС в связи с посадкой русла и перераспределением стока в течение года”. Так что создать условия для усиления эрозионных процессов и потом защищаться от них, это никак нельзя признать имеющим огромное значение (рец.). Что же касается ветровой и линейной (овражной) эрозии на пахотных землях высокой поймы и надпойменных террасах, она связана не с водохранилищами, а с системой хозяйствования. Их появление не улучшит положения, пока хозяйства не позаботятся о земле, сохранении ее гумуса от развевания и смыва.

В томе сказано о возможном процессе заболачивания поймы в нижнем бьефе Хинганской ГЭС. Но это будет связано не только с подъемом уровня воды в русле, но и с потерей значительной части твердого стока нижним Амуром. Согласно Схеме (т. V, с. 55, 59) норма твердого стока в створе Амазарского гидроузла составляет 195х104т (приложение, табл. I-3). В районе же Хинганского гидроузла средний многолетний расход наносов (взвешенных и влекомых) достигает 1180х104 т, причем, более половины этого количества наносов поступает из р. Зеи. К сожалению, в Схеме нет прогнозных данных по твердому стоку в нижних бьефах проектируемых плотин. По данным А.Н. Махинова (1991) в случае создания Хинганской ГЭС сток донных и частично взвешенных наносов сократится на 5 млн. т. В Схеме не нашла отражения роль ледниковой эрозии в связи с созданием Хинганского водохранилища. Процесс выпахивания, ледниковой экзарации может иметь катастрофические масштабы на его берегах и на протяжении десятков километров выше ухвостья. Дело в том, что здесь будут скапливаться ледовые массы, приходящие сверху, где Амур вскрывается раньше, чем на водохранилище. Многометровые нагромождения льда на берегах и в русле вызовут подъем уровня воды, подтопление берегов, уничтожение растительности, в том числе лесной. В Гилюйском заливе Зейского водохранилища льдом срезаны деревья толщиной до 40 см на берегах.