С Хинганским водохранилищем могут быть связаны мощные ледовые заторы в зоне его выклинивания. На протяжении нескольких десятков километров ледовой эрозии будут подвергаться берега, под угрозой такой обработки и подтопления окажутся окраины сел Пашково и Сагибово и Хинганского заповедника. Заторы на участке выклинивания Гилюйского залива Зейского водохранилища срезали деревья на берегу толщиной 40 см.
Плотиной Хинганской ГЭС будут отрезаны нерестово-вырастные угодья осенней кеты, тихоокеанской миноги и среднеамурских популяций калуги и амурского осетра, расположенные выше. Ущербы выразятся не только в потере промысловых запасов 900 т рыбы из-за Хинганской плотины, а всего из-за гидростроительства на Амуре - 14,7 тыс. т, но и в утрате, в конечном счете, части генофонда осенней кеты, невосполнимой никакими мероприятиями по искусственному воспроизводству других форм лососей.
Район Хинганского створа – один из оригинальных с зоогеографических и эколого-фаунистических позиций. Вообще среднее Приамурье – территория взаимопроникновения маньчжурского, монголо-даурского, восточно-сибирского и охотского типов фауны. Преобладающей является маньчжурская. Особенным богатством отличаются амуро-хинганская пойма и западная часть Средне-Амурской равнины. Многие редкие виды зверей и птиц обитают в долинах амурских притоков Хинган, Старикова, Дичун, Помпеевка, Биджан.
Водохранилище на Хинганском участке Амура, как и Амазарское, приведет к разрыву единого экологического русла амурской долины, развитие которого в значительной степени обеспечивается пойменным комплексом. С его затоплением не только исчезнут участки релочных дубово-черноберезовых лесов, водно-болотных угодий, многовидовых лугов с маньчжурскими и даурскими элементами во флоре и фауне (чилим, ирисы, бразения, китайская амида) в Хинганском ущелье, но и нарушится путь многовекового обмена и взаимного обогащения фаунистическими и флористическими элементами на пространстве от Забайкалья до Тихого океана.
Влияние водохранилища скажется непосредственно на состоянии хвойно-широколиственных лесов на прилегающих склонах Малого Хингана и многочисленных редких краснокнижных видах растений (лилия Буша, соссюрея блестящая, платикодон и др.), которые могут быть утеряны при переработке берегов, активизации человеческой деятельности, большей доступности территории. Здесь растут бородатка японская, элеутерококк колючий, виноград амурский, лимонник китайский и др. На залесенной пойме притоков Амура гнездятся реликты третичного периода чешуйчатый крохаль и утка мандаринка. Другой реликт, амурский горал, еще в 70-х годах встречался на скалах Малого Хингана вблизи сел Радде и Башурово.
Амурская пойма служит местом гнездования и отдыха на пролете многих видов птиц, в том числе редких и краснокнижных: журавлей, дальневосточного аиста и др. С затоплением поймы эти зооценозы будут утрачены. Строительство и увеличение численности населения в районе станут существенным фактором беспокойства наземных животных и браконьерства, что может привести к снижению видового разнообразия и численности популяций, утрате отдельных видов для территории, прилежащей к водохранилищу. В нижнем бьефе Хинганской ГЭС на обширной пойме Амура в пределах Средне-Амурской низменности также подвергнутся фактору беспокойства ее обитатели, в том числе японский и даурский журавли, дальневосточный аист, нырок Бэра и др. Здесь находится заказник Журавлиный (Научный отчет, 1991).
С созданием Амазарской, Джалиндинской и Хинганской ГЭС осложнится работа речного транспорта на Амуре. Значительно возрастет себестоимость перевозок и содержания водных путей. «Строительство гидроузлов на Верхнем и Ср. Амуре значительно повлияют на условия судоходства в сравнении с бытовым состоянием за счет увеличения землечерпательных работ» ( Заключение ПО «Водные пути Амурского бассейна» Минтранса РФ», 1993 № 02-07-45).
Создание практически единого водоема протяженностью более 450 км может привести к нарушению экологического русла, который тысячелетия служил путем миграций и обмена видами живой природы на пространстве от холодных степей Забайкалья до Тихого океана.
Вышеприведенный материал свидетельствует о том, что создание ГЭС на Амуре не может быть признано целесообразным и не только из-за недостаточной аргументированности доводов разработчиков Схемы. В ней фактически не оцениваются даже экспертно плюсы и ущербы создания гидроузлов, влияние которых фактически будет распространяться до самого устья Амура. Не предлагаются конкретные меры по минимизации негативных последствий (исключение: том «Рыбное хозяйство»), улучшению жизни переселяемого населения, сохранению и улучшению качества природной среды в амурской долине и водной экосистемы самого Амура.
Проектирование ГЭС на Амуре не было рассчитано на конкретных потребителей энергии, вблизи них не намечалось и не намечается новое, в том числе энергоемкое, производство. За минувшее десятилетие после завершения работ над Схемой Стороны продолжали решать вопросы энергоснабжения на своих национальных территориях. Недаром утверждение Сторонами итогов Схемы, завершенной к 1993 г., состоялось лишь в конце 2000г. А решения и предложения Российско-Китайской Комиссии по Схеме остаются не выполненными до сих пор.
В настоящее время электроэнергетика российского юга Дальнего Востока выходит на самообеспечение, а с вводом бурейских ГЭС может быть улучшена структура топливно-энергетического баланса, сократятся затраты на дальнепривозной уголь и дорогой мазут.
Шилкинский гидроузел не входил в Схему, но отрабатывался одновременно с ней и по тому же сценарию, но на уровне ТЭО. Он проектировался в 68 км выше устья. Площадь акватории 47 тыс. га, затопление сельскохозяйственных земель водохранилищем составит 5,5 тыс. га (при НПУ=395 м), в том числе пашни – 2,5 тыс. га. В зоне затопления остаются месторождения полезных ископаемых. Производство электроэнергии – 3700 млн. кВт.ч. Под затопление уйдут 7 населенных пунктов (по состоянию на 1992 г.), переселению подлежат 890 человек (таблица II-2)*.
Специфика Шилкинского водохранилища в том, что оно будет находиться в зоне, освоенной в сельскохозяйственном и промышленном отношениях, с высокой плотностью населения и развитием горнорудного производства с ландшафторазрушающими технологиями. Очистка промышленных и хозяйственно-бытовых стоков крайне неудовлетворительная. Населенные пункты зоны затопления не имеют централизованных систем водоснабжения и канализации. Поверхностные воды бассейна водохранилища загрязнены тяжелыми металлами (медь и др.), СПАВ, фенолами и нефтепродуктами.
Качество воды в водохранилище будет определяться стоком с бассейна, поступлением недостаточно очищенных (около 10,5 млн.м3) вод и неучтенных загрязненных бытовых и промышленных стоков. Водохранилище станет отстойником тяжелых металлов и других загрязнений, в том числе бактериальной природы. Оно будет осуществлять годичное регулирование стока с увеличением зимних расходов и снижением весенне-летних, что негативно скажется на динамике популяций лососевых и осетровых рыб.
Оно не будет иметь рыбопромыслового значения. Плотина перекроет пути нерестовых, нагульных, зимовальных миграций рыб. Из-за резких, до 19 м , колебаний уровня, температуры воды, низкой кормности рыбопродуктивнсть снизится с 32 кг/га до 1-2 кг/га (непромысловых рыб). Фактически произойдет деградация специфической ихтиофауны (Научный отчет, 1990).
Долина Шилки находится в центре уникального видообразования и эндемизма с низкими устойчивостью и адаптивными возможностями фитоценозов. Затапливаются рощи ильмов и черноберезника, местообитания ряда краснокнижных и эндемов, в том числе – единственного в мире вида адоксы восточной, обитающего только здесь, а также вздутоплодника сибирского. Здесь, на границах своих ареалов встречаются восточно-азиатские виды, монголо-даурские, дальневосточные: калина Саржента, жимолость золотистая, ландыш Кейске, лещина разнолистная, бересклет Маака, виды степных ассоциаций с пионом молочноцветковым, пижмой, ильмовые и яблоневые рощи.
В зону затопления попадают охотничье-промысловые угодья, зооценозы животных, имеющих биоценотическую значимость и представляющих несколько фаунистических комплексов. В их числе кабан, косуля, кабарга, лось, бурый медведь, лисица, выдра и др. В качестве компенсационной меры за ущербы охотничьему хозяйству предлагалось вселить в угодья района соболя. Ущерб охотничьему хозяйству был определен в 3 млн. руб.
Строительство Шилкинской ГЭС позволило бы снизить зависимость электроснабжения Читинской области от внешних источников и улучшить надежность электроснабжения введением маневренных мощностей, создать условия для формирования объединенной энергосистемы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Экономическая эффективность этой ГЭС была бы значительно выше сопоставимой с ней по мощности ТЭС. Так что в региональном и межрегиональном планах такая ГЭС была бы необходима.
Однако, на локальном уровне социальные и экологические издержки этой ГЭС немалые и никак не гарантируется их снижение. Прежде всего, затрагивается судьба почти тысячи человек со сложившимся укладом жизни, своим частным хозяйством, подворьями, приусадебными участками и т.д. Существует неопределенность в их расселении, гарантиях улучшения комфортности проживания на новых местах, трудоустройства, компенсаций за потерю имущества, построек, скота и т.д. Остается нерешенной судьба судостроительного завода в Сретенске. Если плотина будет без судоподъемника, исключается выход продукции этого завода на рынки спроса и его придется закрывать, теряются рабочие места.