Изучив значительный объем материалов Схемы, рецензент пришел к выводу о том, что даже в то время (1992-93 гг.) Схема не созрела для такой экспертизы. Она выполнена фактически без оценки воздействия проектируемых объектов (каскада ГЭС) на окружающую среду, без анализа и оценки экологических последствий, разработки адекватных мер по снижению или предотвращению негативных воздействий.
Последствия в Схеме прогнозировались: будет затоплено водохранилищем.. поселков и с\х земель (тыс. га), «уйдут под воду интересные сообщества», редкие виды растений и т.д. Однако, без учета нижнего Амура. Только рыбники прошли всю цепочку ОВОС до конца. От воздействий с их всесторонним анализом: изменения режима стока, температуры воды, качества и др., с широкими обоснованными обобщениями, касающимися всего Амура, до выводов о невосполнимых потерях, и не только запасов, но и генотипа амурской популяции осенней кеты. Но согласования Сторон прошел другой том, совместный краткий доклад, без заключения специалистов института «Гипрорыбхоз».
Наземные водно-болотные экосистемы не имели такой поддержки. Потому осталось только констатировать: снизятся видовой состав и численность, уменьшится число краснокнижных видов. Что будет дальше берегов Хинганского водохранилища, в нижнем бьефе? Выше говорилось о затоплении под водохранилищами каскада поймы общей протяженностью вдоль Амура более 600 км. Ну, и что? А то, что она тысячелетиями и до сих пор, сменяя сама себя, служила экологическим руслом, путем обмена представителями нескольких флор и фаун в Притихоокеанье. В Хинганском ущелье водохранилище не оставит и островка такой поймы. Не найдут в знакомом ущелье приюта краснокнижные голенастые птицы, покинут дупла в затопленных уремных лесах чешуйчатые крохали, дошедшие до нас из третичного периода.
В Схеме записано (Конспект, с.37): «российские нормативные требования устанавливают: затопление месторождений не допускается». А далее приводятся 24 месторождения золота, полиметаллов, бериллия, доломитов, без комментариев затапливаемых Амазарским водохранилищем, и продолжается проектирование. Никакой оценки, расчетов ущербов, компенсаций. Так и со зверями. Одни утонут, другие разбегутся и в устьях притоков создадут новые очаги заселения берегов водохранилищ. Ни о какой компенсации затопленных земель не говорится. А при согласовании Сторонами видов ущербов растительность и животный мир, биогеоценозы вообще не попали в список. В нем есть дома, населенные пункты в зоне затопления, сети телефонные, а редких видов нет и леса тоже. Он остался в лесосводке как товарная древесина. Другие его полезности, в том числе средозащитное, водоохранное значение оказались не в счет.
Целый том посвящен защите земель от наводнений путем сооружения дамб общей протяженностью около 1000 км. И польдеров. А ОВОСа на такое строительство нет. Нет кадастровой оценки тех защищаемых земель, стоят ли они такой защиты. Нет оценки воздействия строительства дамб на прилежащую территорию, на состояние защищенных, и не только сельскохозяйственных земель. И нет защиты рыбам-фитофилам, которые всегда нерестились и подращивали молодь на затапливаемой пойме. И не только рыбам. И ведь написано в Схеме, что появление дамб и с левой стороны чревато неординарными подъемами уровня воды. За 15 лет левый берег Амура отступил на 150-500 м, на многих участках от Шилки до Уссури этот берег ежегодно отступает на 1,5-10 м. А в Схеме исключают из рассмотрения этот вопрос. Необходим анализ динамики паводковых вод различной обеспеченности на пойме с площадями и продолжительностью затопления поймы.
В разделе «Охрана окружающей среды» (т. Х1У) содержится перечень того, что погибнет, отступит, потеряет численность. Но в чем заключается охрана, какие превентивные мероприятия необходимы для снижения ущербов растительному и животному миру, компенсации на переселение редких видов, охотхозяйственные и др. – не приводится.
В водохозяйственных расчетах (т. ХУ) дана таблица водозабора и водоотведения, но нет в ней граф с объемами загрязненных и очищенных сточных вод, сбрасываемых с обеих сторон в Амур. Китайская сторона вообще не представляла таких данных, тем более, по Сунгари, которая почему-то оказалась за пределами рассматриваемого пограничного участка.
Остались неизученными вопросы воздействия рек Зеи и Буреи (прогнозно) на режим р. Амур в естественном и зарегулированном состояниях, их совместное влияние на динамику стока на среднем Амуре и, соответственно, на динамику популяций рыб, русловые процессы, сохранность водно-болотных экосистем поймы. Эти вопросы должны были найти не просто освещение в Схеме, но лечь в основу принятия решения о разработке Схемы и ее ориентирах.
Уровни экологических последствий при реализации Схемы
Многие из экологических последствий создания ГЭС свойственны всем гидроузлам и имеют сходные масштабы. Материалы Схемы, собственные многолетние наблюдения и исследования автора на Зейском, Саяно-Шушенском водохранилищах, в долинах Амура, Селемджи и Буреи, работы по прогнозу влияния будущих ГЭС позволили ранжировать экологические последствия на местные, региональные и межрегиональные (стратегические).
1. Экологические последствия местного уровня. Они не проявляются далеко за пределами гидроузла: ГЭС с водохранилищем и нижним бьефом на протяжении полыньи. Самым значительным явлением при создании ГЭС остается водохранилище. На месте наземных экосистем появляется новая водная. От степени подготовки ложа водохранилища во многом зависит будущее качество воды, зарыбление водоема, его рекреационные и транспортные возможности. Смягчение местного климата начинает замечаться уже через несколько лет после создания водохранилища. На побережье водохранилищ проявляются осовы, обвалы и оползни, засоряющие акваторию свалившимися стволами деревьев, всплывшим торфом. Лесоводы со временем замечают увеличение прироста древесины вблизи водохранилища, появление в древостое новых пород. Так, на побережье Зейского водохранилища в лиственничниках закрепилась сосна. В первые годы проявляются вспышки возрастания продуктивности рыб.
Все это последствия, которые проявляются в непосредственной близости от гидроузла и сказываются на прилежащей территории. В их числе также угнетение или гибель фитоценозов в зоне осушки, местные миграции зверей, появление сплавин и временных околоводных фитоценозов, привлекающих птиц и зверей, переселение зверей в долины притоков, перестройка ихтиофауны, изменение параметров метеоэлементов и др. В нижнем бьефе изменения замечаются раньше, с появлением первой полыньи, затем – снижением температуры воды в летнее время и потерей купального сезона. Снижается комфортность проживания населения вблизи реки.
2. Региональные экологические последствия, проявляющиеся или могущие быть на значительной территории. Снижение уровня паводковых затоплений, трансформация поймы, динамика русловых процессов, осложняющих судоходство, ниже сезонной полыньи, нарушение или перестройка миграций животных и др. Переселение населения.
3. Межрегиональные экологические и социальные последствия.
а) Зарегулирование стока Амура нарушит миграции рыб в направлениях река-море-река и в пределах речного бассейна, условий воспроизводства и питания рыб. Об этом говорит пример с проектируемым перегораживанием Амура плотиной Хинганской ГЭС, что приведет к утрате нерестилищ и вырастных участков выше плотины, потерям продуктивности популяций осетровых, миноги и лососевых, возможной утрате генотипа осенней кеты. Снижение среднегодового стока воды у Хабаровска с вводом Зейской, Бурейской и верхне-амурских ГЭС скажется на ухудшении условий обитания рыб до самого устья Амура и даже в лимане, где ухудшится питательная среда для молоди рыб. Все это еще без учета сунгарийских гидроузлов.
б) Участие зарегулированного потока в трансграничном загрязнении водной среды (повышение концентраций вредных веществ в период искусственной межени, разбавление – в летне-осенний период), переносе инфекций и вирусов. По данным ИВЭП ДВО РАН (2000) «по микробиологическим показателям вода в р. Амур выше устья Сунгари относится к Ш классу (загрязненная), а ниже Сунгари - к 1У классу (грязная). Численность микроорганизмов - индикаторов загрязнения органическими веществами в отдельных пробах увеличивается летом в 20 раз, зимой – в 100 раз. Летом в воде отмечаются вирусы гепатита А и энтеровирусы». В августе – сентябре 2006 г. более 1500 жителей, преимущественно детей, г. Хабаровска и его окрестностей были поражены вирусом менингита, что также связано с амурской водой.
в) Нарушение равновесия в динамике природных процессов в планетарно значимом Амурском мегакомплексе и становой жиле его экологического каркаса - экологическом русле Амура. Это будет связано непосредственно с водохранилищами на Амуре. Амазарское и Джалиндинское образуют практически единый водоем длиной около 450 км, затапливающий всю пойму и надпойменные террасы до 90 м уровня в ящикообразной долине. К этому прибавится участок в Хинганском ущелье протяженностью 144,4 км при НПУ 80 м или 167,1 км при НПУ 82 м, где под водой окажется вся пойма и первая терраса, сейчас почти повсеместно сменяющиеся крутыми склонами долины. Таким образом, произойдет искусственный разрыв единого экологического русла, функционирующего, по крайней мере, с третичного периода и служащего важным путем обмена видами растений и животных, ихтиофауны на протяжении более 3000 км от холодных степей Забайкалья до кедрово-широколиственных лесов Сихотэ-Алиня в Притихоокеанье.