С созданием водохранилища взвешенные наносы аккумулируются в его ванне, и речная вода стала осветляться. В нижнем бьефе уменьшилась мутность потока, резко снизился сток твердых частиц. На других водохранилищах он уменьшался в 1,5 раза (Волгоградское) и даже почти в 3 раза (Куйбышевское). К сожалению, на Зее такие наблюдения были прерваны.
Многолетние наблюдения на левобережье Зеи вблизи с. Мал. Сазанка (Бардагон) показали наиболее интенсивный размыв сложенного рыхлыми породами уступа берега в мае – июне. С августа по сентябрь процесс практически прекращается. Здесь же широко распространены оползни,активизирующиеся во время затопления поймы в основании обрывистого склона, сложенного песками белогорской свиты.
Термоабразия, активный размыв наблюдаются на обрывистых берегах, сложенных рыхлыми породами аргинской свиты. По наблюдениям УГМС ДВ на участке Кохани в отдельные годы отступание такого берега достигало10-15 м в год.
Появление обширного горно-равнинного водохранилища протяженностью 225 км и шириной до 30 км, не могло не сказаться на динамике местного климата и его составляющих в зоне, оказавшейся под влиянием факторов с новыми параметрами, иногда выходящими за пределы многолетних колебаний. Ниже приведены некоторые показатели (Мордовин и др., 1997). Водохранилище дает отепляющий эффект в зоне влияния. Снизились экстремальные показатели температуры воздуха в течение года и в сутках. На 17 дней увеличилась продолжительность безморозного периода. Исключены весенние и осенние заморозки. Повысилась в среднем на 20С среднемесячная температура воздуха в январе. Улучшилась атмосферная увлажненность. Прогревание верхней 15 м толщи воды достигает 15-200С. Увеличились скорости ветра. Вдвое сократилось число дней с туманом над акваторией. Из-за улучшения эдафических условий на побережье в полосе шириной 0,5-5 км возросла продуктивность древесных пород на 0,2 класса бонитета, перекрыв потери затопленной древесины (Савченко, 2001). Отепляющее влияние местного климата на почвогрунты сказалось в увеличении мощности деятельного слоя на 15-20 см. В заболоченных лиственничниках стала расти сосна.
Следует обратить внимание на то, что на процесс смягчения метеоэлементов одновременно влияет планетарное потепление климата. Наглядно это проявляется на деградации многолетней мерзлоты и за пределами зоны влияния водохранилища. Тренд температуры за последние 80 лет по данным Мордовина и др. (1997) составил плюс 0,60С в Бомнаке и 2,50С в г. Зее и в основном за счет повышения температур в зимний период.
Лед на акватории формируется, начиная с середины октября и середины ноября, в зависимости от участка водохранилища: среднегорного, мелкогорного и равнинного. Очищение от льда происходит в первой половине июня. Зимняя сработка воды приводит к образованию опасных труднопроходимых для копытных ледово-каменных непропусков на крутых берегах. В нижнем бьефе в зимние месяцы формируется полынья протяженностью 40-80 км с туманами над нею, нередко выносимыми на побережье ветром, ухудшающими комфортность проживания местных жителей. В сочетании с загрязненным выхлопами автомобилей, дымов котелен туман может превращаться в смог. Чем чище атмосфера, тем прозрачнее и безвреднее эти туманы парения. Другое негативное отражение полыньи в затруднении сообщения с берегами реки.
Создание Зейского водохранилища негативно сказалось на ихтиофауне. Состав рыб сократился с 34 до 13 видов. Снизилось рыбопромысловое значение водоема с эпизодическими вспышками численности амурской щуки и серебряного карася. Делались попытки вселить в водохранилище байкальского омуля и пеляди. Жилые рыбы обитают в основном в притоках, иногда спускаясь в ухвостья заливов водохранилища подальше от загрязненных стоков старательских работ и на зимовку. На компенсацию ущерба от потери рыбохозяйственного значения Зеи и Буреи выделялись средства (10,9 млн. руб) для строительства рыбоводного комплекса вблизи с. Найхин на Амуре. Однако, они не были реализованы по назначению.
С возросшей динамикой наносов в нижнем бьефе связана утрата части нерестилищ осетровых. Повышенная температура воды из водохранилища в зимний период также отрицательно сказывается на нересте рыб.
В числе факторов длительного малоуспешного восстановления рыбопромыслового значения водохранилища является неподготовленность в ложе будущего водоема площадей для нереста и нагула рыб, его низкая кормность и пассивность проведения рыбохозяйственных мероприятий.
Динамика почвенного покрова
Изменение режима стока вызвало разнозначные преобразования почвенной системы в бьефах ГЭС. В верхнем бьефе они проявляются в узкой полосе побережья, обсыхающей на несколько месяцев при сработке. Из-за присутствия многолетней мерзлоты и широкого распространения близко залегающих к поверхности коренных пород, а также торфа, подтопления прибрежной территории и заболачивания почв не наблюдается. Исключение представляет вышеприведенный пример вынужденного заболачивания. Та же мерзлота, подстилающая верховые и висячие болота, сдерживает их разболачивание.
В нижнем бьефе с островной мерзлотой на пойме с зарегулированием реки почвенные разности стали трансформироваться более активно в направлении дальнейшего заболачивания в старичных понижениях и осуходоливания, повышения активности почв - на центральной части и прирусловых валах, ксерофитизации растительных сообществ (Готванский и др., 1973). Прогнозы динамики рельефа, почв и растительности, выполненные в 1973 г., на основе комплексных исследований Хабаровского КНИИ ДВО РАН СССР, проводившихся в бассейне р. Зеи в связи со строительством ГЭС, полностью оправдались. К сожалению, они были прерваны и, таким образом, оказалась утерянной возможность не только своевременного получения объективного прогноза изменений в экосистемах региона, но и принятия неотложных мер по снижению негативных последствий и оптимизации экосистем в бьефах ГЭС.
Влияние гидроузла на биотические компоненты экосистем.
Растительность
Зейское водохранилище затопило 127 тыс. га лесопокрытой площади, на которой были широко представлены ассоциации средней и южной тайги с господством лиственницы даурской, участием сосны, ели аянской, березы плосколистной, а также 98,7 тыс. га болот и заболоченных земель. Экстразональные формации дубово-черноберезовых лесов с участием
липы и сосны и многочисленными представителями неморальной флоры были приурочены к инсолируемым склонам Зейского ущелья и прилежащих долин притоков. Черноберезники проникали на север вплоть до входа Зеи в ущелье, а дубняки в виде кустарника – до устья Гилюя. Затопленными оказались долинные и пойменные леса: тополево-еловые, тополево-лиственнично-еловые, чозенники. Остатки дубово-черноберезовых лесов на своем верхнем пределе сохранились на склонах юго-восточной экспозиции и 120 м террасе р. Зеи.
По свидетельству работника Зейского заповедника Э.Н. Ломакина исчезло в сопредельном районе или сократило свои популяции около 110 видов растений, в том числе редких. Оказались раздробленными на мелкие популяции трудно размножающиеся краснокнижные виды: адлумия азиатская, пион обратнояйцевидный, жимолость золотистая и др. Прошло 28 лет со времени достижения НПУ водохранилища, однако, до сих пор не сформировались фитоценозы переходной береговой зоны. Берега вблизи уреза водохранилища заселяются ивами, кустарниками и травами, устойчивыми к длительному затоплению или быстро восстанавливающимися.
В нижнем бьефе с понижением уровня грунтовых вод и исключением режима поемности (до устья Селемджи) структура, состав, продуктивность фитоценозов на пойме также изменились. Многочисленные острова, регулярно переживавшие паводки, обогащаются новыми для них группировками с бобовыми, орхидеями, гречишными и др. В зарастающих озерах стали обычными бразения и чилим. Появился новый тип растительности – заболоченные луга на галечниках.
Следует отметить, что за 20 лет, прошедших после первых целенаправленных исследований растительности и флоры основных местообитаний в бьефах Зейской ГЭС, подобных работ не проводилось, однако, постановка таковых крайне назрела в связи с предстоящим освоением территории, в том числе сельскохозяйственным, намечаемым строительством низконапорных ГЭС на нижней Зее, созданием локального эконета водно-болотных угодий на Зейско-Буреинской равнине и Зеленого пояса Амура.
Животный мир
Зейское водохранилище оказалось в районе формирования фаунистического комплекса, объединявшего представителей 4-х типов фаун (Колобаев и др., 1999). Границы ареалов формируются системой хребтов Тукурингра-Соктахан и бывшим экологическим руслом -ущельем р. Зеи. С созданием водохранилища оказались затопленными лучшие пойменные биотопы, уменьшилась площадь кормовой емкости и мозаичность местообитаний. С Верхне-Зейской равнины и гор Тукурингра-Соктахан исчезли многие интразональные виды, отступившие на 30-200 км к югу: узорчатый полоз, мышь-малютка, енотовидная собака, азиатский длиннохвостый суслик и др. Водохранилище нарушило пути миграций лося и косули. Были потеряны местообитания 1000 косуль и 200 лосей (Колобаев и др., 2000), сократилась численность ряда видов как из-за потерь местообитаний, так и гибели на льду водохранилища, в торосах заберегов и от волков, рыси и росомахи. Кабарга ушла в горы, медведь - в долину Гилюя, а росомаха - вслед за волками выдвинулась ближе к водохранилищу, в надежде получить остатки их добычи. Одновременно с Зейской ГЭС строилась БАМ. Браконьеры и охотники с севера и с юга тоже участвовали в избиении зверей. Вот откуда, пожалуй, получилась сводная цифра исчезновения крупной популяции косуль в 5000 голов (Колобаев и др., 2000).
В 90-х годах наметилась тенденция к частичному восстановлению границ ареалов некоторых видов. Стали посещать берега водохранилища колонок, восточно-азиатская мышь, лисица, косуля, кабан. Меньше других пострадавший от водохранилища изюбр практически восстановил свою численность, во-время удалившись вглубь Зейского заповедника. Звери гибли в основном от хищников и браконьеров. Появились новые пути миграций у лося.