В последние годы на высоком уровне стабилизировалась численность кабарги. Соболь адаптировался к изменениям местного климата и поддерживает стабильную численность. Медведь и лисица ушли в долину Гилюя. Стал процветать в зоне волк: на выбор все копытные от изюбра до кабарги, а охотники только ведут учет их жертв. Уже не одно десятилетие говорят и пишут об их засилье. Волки оказались страшнее затопления.
Произошли изменения в мире птиц. По данным сотрудника Зейского заповедника Красиковой Е.К. (1991) численность ряда видов птиц стабилизировалась и даже возрастает. Так, популяция дикуши устойчиво развивается в северо-западной части Соктахана в стациях средних и верхних частей склонов. Вновь стали обычными в зоне водохранилища скопа и орлан белохвост. Отмечены случаи залетов на побережье черного аиста. Появились новые виды птиц. Это сизая чайка, горбоносый турпан, бургомистр. Однако, пока не сформировались устойчивые водно-болотные биотопы.
Специалисты отмечают важную роль долинных экосистем выше НПУ водохранилища в сохранении вынужденных мигрантов и обеспечении относительной устойчивости популяций ряда видов (Подольский, 2002). В значительной степени утраченные местообитания были заменены подобными в экосистемах Зейского заповедника, и в долинах притоков, что позволило воспрепятствовать резкому снижению биологической продуктивности в зоне водохранилища. Однако, эти естественные процессы борьбы за существование могли быть ускорены с меньшими потерями при более активном участии охотничье-промысловых хозяйств в уничтожении волка, спасении зверей, создании подкормочных участков и др.
Напрашиваются и другие выводы. Как правило, проектирование крупных строек, в том числе и, в особенности, гидроузлов сопровождается оживлением научных нередко многолетних исследований широкого плана, которые работают не только на конкретный объект, но и приносят другие многочисленные результаты территориям. Вблизи проектируемых гидроузлов создаются заповедники, национальные парки и заказники. Таковы биосферный заповедник Саяно-Шушенский и заказник Шушенский Бор, Витимский вблизи проектируемой Мокской ГЭС, Зейский заповедник и заказник Бекельдеуль, Буреинский заповедник и система ООПТ в обрамлении нового водохранилища и др. Такой симбиоз не случаен и позволяет улучшать охрану природной среды и контролировать использование и качество воды, биоресурсов, с самого начала на великих стройках в более полной мере соблюдать природоохранное законодательство.
Зейская ГЭС, производя 4,9 млрд. кВт.ч. электроэнергии в год, за время работы выдала более 120 млрд. кВт.ч. (к 2002 г.) в Южную энергосистему Дальнего Востока. Это эквивалентно сжиганию невозобновимого топлива - 180 млн. т. угля, который следовало бы добыть, перевезти издалека и сжечь на тепловой станции, получив при этом положенный букет загрязнений, деградацию плодородных земель, снижение уровня грунтовых вод (например, район Ерковецкого буроугольного месторождения), проблему золы, и отвалов, сделав дополнительный взнос в тепловое загрязнение планеты.
Ознакомившись с достоинствами и недостатками Зейского гидроузла, нарушившего одни и создав новые экосистемы, мы должны признать его положительную роль в развитии экономического потенциала юга Дальнего Востока и тех следствий, которыми общество не могло или еще не в состоянии воспользоваться. Например, были созданы условия для использования земель без угрозы наводнений, но до сих пор эти земли не осваиваются. Некоторые досужие люди уповают на паводки, как на панацею повышения почвенного плодородия. Но всегда мелкогумусные аллювиальные почвы поймы с запасами гумуса, вдвое меньшими, чем в лугово-черноземовидных (Амурско-Зейская равнина), нуждались и в удобрениях, и в минеральной подкормке, короче, в хозяйских руках человеческих. А теперь – еще и в таких человеках. В начале ХХ столетия две семьи с земледельческим хозяйством в районе села Аяк на Зее круглый год кормили хлебом и другой продукцией с земли город Зею с населением в несколько десятков тысяч человек.
Есть у Зейского гидроузла и свои минусы, обусловленные как системой взглядов на природу, от которой, считалось, нужно не ждать милостей, а брать их полной мерой самим, так и командной системой хозяйствования, фактическим отсутствием органов, институтов природоохранного направления. Начиная такую работу по освоению территории, нужно было не просто изучить всесторонне объект, но и предвидеть последствия далеко идущие, как теперь выясняется, сказывающиеся до самого устья Амура. Так что зона влияния водохранилища фактически не в 3 - 20 км, а в сотни и даже тысячи км. По воле 1 секретаря обкома была дана команда затопить лес, чтобы во-время отчитаться за пуск ГЭС, как по воле того же или другого руководителя была посажена Благовещенская ТЭЦ на розе ветров, уже десятки лет сносящих ее выбросы на город большую часть года.
По этим и другим причинам так долго восстанавливается природный комплекс в окрестностях водохранилища и формируется водная экосистема. Но пора оборотиться и к этому объекту, помочь нарушенной природе в восстановлении ее биологического потенциала и сохранении ее уникумов.
Бурейский комплексный гидроузел
Створ ГЭС расположен в 174,2 км выше устья р. Буреи. Этот гидроузел закладывался для решения задач энергетики и защиты от наводнений земель и населенных пунктов на Бурее и на среднем Амуре. Ввод его в действие позволит сократить завоз 5 млн. т. угля Водохранилище располагается преимущественно в горной долине, практически незаселенной, которая фрагментарно осваивалась лишь лесозаготовителями. Площадь водохранилища при НПУ 256 м составит 74 тыс. га, при УМО – 37 тыс. га, максимальная глубина – 124 м. Протяженность водохранилища достигнет 234 км, максимальная ширина - до 5 км. Объем водохранилища составляет 20,9 км3, в том числе полезный – 10,7 км3. Ежегодная сработка уровня воды будет составлять 16-19 м.
По достижении НПУ затоплению подвергнется 64,1 тыс. га земель, в том числе около 100 га сельскохозяйственных, 63,5 тыс. га лесопокрытой площади. В зоне затопления был один крупный поселок лесозаготовителей Чеугда, который к началу строительства ГЭС практически выработал закрепленную за ним лесосырьевую базу и подлежал передислокации. К настоящему времени население этого и двух других малочисленных поселков переселено в пос. Талакан и Новобурейск. В зону затопления попадает 9-км участок железной дороги Известковая – Чегдомын, которая переносится и восстанавливается на протяжении 26 км в обход водохранилища. В нижнем бьефе могут частично подтапливаться в зимнее время 6 населенных пунктов. Пока остается не переселенным из зоны воздействия водохранилища поселок Чекунда (Хабаровский край).
Как и Зейский, Бурейский гидроузел являет собой положительный пример освоения речного бассейна по рекомендациям Всемирной Комиссии по большим плотинам.: строить ГЭС комплексного назначения на притоках, сохраняя главную реку в естественном состоянии со своей многовековой динамикой и биологическим разнообразием экосистем.
Среди факторов природной среды, которые подвергаются первоочередному воздействию, и, в свою очередь, проявляют по-новому свое влияние, оказывается местный климат. Динамика режимов тепла и увлажнения территории отражает муссонный тип климата с чертами континентальности. Зима холодная малоснежная. Средняя минимальная температура января минус 33-370С, поверхности почвы- -32-330. Лето жаркое, во вторую половину и до середины сентября дождливое. Среднемесячная температура воздуха в июле 19,5-210С, средняя максимальная-26-26,50С.
За год выпадает 700-800 мм осадков на большей части долины, лишь в низовьях их количество уменьшается до 600-650 мм. Зато в горах верхней части бассейна – свыше 1000 мм. 80-90% осадков приходится на теплый период. В северной половине бассейна наличествует островная многолетняя мерзлота. Этот фактор, а также преобладание в долинах Буреи и притоков устойчивых коренных пород, слагающих преимущественно крутые склоны с глыбовый чехлом в сочетании с мерзлотой, сковывающей и рыхлые породы, обеспечивают быстрое добегание воды муссонных дождей в главную реку, вызывая частые паводки.
Появление протяженного водоема в глубокой и узкой долине вызовет изменение динамики всех метеоэлементов над ним и вблизи, в зоне влияния, ограниченной бортами долины. В результате произойдет смягчение местного климата, сдвиг безморозного периода к осени на несколько дней, увеличиваясь в целом на 10-12 дней. Улучшение эдафических условий и увлажненности в зоне влияния водохранилища приведет к увеличению прироста древесины в лесах склонов на 0,2 класса бонитета (Савченко, 2001). Вследствие большой зимней сработки воды лед на Бурейском водохранилище, как и на Зейском, будет проседать, обламываться по краям, образуя ледово-каменные нагромождения у крутых и глыбистых склонов, опасно затрудняющих преодоление таких преград копытными.
В зарегулированных условиях изменятся термические ресурсы в нижнем бьефе, где ширина зоны климатического влияния составляет от 3 км зимой до 10 км осенью, увеличатся суммы температур выше 50 и 100С, продолжительность вегетационного периода со сдвигом на 3-5 дней и продолжением осени на 12-15 дней. Снижение жесткости климата произойдет на 50. Негативным явлением в нижнем бьефе будет появление зимой полыньи с туманами парения над нею на протяжении до 40 км.
Изменения водной среды связаны с появлением огромного водоема на месте реки, изменением динамики качества и режима потока. Качественный состав воды водохранилища будет определяться стоком с водосбора, затоплением в ложе органики и поступлением в основном очищенных промышленно-бытовых стоков из верхних притоков: рр. Чегдомын и Ургал (22 млн. м3/год). На основании проведенных исследований ИВЭП и ОРГиГ ДВО РАН с прогнозом качества воды в водохранилище установлено, что приоритетная роль в формировании содержания органических и биогенных веществ принадлежит стоку питающих его рек. Из других факторов следует указать на затапливаемую органику в ложе, а также недостаточно очищенные промышленно-бытовые стоки из рр. Ургал и Чегдомын. Заметим, что в отличие от Зейского в Бурейском останется в 20 раз меньше только товарной древесины, недоступной для извлечения при вырубке (194,2 тыс.м3 и 3900 тыс.м3), нет и обширных месторождений торфа, как на Верхне-Зейской равнине. Угли и отходы теплоэнергетики, промываемые поверхностным стоком, по результатам анализов не содержат радионуклеидов и тяжелых металлов. Наконец, проточность Бурейского водохранилища в 5-7 раз больше Зейского, что будет способствовать очистке воды от органики.